«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Раскин А.В. Калининградский пролог. Новые условия освещения выборов для СМИ
Выборы главы города Калининграда стали первыми в новой ситуации, сложившейся после принятия депутатами Государственной Думы РФ поправок к Законам о выборах., что отчасти изменило правила участия СМИ в избирательных кампаниях. По крайней мере, действия СМИ стали «жестче» регламентироваться, а возможности для объективного анализа журналистами предвыборного процесса значительно сузились, или правильнее сказать - свелись к минимуму, к самым примитивным формам. Журналистам Калининграда первым пришлось «примерять на себя» новые правила. Поэтому так важен и интересен анализ освещения выборов мэра Калининграда в контексте последующей общероссийской стандартизации избирательного процесса.
Российская Федерация предпринимает в настоящий момент определенные усилия по сближению со странами Европы. В этой связи 26-28 сентября в Москве состоялась конференция «Международные избирательные стандарты в законодательстве и практической деятельности стран Европы», на которой было подчеркнуто стремление России шире опираться на общеевропейские принципы организации и проведения выборов. Географически Калининградская область - часть Центральной Европы. Непосредственно гранича с Литвой и Польшей, и находясь близко от Германии, Финляндии, Швеции и Дании, Калининградская область способна быстрее и активнее интегрироваться в европейское сообщество, прежде всего технологически и культурно. А система проведения выборов - это серьезный показатель уровня культуры. В последующем именно Калининград мог бы стать своего рода политическим маяком для большого общероссийского корабля.
В свое время прибалтийские республики СССР - Эстония, Латвия, Литва - рассматривались руководителями государства как экспериментальная площадка для быстрой адаптации передовых методов экономической и общественной деятельности. Именно отсюда новые идеи экспортировались на территорию всей страны. Надо отметить, что после распада СССР именно эти территории сумели быстрыми темпами сблизиться с остальной Европой. К сожалению, связи между этими странами и Россией в данный момент сильно ослабли. Объем технологического и культурного обмена заметно снизился. В нынешних условиях как раз Калининградская область может взять на себя роль локомотива в движении России на Запад. Впрочем, для этого должны быть созданы определенные условия, прежде всего, со стороны федерального центра. Это касается и экономической сферы, и политической, это относится и к избирательному процессу. В данный момент именно в Калининграде происходит активная адаптация той модели, которая должна в течение года-двух стать единой для всей страны. В этой связи серьезный и критический анализ участия калининградских СМИ в освещении выборов мэра представляется особенно актуальным.
Летом прошлого года в одном из крупнейших российских городов - Самаре - состоялись выборы мэра. Этому, как и полагается, предшествовала весьма продолжительная предвыборная кампания. Желающих побороться за кресло градоначальника нашлось немало. Кандидаты привлекли в свои штабы и экспертов-политологов, и политтехнологов, и журналистов. Причем, последние даже попытались «навязать» кандидатам и избирателям определенные демократические правила игры.
Например, избирателям журналисты предложили вначале определить наиболее острые городские проблемы, а уже после этого выбирать того кандидата, который наилучшим образом смог бы с ними справиться. Нельзя сказать, что эта идея стала главной и вокруг нее выстроилась вся кампания, но, тем не менее, она вызвала в обществе достаточно конструктивную дискуссию с участием части самарских СМИ и их аудитории. Однако к результатам, позволяющим говорить о проявлении черт гражданского общества, эта акция, к сожалению, не привела. Предвыборная кампания завершилась, как ей и было положено, в срок, население приняло участие в голосовании, а победителем вновь стал уже находившийся у власти мэр.
Вскоре после окончания избирательного марафона ряд самарских газет решили проанализировать итоги состоявшихся выборов. Выводы, к которым пришли журналисты из центра Поволжья, исключительно важны для анализа последовавших вскоре изменений во всей практике освещения выборов.
Приведем небольшую выдержку из материала журналиста И. Волкова, который был опубликован 28 июля 2001 года в газете «Самарская неделя». В статье «Что показали прошедшие выборы» отмечалось: «И еще одна мысль приходит из анализа хода и исхода выборов мэра Самары. Не заигрались ли мы в «демократию»? Ведь прошедшие в Самаре выборы - это не исключение, а подтверждение набирающей по стране силу тенденции во все большем использовании «грязных технологий», вмешательстве властей и олигархов, использовании «больших» денег для подкупа СМИ, чиновников и избирателей и т.д. Поэтому, чтобы сделать выборы действительно «чистыми», честными, равными и справедливыми, необходимо новое законодательство (выделено А.Р.) которое должно положить конец имеющимся сейчас безобразиям. Если этого не будет сделано, то может, тогда стоит подумать вообще об отмене выборности и о переходе к назначаемости губернаторов и мэров».
Сходная точка зрения высказывалась и в других регионах, но вполне возможно, что именно «слово», точнее призыв журналиста И.Волкова был услышан теми, кто в нашей стране отвечает за разработку и принятие законов. Спустя ровно год после выборов мэра Самары в российском законодательстве о выборах появились поправки, которые существенным образом изменили практику участия СМИ в освещении предвыборных кампаний на всех уровнях. Комментируя позицию законодателей, глава Центральной избирательной комиссии РФ А. Вешняков прямо отметил, что такое решение было принято с главной целью - ликвидировать «заказные» материалы в СМИ. Фактически было подчеркнуто, что журналистам больше не доверяют и не доверяют, прежде всего, именно в том, что они могут объективно освещать предвыборную кампанию (подробнее см. журнал «Журналист» N8, 2002 г. стр. 8-11). Согласно принятым поправкам, роль СМИ в условиях предвыборных кампаний теперь преимущественно сводится к предоставлению газетных, журнальных площадей или эфирного времени для проведения агитации только официально участвующих в выборах кандидатов или политических организаций. Оценивая сложившуюся ситуацию со своей стороны, генеральный директор Международного пресс-клуба, профессор А. Чумиков в ответ на вопрос корреспондента «Новой газеты», действительно ли власть ставит под жесточайший контроль свободные СМИ, прямо указывает: «Я расцениваю это как желание «построить» СМИ. При всей вроде бы сложности это не трудно сделать. Главное, чтобы не просачивалась «неразрешенная» информация. И чтобы трудно было определиться с альтернативой... Главное - чтобы СМИ помалкивали» (подробнее см. «Новая газета» N71, 26-29 сентября 2002 г.).
Подобных критических высказываний в отношении новых правил и норм было немало за последние месяцы. Но их «критической массы» оказалось недостаточно, чтобы повлиять и на общественное мнение в целом, и на законодателей, в частности. Поэтому нынешняя практика связана с необходимостью «адаптировать» принятые решения. Рассмотрим, как этот процесс «адаптации» отразился на освещении калининградскими СМИ выборов мэра. Для анализа возьмем все периодические печатные издания, которые появились в Калининграде в период с 10 по 12 сентября 2002 года, или в начале первой недели официально разрешенной агитации. Прежде всего остановимся на сетевых изданиях, то есть тех газетах, которые выходят в Калининграде при поддержке медиахолдингов.
Газета «МК в Калининграде» (N37, 12-19 сентября) в рубрике «Горячая линия» сообщает о проблемах с питьевой водой в городе. Эту же тему поднимает и другое сетевое издание «КП в Калининграде» (N166, 12 сентября). В отличие от газеты «МК», которая только обозначила проблему, «КП» обращает внимание и на способ решения, связанный с мэрией: «ситуация с водоснабжением Калининграда находится под постоянным контролем исполняющего обязанности мэра С. Бучельникова». Далее в материале сообщается о том, что срочно идет бурение скважин в городе, на это местной администрацией выделены средства. Другое сетевое издание, газета «Янтарный караван», продукт издательского дома «Провинция», в материале «Свобода слова - не разнузданность» (N37, 10 сентября) приводит интервью с губернатором области Владимиром Егоровым. В нем речь косвенно идет и о выборах мэра: «Вопрос: Чем вызваны напряженные и не всегда конструктивные отношения губернатора Егорова и мэра Калининграда Савенко? Ответ: А с чего вы взяли, что они у нас «напряженные» и «не всегда конструктивные»? Я, например, никакой напряженности не ощущаю. Мифы, невольной жертвой которых вы стали, идут, скорее всего, от непонимания специфики наших должностных отношений. Юрий Алексеевич, как хозяин города, понятно, в первую очередь, отстаивает интересы Калининграда. Моя же задача - не ущемить интересы одних муниципальных образований за счет других. Мы обречены на диалог, на то, чтобы в этом диалоге вырабатывать взаимоприемлемые решения. Пока это получается. Думаю, и Юрий Алексеевич это подтвердит». Также в этом номере газета опубликовала подробную информацию о прошедшей в Калининграде акции по борьбе с наркотиками «Даже и не пробуй!», одним из организаторов которой выступала мэрия. Интересно расположение этой заметки в газете - рядом с телевизионной программой (традиционно самой читаемой полосой газеты).
