Демократия.Ру




Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:18


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Понятие предвыборной агитации

3. Как отграничить информационные материалы от агитационных?

При отграничении информационных материалов от агитационных будет рассматриваться вопрос, содержат ли материалы средства массовой информации признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и проводится ли она в формах, указанных в п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях, а также соблюдены ли в них принципы информирования избирателей (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях).

Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Именно соблюдение этого принципа позволяет считать какой-либо материал, размещенный в СМИ, информационным. Нарушение указанных принципов может повлечь за собой признание материала агитационным. К примеру, если информация о политической партии, избирательном блоке, кандидате является объективной, достоверной, но систематически подается односторонне, с целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо одного кандидата, какую-либо одну партию или один блок, в то время как сведения о других политических партиях, избирательных блоках, кандидатах замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.

Агитационной следует считать, помимо деятельности по распространению прямых призывов голосовать (т.е. деятельности, имеющей целью побудить избирателей голосовать) за или против кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о политических партиях, избирательных блоках, кандидатах в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и т.п.

В случае если правоприменительный орган (избирательная комиссия, МПТР России) считает агитационным материал, распространенный с нарушением правил предвыборной агитации, для решения вопроса о подтверждении данной оценки и привлечении к ответственности виновных лиц указанный орган вправе обратиться в суд.

4. Является ли предвыборной агитацией деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за гражданина в период избирательной кампании, но до выдвижения его кандидатом?

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него либо против всех кандидатов. Таким образом, деятельность признается агитационной в случае ее направленности на позиционирование в сознании избирателей определенных лиц в качестве кандидатов на соответствующих выборах и передачу избирателям информации о положительных либо отрицательных качествах таких лиц. В случае осуществления такой деятельности до выдвижения гражданина в качестве кандидата и, соответственно, до создания избирательного фонда и при условии, что такая деятельность осуществлялась с финансовыми затратами, к кандидату на соответствующих выборах либо к иным виновным лицам могут быть применены предусмотренные законом меры ответственности за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций СМИ (ст. 5.8 КоАП), а также за финансирование избирательной кампании кандидата помимо средств избирательного фонда - вплоть до мер государственно-правовой ответственности, выражающихся в отказе в регистрации или отмене регистрации (если виновным лицом является кандидат).

Однако если в действиях гражданина вышеуказанная направленность четко не выражена, деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании (то есть со дня официального опубликования решения уполномоченного на то лица или органа о назначении выборов - п. 19 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и создающая в обществе определенное мнение о гражданине, даже если он впоследствии будет выдвинут кандидатом, не может считаться предвыборной агитацией, совершаемой вне агитационного периода. Иное означало бы признание незаконной в период избирательной кампании любой общественно значимой государственной, общественной деятельности лиц, которые в ходе указанной кампании могут быть выдвинуты кандидатами.

5. Является ли предвыборной агитацией деятельность по распространению политической рекламы политической партии, осуществляемая в период избирательной кампании, но до выдвижения федерального списка кандидатов?

Исходя из определения политической партии как организации, основной целью которой является участие в выборах, со дня официального опубликования решения о назначении выборов любую политическую рекламу политических партий следует рассматривать как предвыборную агитацию. В связи с этим при осуществлении такой деятельности необходимо соблюдать установленные законом сроки проведения предвыборной агитации.

6. Согласно подп. «д» п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях «распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью и исполнением ... служебных обязанностей должностных лиц...» может содержать в себе признаки агитации. Означает ли это, что журналист, узнав о членстве того или иного кандидата в спортивном клубе и сказав об этом публично, занимается агитацией? Только непонятно - «за» или «против»: для членов одного клуба - «за», а для членов остальных - «против». Содержит ли в себе такая информация признаки предвыборной агитации?

Федеральным законом об основных гарантиях установлено, что предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за или против кандидата либо против всех кандидатов (подп. 4 ст. 2). Если передача информации, о которой говорится в вопросе, имеет именно такую цель и распространяется в форме, указанной в подп. «д» п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях (распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей), такая информация является агитационной. Об агитационной цели свидетельствует, например, систематический характер распространения подобной информации. Например, на практике имели место случаи выпуска специальных передач, фильмов, посвященных тому или иному кандидату, с целью позиционирования такого кандидата и агитации за него или против него. Поскольку в соответствии с подп. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается самостоятельно, без оплаты эфирного времени или печатной площади за счет средств избирательного фонда проводить предвыборную агитацию, то следует воздерживаться и от систематического распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных (должностных) обязанностей, направленного на побуждение избирателей голосовать за или против кандидата.

7. Будет ли считаться предвыборной агитацией мнение телеведущего относительно одного или нескольких кандидатов, высказанное в эфире?

Федеральный закон об основных гарантиях закрепляет право журналистов информировать граждан о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках. В связи с этим в рамках информирования избирателей не исключается и анализ предвыборной деятельности кандидатов, а в рамках этого - и оценка кандидатов со стороны журналиста. Исходя из этого следует рассматривать и положения п. 2 ст. 48, который содержит перечень форм проявления агитационной деятельности. В связи с этим надо оценивать и то, как выражает телеведущий свое мнение о тех или иных кандидатах: имеют ли его высказывания целью побудить или побуждают ли избирателей к голосованию за кандидата или против него либо против всех кандидатов. Высказывания телеведущего в эфире, содержащие определенную оценку кандидата или кандидатов и целенаправленно, систематически создающие положительное или отрицательное отношение избирателей к кандидату (кандидатам), согласно подп. «е» п. 2 ст. 48 являются предвыборной агитацией, а в соответствии с подп. «ж» п. 7 той же статьи представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности (в данном случае - телеведущему в эфире) следует воздерживаться от такого рода действий.

8. Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?

Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией (подп. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). При определенных обстоятельствах такая деятельность может оцениваться как воспрепятствование осуществлению избирательных прав, если она, например, сопряжена с подкупом, насилием, использованием должностного или служебного положения, что влечет привлечение виновного лица (виновных лиц) к уголовной ответственности по ст. 141 УК.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта