«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава 8. Агитация при проведении выборов, референдума, отзыва
Статья 43. Право на агитацию
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, избирательные объединения, избирательные блоки вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата, за проведение референдума, отзыва или против их проведения, за участие в референдуме, отзыве или против участия в них, за или против вопросов, выносимых на референдум.
2. Зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, депутатам, выборным должностным лицам, в отношении которых проводится отзыв, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
3. Агитация при проведении выборов, референдума, отзыва может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законами формах. Зарегистрированный кандидат, инициаторы референдума, отзыва, депутат, выборное должностное лицо, в отношении которых проводится отзыв, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
4. В агитации при проведении выборов, референдума, отзыва не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
5. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумом или отзывом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Статья 44. Сроки проведения агитации
1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.
Предвыборная агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса, начинается по завершении регистрации кандидатов и проведения жеребьевки между кандидатами с целью распределения эфирного времени и печатной площади.
Зарегистрированный кандидат после регистрации, но не позднее чем за 29 дней до дня голосования вправе подать в редакции соответствующих телерадиокомпаний, периодических печатных изданий заявки на предоставление бесплатного и платного эфирного времени и бесплатных и платных печатных площадей.
2. Агитация при проведении референдума, отзыва, начинается со дня опубликования решения соответствующего органа о назначении референдума, отзыва и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
3. В день голосования и предшествующий ему день любая агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва, в установленном настоящим Кодексом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.
4. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, референдума, отзыва, иных исследований, связанных с выборами, референдумом, отзывом, не допускается.
Статья 45. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, инициаторов проведения референдума, отзыва, отзываемых лиц к средствам массовой информации
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, проведения референдума, отзыва, за счет средств, выделенных органами государственной власти Белгородской области, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить применительно к уровню выборов, референдума, отзыва зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам равные условия проведения предвыборной агитации, агитации на референдуме, отзыве.
2. Перечень указанных в пункте 1 настоящей статьи организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется соответствующей избирательной комиссией по представлению органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.
3. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц. Сведения о размере оплаты должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам.
4. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади и представлять данные этого учета за 5 дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования в соответствующую избирательную комиссию, а также по запросам избирательных комиссий представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц на выполнение платных работ и оплату услуг.
5. Для специализированных печатных изданий (культурно -просветительских, детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии полного их неучастия в избирательной кампании, проведении референдума, отзыва в какой бы то ни было форме.
Статья 46. Условия проведения агитации на телевидении и радио
1. Зарегистрированные кандидаты, инициаторы референдума, отзыва, отзываемые лица имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса и осуществляющих вещание на территории соответствующего избирательного округа, муниципального образования. Указанное эфирное время предоставляется в рабочие дни и должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.
2. Предоставление бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний осуществляется по графику, утверждаемому соответствующей комиссией. График предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир составляется руководством телерадиокомпании по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей комиссией среди зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц, и публикуется в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса, не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Жеребьевка проводится в течение двух дней после завершения регистрации кандидатов, опубликования решения о назначении референдума, отзыва на основании письменных заявлений зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц, поданных в редакции телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 1 статьи 45, не позднее чем за 29 дней до дня голосования. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Кодекса.
3. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации на выборах в органы государственной власти Белгородской области и на выборах в органы местного самоуправления, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации, осуществляющей теле-и (или) радиовещание, составляет менее двух часов в день, то не менее одной четвертой от общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами, а также инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами на равных основаниях.
4. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема бесплатно предоставляемого ему эфирного времени.
5. Порядок предоставления бесплатного и платного эфирного времени зарегистрированным кандидатам в средствах массовой информации, подпадающих под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, регулируется избирательной комиссией области при проведении выборов органов государственной власти области, территориальной избирательной комиссией - при проведении выборов органов местного самоуправления.
6. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса, за предоставление зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам, избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени возмещаются за счет текущего бюджетного финансирования организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание.
7. Зарегистрированный кандидат, инициаторы референдума, отзыва, отзываемое лицо имеют право на основании заключенного с организацией телерадиовещания договора получить на платной основе дополнительное эфирное время.
При этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени исключительно через соответствующие избирательные фонды. При нарушении данного условия предоставление эфирного времени на каналах телерадиокомпаний не допускается.
8. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, указанные в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса, применительно к уровню выборов референдума, отзыва обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату, инициаторам референдума, отзыва, отзываемому лицу за плату по их требованию. Размер оплаты эфирного времени должен быть единым для всех указанных субъектов и опубликован не позднее, чем через десять дней после опубликования решения о назначении дня голосования на выборах, референдуме, отзыве.
При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза.
9. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов на платной основе определяются жеребьевкой, проводимой в течение двух дней по завершении регистрации кандидатов организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, подпадающей под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных в соответствующие редакции зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями инициаторов референдума, отзыва, отзываемыми лицами.
10. В случае, если зарегистрированный кандидат, инициатор референдума, отзыва, отзываемое лицо после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за 2 дня до выхода в эфир сообщить об этом соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей агитации.
11. Агитация на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, опубликования решения о проведении референдума, отзыва в соответствии с договором, заключенным между организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, и зарегистрированным кандидатом, инициатором референдума, отзыва, отзываемым лицом.
12. Организации телерадиовещания, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, не соблюдающие требования пунктов 3, 4 статьи 45 настоящего Кодекса, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам эфирное время для целей агитации.
13. В случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, инициаторы референдума, отзыва, отзываемое лицо нарушат условия, установленные настоящим Кодексом, организация, осуществляющая теле- и (или) радиовещание и подпадающая под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация, осуществляющая теле- и (или) радиовещание, не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей агитации.
14. Организации, осуществляющей телерадиовещание и подпадающей под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, запрещается прерывать передачу агитационных материалов зарегистрированного кандидата, инициаторов референдума, отзыва, отзываемого лица, в том числе рекламой товаров, работ и услуг. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, инициатору референдума, отзыва, отзываемому лицу, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.
15. Теле- и радиопрограммы, содержащие агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени в течение пяти лет со дня голосования.
Статья 47. Условия проведения агитации через периодические печатные издания
1. Зарегистрированные кандидаты, инициаторы референдума, отзыва, отзываемые лица имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса и выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия).
2. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам, должен составлять не менее 15 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей агитации, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 10 дней после официального опубликования решения о назначении выборов, референдума, отзыва.
3. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на бесплатную публикацию агитационных материалов в данном периодическом печатном издании.
4. Даты бесплатных публикаций агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц устанавливаются жеребьевкой, проводимой соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва в течение двух дней после завершения регистрации кандидатов, опубликования решения о назначении референдума, отзыва редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Кодекса. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
5. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам бесплатной печатной площади для целей агитации, покрываются за счет средств текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий.
6. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, обязаны резервировать печатные площади для проведения агитации на платной основе зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами. Размер оплаты печатных площадей должен быть единым для всех субъектов агитации, указанных в данном пункте, и опубликован редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, референдума, отзыва. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, и не может превышать этот объем более чем в два раза.
7. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов.
8. Дата опубликования агитационных материалов на платной основе зарегистрированного кандидата, инициаторов референдума, отзыва, отзываемого лица определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных в соответствующую редакцию зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями инициаторов референдума, отзыва, отзываемым лицом. Жеребьевка должна проводиться в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Кодекса. Результаты жеребьевки оформляются протоколом и график предоставления печатных площадей публикуется в соответствующих периодических печатных изданиях.
9. В случае, если зарегистрированный кандидат, инициаторы референдума, отзыва, отзываемое лицо после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за 5 дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей агитации.
10. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, вправе публиковать агитационные материалы непосредственно после регистрации кандидата, опубликования решения о назначении референдума, отзыва в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, инициаторами референдума, отзыва, отзываемым лицом.
11. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами, предоставляемой им редакциями периодических печатных изданий, не подпадающими под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на равных условиях. Редакции периодических печатных изданий, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 3 статьи 45 настоящего Кодекса, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам печатную площадь для целей агитации.
12. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий после проведения жеребьевки. При этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды.
13. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами.
14. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом, инициаторами проведения референдума, отзыва, отзываемым лицом и не подпадает под действие пункта 1 статьи 45 настоящего Кодекса.
15. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, инициаторов референдума, отзыва, отзываемого лица, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, инициатора референдума, отзыва, отзываемого лица была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, инициатору референдума, отзыва, отзываемому лицу была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
Статья 48. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, отзываемым лицам в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных лиц, инициаторов референдума, отзыва и отзываемых лиц с избирателями, участниками референдума, отзыва для проведения собраний граждан, для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. По заявке избирательных комиссий, комиссией референдума, комиссий отзыва помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва время для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц с избирателями, участниками референдума, отзыва. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов, собственник помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий.
4. При проведении встреч зарегистрированных кандидатов, представителей инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц с избирателями - военнослужащими за пределами воинской части всем указанным субъектам обеспечиваются равные условия.
5. Порядок предоставления помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных лиц, инициаторов референдума, отзыва и отзываемых лиц с избирателями, участниками референдума, отзыва определяется соответственно избирательной комиссией области, территориальной избирательной комиссией.
Статья 49. Условия выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Зарегистрированные кандидаты, а при проведении референдума, отзыва - инициаторы референдума, отзыва, отзываемые лица вправе беспрепятственно выпускать агитационные плакаты, листовки, буклеты, другие печатные материалы, а также аудиовизуальные (аудио и видеокассеты, кинофотоматериалы) и другие агитационные материалы.
2. Все агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших указанные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.
3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в соответствующую избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, в комиссию референдума, комиссию отзыва, зарегистрировавшую инициаторов проведения референдума, отзыва. Вместе с данными материалами в избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, инициаторов по проведению референдума, отзыва не допускается.
4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва, у входа в них и в помещениях для голосования.
6. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва обязаны предусмотреть и оборудовать не позднее чем за 35 дней до дня голосования на территории каждого избирательного участка, участка референдума, отзыва специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам, инициаторам отзыва и отзываемым лицам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.
7. Размещение предвыборных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов референдума, отзыва, производится на равных для всех зарегистрированных кандидатов, инициаторов референдума, отзыва, отзываемых лиц условиях, при этом за размещение предвыборных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
8. Избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.
Статья 50. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, нормативного правового акта, выносимого на референдум
В случае вынесения на референдум проекта закона Белгородской области или проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума.
Статья 51. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации
1. Избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, отзыва.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, инициаторам референдума, отзыва, их уполномоченным представителям, отзываемым лицам, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, отзыва, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, отзыва: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, отзыва, сбор подписей и другую агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, отзыва, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, инициаторы референдума, отзыва и их уполномоченные представители, отзываемые лица и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума, отзыва обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициаторов проведения референдума, отзыва, отзываемые лица и их доверенные лица, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, отзыва не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, членов инициативных групп по проведению референдума, отзыва, отзываемых лиц, уполномоченных представителей инициаторов референдума, отзыва, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, отзываемых лиц, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, проведения референдума, отзыва осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 3 статьи 45, пунктом 15 статьи 47 настоящего Кодекса. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 45 настоящего Кодекса, участвуя в избирательных кампаниях, кампаниях по отзыву, не вправе допускать обнародования (опубликования) сведений, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, отзываемых лиц, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату, отзываемому лицу возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату, отзываемому лицу возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации в средствах массовой информации, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб их репутации, может являться основанием для привлечения организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 2 статьи 99 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, инициаторами референдума, отзыва, отзываемыми лицами установленных статьями 43 - 51 настоящего Кодекса иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, отзыва избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва вправе своим решением вынести предупреждение зарегистрированному кандидату, инициативной группе по проведению референдума, отзыва, отзываемому лицу или обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а избирательная комиссия также вправе отменить решение о регистрации кандидата.
8. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных федеральным законом и настоящим Кодексом правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|