И, наконец, сетевое издание «Светлогорье» - совместный проект с «Новой газетой», опубликовала критический материал, анализирующий ситуацию с водоснабжением под заголовком «Засуха в головах чиновников мэрии» (N17, сентябрь). Материал сопровождает фотография действующего мэра - кандидата на следующий срок - с подписью: «Удивительное дело, но за четыре года «профессионал» Юрий Савенко не сдвинул проблему водоснабжения Калининграда ни на йоту. Сегодня город пьет иловые отложения». На другой полосе газета пытается анализировать и ситуацию, связанную с принятием новых поправок к Закону о выборах, которые напрямую отразились на газете. В материале «Демократия заключается в том, чтобы слушаться и выполнять команды» журналист П. Градов пытается анализировать деятельность городской избирательной комиссии и справедливость выносимых ею решений. Уже в начале материала указывается: «Газета «Светлогорье» предупреждает всякие избирательные комиссии: данная публикация предвыборной агитацией не является». Такое сообщение как раз и связано с тем, ранее газету привлекли к ответственности за сообщение о незаконной листовке, которая появилась в городе.
Областная газета «Калининградская правда» собственно выборам посвятила один материал (N184, 12 сентября) «Троянский конь избирательной системы», в котором делается попытка разобраться в новом законодательстве, в частности, в вопросах, связанных с агитацией в СМИ. В обсуждении участвуют главы областной и городской избирательных комиссий. В том же номере, на специальной полосе «Вестник Калининграда» обсуждаются проблемы водоснабжения, рассказывается о том, что делает городская власть для решения вопроса. Следует отметить, что «Вестник Калининграда» - совместный выпуск мэрии Калининграда и городского Совета депутатов.
Частная газета «Калининградские новые колеса» теме предстоящих выборов посвящает серию материалов (N124, 12-18 сентября). Прежде всего в материале «Калининград и коррупция. Берут ли взятки чиновники мэрии» авторы проводят опрос среди влиятельных горожан. Но из 21 приведенного ответа только в одном случае было прямое указание на наличие коррупции: «Лазарь Фуксон, начальник управления образования администрации Калининградской области. В мэрии Калининграда коррупция есть... Некоторые мои знакомые столкнулись с фактами коррупции в Калининградской мэрии». Другой материал критикует детские программы городской администрации - статья «Крест на детях ставит городская власть, закрывая ясли и детсады». Материал «Воды нет, а деньги берут» представлен в виде открытого письма депутата И. Рудникова и.о. мэра Калининграда С. Бучельникову и прокурору Калининградской области В. Чулкову и связан с уже упоминавшейся проблемой водоснабжения. Остальные материалы, связанные с выборами, публикуются на правах агитации и оплачиваются из избирательного фонда кандидата на должность мэра И. Рудникова. Это и предвыборная программа кандидата И. Рудникова, и его биография, и объяснения того, почему И. Рудников стремится стать мэром.
