«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Организации СМИ и информирование избирателей
9. Прошу раскрыть содержание п. 4 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях: что подразумевается под «деятельностью организаций, осуществляющих выпуск СМИ» и что означает «осуществляется свободно».
Согласно п. 46 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях под организациями, осуществляющими выпуск СМИ, понимаются организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий.
Принцип свободного информирования избирателей означает, что никто не вправе влиять на деятельность организаций СМИ, осуществляемую в соответствии с законом, вмешиваться в нее. Объемы, конкретное содержание материалов, содержащих информацию о выборах, время их выхода в свет (в эфир), их расположение в информационных блоках новостей и иные вопросы их распространения определяются организациями СМИ самостоятельно, а не в соответствии с предписаниями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных субъектов. Данные материалы не могут подвергаться какой-либо цензуре (ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
10. Какие материалы о выборах можно публиковать со дня официального опубликования решения о назначении выборов и до официального начала предвыборной агитации, а какие - нельзя?
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва начнется со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С этого момента в СМИ могут публиковаться исключительно информационные материалы о выборах, а агитационные материалы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков могут появиться в СМИ не ранее 7 ноября 2003 года, за 30 дней до дня голосования (п. 2 ст. 58 Федерального закона о выборах депутатов).
11. Есть такое понятие, как «информационная деятельность». В соответствии с его определением мы должны освещать ход кампании, атмосферу, кандидатов и т.д. Но как быть в такой ситуации? Один кандидат сегодня провел в ходе кампании три встречи. Во время первой он пел и плясал с цыганами, во время второй - целовал порнозвезду, во время третьей - нырял в прорубь. В этот день его конкурент провел пять встреч, но в ходе всех этих встреч бубнил с трибуны. Естественно, мы даем сюжет обо всех трех встречах первого кандидата, а о втором промолчим, так как видеоряд откровенно неинтересен. И тут мы нарушаем принцип равенства. Не будет ли здесь нарушен п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях?
В соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях при осуществлении информирования избирателей не допускается оказывать предпочтение какому-либо кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Это требование закона является императивным и обязательным для исполнения всеми организациями СМИ. Закон совершенно справедливо не оставляет в данном случае этим организациям права руководствоваться в информировании избирателей своими субъективными предпочтениями. Если организация СМИ пренебрегает принципом равноправия кандидатов, как это показано в приведенном примере (то есть при осуществлении агитационной деятельности кандидатом обходит это событие вниманием), она нарушает закон и будет проигрывать судебные процессы, инициированные кандидатами, чьи права были нарушены.
12. На телевидении существует аналитическая программа, которую ведет чиновник высокого уровня. Она выходит с определенной периодичностью, причем он ее ведет, скажем, как частное лицо, как внештатный журналист. Начинается предвыборная кампания, и мы узнаем, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты. Мы должны снять его как ведущего этой программы, вообще убрать программу с телевидения или есть какие-то иные варианты?
Как установлено п. 7 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях, должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организаций телерадиовещания, если указанные лица являются кандидатами, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации. Как вытекает из данного положения Федерального закона об основных гарантиях, запрет касается только избирательной тематики и не распространяется на аналитические программы в случае, если в ней нет тем, связанных с освещением избирательной кампании. Этот запрет должен соблюдаться ведущим телепрограммы с момента его выдвижения в качестве кандидата и до момента его регистрации кандидатом.
Если внештатный журналист одновременно является должностным лицом, ему необходимо учитывать запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения, заключающихся в том числе в преимущественном доступе к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации (подп. «е» п. 5 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях).
Согласно п. 2 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях со дня регистрации кандидат, работающий в организации телерадиовещания в качестве ведущего телепрограммы, должен быть освобожден от выполнения служебных обязанностей на время участия в выборах. В подтверждение данного факта не позднее чем через три дня со дня регистрации он обязан представить в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения). Данная норма в силу ст. 52 Закона о СМИ в полной мере распространяется как на тех авторов, которые связаны с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, так и на иных, признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
13. Допускает ли действующее законодательство размещение в эфире аналитических, юмористических передач, связанных с выборами (в том числе с обзором мероприятий по предвыборной агитации кандидатов), в период избирательной кампании?
Действующее законодательство о выборах допускает выпуск аналитических передач, посвященных избирательной кампании в период ее проведения. Однако эти передачи должны соответствовать принципам объективности и достоверности, не нарушать равенство прав кандидатов. Вместе с тем, исходя из законодательства о выборах не может считаться аналитической передача, в ряде выпусков которой систематически подается односторонняя (негативная или позитивная) информация об одном или нескольких кандидатах, замалчивается информация о других кандидатах, смешиваются факты и предположения, информация и комментарий к ней. Такая передача носит признаки предвыборной агитации.
Законодательство о выборах не регулирует вопросы выпуска юмористических передач. По аналогии, для того, чтобы такие передачи не были признаны агитационными, они не должны нарушать принцип равенства кандидатов, политических партий, избирательных блоков.
14. Допустимо ли давать какие-либо комментарии при обнародовании опросов общественного мнения?
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона об основных гарантиях обнародование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. Это означает, что на их обнародование распространяются все требования закона к информированию избирателей - объективность, достоверность, беспристрастность, соблюдение равенства прав кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Комментарий результатов опросов общественного мнения, сделанный в соответствии с этими принципами, не является предвыборной агитацией.
15. Подпадает ли под требования статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях публикация суммарных (обобщенных) результатов опросов общественного мнения, проведенных различными организациями?
Да, подпадает.