Оплаченные материалы из предвыборного фонда кандидата на должность мэра Ольги Даниловой публикуются на страницах газеты «Страна Калининград» (N37, 11-17 сентября): предвыборная программа, биография, «странички из дневника», повествующие о том, как для О. Даниловой началась ее собственная кампания. Другой материал газеты «Звезды против героина», некоторым образом связанный с предстоящими выборами, также посвящен акции, проведенной мэрией против наркотиков. В отличие от других изданий газета «Страна Калининград» приводит даже фрагмент интервью с ушедшим в отпуск на время кампании мэром Ю. Савенко. «Мэр города Юрий Савенко, сопредседатель оргкомитета акции, подчеркнул: «Мы должны сплотиться, чтобы город навсегда забыл о наркотиках и СПИДе. Тогда солнце над Калининградом станет светлее, а мы - добрее».
Газета «Каскад» (N164, 12 сентября), рассматривая предвыборную тематику, публикует небольшую заметку «Предупредили об ответственности», в которой сообщается о проведенных в городской избирательной комиссии встречах с журналистами. В их ходе журналистов предупредили о необходимости соблюдать новое законодательство.
Наконец, бесплатная газета «Дворник», разовый тираж которой составляет 113580 экземпляров, в рубрике «Мнения» публикует статью ректора Калининградского государственного университета Андрея Клемешева «Выборы объединяют элиту» (N34, 10-17 сентября), в которой автор взвешивает шансы претендентов на должность мэра, определяет ключевые городские проблемы.
Проведенный анализ, безусловно, носит предварительный и выборочный характер. После завершения избирательной кампании можно будет более детально (при непосредственной помощи и участии калининградских журналистов и экспертов) рассмотреть роль СМИ в освещении выборов, выявить наиболее сложные проблемы, от решения которых будет во многом зависеть и характер освещения выборов в других регионах России, да и выборов федерального уровня.
Предварительно можно отметить, что новое законодательство не повлияло напрямую на распространение через каналы массовой коммуникации критических суждений в отношении тех или иных кандидатов. Они, по-прежнему, присутствуют, правда, в виде агитационных материалов, оплаченных из избирательных фондов. Таким образом, их количество ограничивается размерами этих фондов и расценками, утвержденными в СМИ, на их размещение. Уровень критических материалов закономерным образом оказался выше в тех изданиях, которые более дистанцированы от действующей власти и рассчитывают в своей практической деятельности не на господдержку в том или ином виде, а на собственные ресурсы.
В этом отношении газета «Калининградские новые колеса» заслуживает отдельного внимания, так как выступает в качестве сугубо местного издания, основу финансирования которого составляет публикация частных объявлений о купле-продаже движимого и недвижимого имущества. В то же время газета «Калининградские новые колеса» при всем высоком уровне критических материалов, преимущественно служит интересам своего учредителя, депутата областной Думы И. Рудникова, который также выступает в качестве одного из основных кандидатов на пост мэра. На страницах этой газеты не было опубликовано предвыборных материалов других участников кампании. Можно сказать, что как тип издания «Калининградские новые колеса» вполне сопоставимы сегодня с популярными газетами объявлений, которые существовали в Англии в конце 18 - начале 19 вв. и приносили экономическую и политическую прибыль исключительно их единоличному владельцу.
Другие сугубо местные городские газеты, прежде всего, «Каскад» и «Страна Калининград» свои критические материалы построили преимущественно вокруг одной темы - водоснабжение города. И хотя эта проблема для жителей Калининграда оставалась одной из самых животрепещущих на протяжении всего летнего и осеннего периодов, однако ответственность, согласно материалам журналистов, ложилась преимущественно на областные власти - ведь вода в город поступает из области. Напротив, работники мэрии все делали для ликвидации проблемы: начали бурить скважины прямо в городской черте, установили водяные краны прямо на улицах. Ясно, что газеты поддержали действующего мэра.
В содержании сетевых изданий («МК в Калининграде», «КП в Калининграде», «Янтарный караван», «Светлогорье») преобладали лишь информационные материалы о событиях в городе и области, мало связанные с предвыборной кампанией. Исключение составляет газета «Светлогорье», партнер «Новой газеты», в которой уровень критических материалов оказался весьма высоким. И, вероятно, как следствие этой тенденции, были предприняты попытки привлечь к ответственности именно эту газету, обвинив в незаконной агитации уже по нормам нового законодательства.
Следующая важная тенденция, которая уже проявила себя в полной мере еще до завершения кампании - это участие всех изданий в манипулировании информацией. Дело в том, что Закон запрещает СМИ участвовать в агитации, но не запрещает вести информационную деятельность. Освещение тех или иных событий с присутствием кандидатов или организованных при их помощи и составляет часть информационной деятельности. К примеру, мэрия Калининграда в начале сентября проводила акцию «Даже и не пробуй» с участием первой леди страны Людмилы Путиной, известного певца Олега Газманова и других знаменитостей. Естественно, газеты не обошли это событие своим вниманием. Но в то же время ничего не сообщалось об иных событиях, в которых принимали участие другие кандидаты, словно их и не было. Кстати, об этой проблеме предупреждал в своем комментарии и А. Вешняков (подробнее см. журнал «Журналист» N8, 2002 г. стр. 8-11), ограничившись лишь призывом к СМИ стараться быть объективными. Очевидно, что вокруг манипуляции «информационными поводами» и будет построена дальнейшая практика оказания влияния на избирателей заинтересованными структурами.
Отметим и еще одну особенность нынешних калининградских выборов - участие в них в качестве зарегистрированного кандидата журналиста, корреспондента газеты «Страна Калининград» Ольги Даниловой. Первоначально газета, в которой работает О.Данилова, отмечала, что ее решение стать кандидатом на пост мэра связано с желанием глубже понять технологию выборов. Однако пока рано судить о том, что послужило истинными мотивами решения журналиста. Трудно сказать, сумеет ли О.Данилова достаточно независимо и критично посмотреть на избирательный процесс или ограничится лишь констатацией фактов, связанных с выборами. Первые ее публикации в той же газете «Страна Калининград» пока демонстрируют поверхностный взгляд на избирательный процесс. Впрочем, в полной мере, оценить значение этого «эксперимента» можно будет уже после выборов, когда перестанут действовать ограничения законодательства.
Наконец, самой главной тенденцией, связанной с освещением выборов мэра Калининграда, можно считать полное отсутствие аналитической информации, публицистических материалов. Именно в этом принятое законодательство проявило себя в наиболее деструктивной форме. Ведь лишенные возможности анализировать действительность СМИ превращаются лишь в средства пропаганды и агитации, то есть в то, чем они так долго были в условиях тоталитарной системы. Однако это никаким образом не может быть поставлено в вину калининградским журналистам. Они лишь оказались первыми в числе заложников недальновидной политики, осуществляемой на законодательном уровне. «Не рой яму другому, ибо сам в нее попадешь!» В справедливости этой мудрой пословицы можно было лишний раз убедиться буквально на днях, когда руководитель ЦИКа оказался поставленным в крайне затруднительное положение своими же коллегами из Нижнего Новгорода и Красноярского края. Исключение СМИ из избирательного процесса - практика опасная и, безусловно, порочная, возвращающая нас к тем временам, когда основные решения принимались без общественной дискуссии, «подковерно», что приводило к неизбежным негативным последствиям для всего общества и позволяло лишь добиваться сиюминутной выгоды определенным клановым группам.
Выборы в России, особенно на местном уровне, оказались в тисках двух крупных проблем: с одной стороны, активная деятельность структур паблик рилейшнз, которые призваны способствовать победе своих клиентов (именно они и придумывают всевозможные технологии для того, чтобы склонить избирателей к поддержке «нужного» кандидата); с другой стороны, наблюдается слабость судебной власти - важнейшего гаранта соблюдения законности и справедливости. Можно принять много законов, поправок к законам, выпустить много указов, распоряжений, а вопрос все равно будет решен так, как это выгодно более сильному участнику избирательного процесса на данный момент. Хотя именно закон должен защищать слабых от сильных, а сильных от таких же сильных, а иногда и от слабых, если их много. Понимая, что сделать судопроизводство, особенно на местах объективным и непредвзятым, пока не по силам, власть решила перенести внимание на СМИ, максимально отдалив их от политического процесса. Правда, исторический опыт подсказывает, что монополизировать власть не так и сложно. Если объединить все ресурсы, то и к управлению можно привести того кандидата, который «нужен» власти. Тут журналист И. Волков из «Самарской недели» прав: можно снова назначать глав администраций - разница в этом случае невелика. А деньги, потраченные на выборы, можно и сэкономить. Но велика ли сила власти, реально не поддерживаемая большинством?