16. На улице прохожим задается вопрос: «За кого Вы будете голосовать на этих выборах?» - и ответы граждан выдаются в эфир. Относится ли такая форма опроса к опросам общественного мнения в смысле статьи 46 Федерального закона об основных гарантиях? Относится ли такая форма опроса к форме предвыборной агитации, предусмотренной подп. «б» п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях?
Указанный сюжет может присутствовать как в информационном, так и в агитационном материале. Если репортаж о предпочтениях избирателей носит объективный и беспристрастный характер, осуществляется в рамках аналитической или информационной программы, признаки предвыборной агитации в нем отсутствуют.
17. Можно ли приглашать в радиоэфир (вне рамок выделенного в соответствии с законом для предвыборной агитации эфирного времени) общественно-политического деятеля, который сам не участвует выборах, для того чтобы он прокомментировал ход кампании с элементами критики или одобрения тех или иных партий?
Подобные действия, если они имеют целью информирование избирателей и отвечают его принципам (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях), вполне соответствуют требованиям избирательного законодательства. Если же таким образом ведется целенаправленная линия по формированию определенного отношения избирателей к кандидату, политической партии, избирательному блоку, то подобные действия перейдут в категорию предвыборной агитации и могут быть квалифицированы как правонарушающая предвыборная агитация. Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется перед эфиром ознакомить общественно-политического деятеля с понятием и признаками предвыборной агитации (п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях).
18. Нарушается ли закон в случае, если в информационном блоке о кандидатах отсутствует информация о каком-либо кандидате в связи с тем, что в освещаемый период времени он не проводил агитационных мероприятий?
В данном случае закон нарушен не будет.
19. В какой очередности должна даваться информация в информационных блоках о кандидатах?
Согласно п. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях недопустимо оказывать предпочтение тем или иным кандидатам при осуществлении информирования избирателей об их предвыборных мероприятиях. Однако закон не устанавливает какой-либо очередности освещения предвыборных мероприятий кандидатов, политических партий, избирательных блоков, подразумевая лишь недопустимость замалчивания деятельности одних кандидатов и чрезмерное освещение деятельности других.
20. П. 5 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях содержит требования к сообщениям о проведении предвыборных мероприятий в информационных программах. Должно ли соблюдаться это требование в других телепередачах СМИ, не носящих информационный характер, например, в аналитических?
Аналитические передачи, информирующие о выборах, должны быть объективными, достоверными, в них должно соблюдаться равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Сообщаемая в такой передаче информация должна быть четко отделена выступающим в данной передаче от комментария к этой информации. Вместе с тем, если цикл аналитических передач, даже с соблюдением этих требований, будет целенаправленно и систематически положительно характеризовать одного кандидата и замалчивать информацию о других кандидатах (либо целенаправленно характеризовать их отрицательно), деятельность по выпуску этих передач может быть расценена как агитационная.
21. Входит ли в понятие «информирование» освещение служебной деятельности депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации?
Согласно п. 2 и 3 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях депутаты Государственной Думы, Президент Российской Федерации в период избирательной кампании не слагают с себя полномочия и остаются при исполнении своих обязанностей. Аккредитованные в парламенте корреспонденты могут показывать, что происходит в ходе принятия законов Государственной Думой, в том числе освещать позицию депутата по тому или иному закону, что является информированием. Освещение официальной деятельности Президента Российской Федерации, например государственного визита в период избирательной кампании, также будет информированием. Отметим, что такого рода информация вообще не относится к информированию избирателей о выборах и не регулируется законодательством о выборах, если только в данной информации не будет указываться, что соответствующее должностное лицо является кандидатом.
В связи с этим, например, фильм о кандидате - должностном лице, в котором рассказывается его биография, включая факты служебной деятельности в прошлом, следует расценивать как агитационный материал, который должен распространяться с соблюдением требований к распространению агитационных материалов.
22. В последний день предвыборной агитации СМИ становится известна достоверная информация о наличии судимости у потенциального кандидата в депутаты, которую тот скрыл. Чем должны руководствоваться СМИ, чтобы не нарушить закон и довести эту информацию до избирателя?
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях информация о судимостях кандидата включается в избирательный бюллетень (п. 7 ст. 63), а также размещается на информационном стенде в помещении для голосования (п. 4 ст. 61) и таким образом доводится до избирателей избирательными комиссиями. Делается это на основании сведений о судимостях, представленных кандидатом в порядке ст. 33 Федерального закона об основных гарантиях в письменном заявлении о согласии баллотироваться по конкретному округу. Непредставление, т.е. сокрытие кандидатом сведений о судимостях является нарушением действующего законодательства. Поэтому организация СМИ, которой стала известна достоверная информация о судимости кандидата, которую последний скрыл, вправе довести эту информацию до организующей выборы избирательной комиссии, чтобы она успела отреагировать должным образом.
Избирательная комиссия обязана провести проверку поступившего к ней сообщения о недостоверности представленных кандидатом сведений и при выявленных фактах недостоверности передать данную информацию в СМИ. Именно в данном случае СМИ могут и должны довести до избирателей эту информацию.
23. Является ли выдвижение региональным отделением политической партии кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации основанием для ограничения права политической партии распространять на каналах общероссийских организаций телерадиовещания информацию о партии, не связанную с участием региональных отделений партии в региональных выборах?
Выдвижение региональным отделением политической партии кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не является основанием для ограничения права политической партии распространять на каналах общероссийских организаций телерадиовещания информацию о партии, не связанную с участием региональных отделений партии в региональных выборах.
Эту деятельность политическая партия вправе осуществлять в силу положений п. 1 и 3 ст. 8, а также подп. «а» и «ж» ст. 26 Федерального закона «О политических партиях».
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|