Часто забывается, что предвыборная кампания - уникальная возможность участвовать в дискуссии: обсуждать, спорить, доказывать, приводить свои доводы и опровергать другие. Конечно, требуется прикладывать немало усилий, чтобы терпеливо, без лишних эмоций участвовать в обсуждениях. Но в этом и есть основной смысл демократического процесса. Его привлекательность в возможности обсуждая разрешать сложные проблемы. Кто-то может вести дискуссию самостоятельно. Кому-то требуются консультанты, помощники. Средствам массовой информации предназначено быть в центре этой дискуссии, предоставляя равные возможности всем членам общества.
Что же касается «грязных технологий», обилие которых, возможно, и послужило поводом для принятия новых поправок к законам о выборах, то, как справедливо указывает профессор А. Чумиков, такого понятия нет (подробнее см. «Новая газета» N71, 26-29 сентября 2002 г.). Существуют только «законные» или «незаконные» технологии. Тут-то и должен свое слово сказать при необходимости справедливый суд, а его-то по сути нет. В таких условиях, конечно, во всем будут виноваты журналисты. Кто-то же должен быть виноват. Кстати, если внимательно прочитать принятые поправки, то они оставляют журналистам хоть небольшую, но все же возможность даже в условиях предвыборных кампаний обсуждать острые проблемы региона, а это во многом и есть дискуссия о власти. А дальше остается внимательно изучать биографии кандидатов, благо этого Закон пока не запрещает.
Важно заметить, что у Калининградских СМИ существуют все объективные условия для того, чтобы стать яркой демократической трибуной, организовать всестороннее обсуждение как городских проблем, так и шире: областных, федеральных. СМИ Калининграда, в первую очередь периодическая печать, имеют давние и богатые традиции. Достаточно вспомнить, что вскоре после окончания второй мировой войны на территории области появились многочисленные районные и городские газеты. Некоторые из них быстро выдвинулись в лидеры местной печати СССР, их рассматривали в качестве положительного примера организации газетного дела (подробнее см. «Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт. Методики. Рекомендации» М., 1988).
Наряду с районными и городскими газетами активно развивалась в области военная и отраслевая печать. На работу редакций оказывала влияние богатая культурная среда, а также широкомасштабная помощь из центра. После 1991 года в Калининградской области наблюдался резкий всплеск журналистской активности, многие из тех изданий, которые регулярно выходят в Калининграде сейчас, появились в тот период. По количеству газет область лидирует в России. Так, согласно данным Книжной палаты РФ, в Калининградской области издается 41 издание (подробнее см. «Печать Российской Федерации в 1999 г.» М., 2000). В Калининграде действует четкая и весьма оперативная система распространения печатной периодики.
Развитие электронных СМИ также происходит активно. Атлас российского радио и телевидения указывает, что в области вещает 9 станций, однако другие источники зафиксировали и большее количество. Среди лидеров эфира можно выделить такие телевизионные станции, как: ГТРК «Янтарь», НТРК «Каскад», телеканалы «Дюны», «Прометей», в числе радиостанций: «Балтик плюс», «Балтийская волна», «Янтарь» и др. Активно развивается система бесплатной печати. Это такие газеты, как: «Дворник», «Ва-Банк». Существует оперативные онлайновые информационные источники, которые распространяются через интернет.
Этот мощный совокупный калининградский информационный ресурс с учетом давних традиций и богатого опыта со временем неминуемо превратится в основу для формирования гражданского общества, какие бы препятствия не возникали на его пути.
А.В. Раскин
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|