Демократия.Ру




Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает. Никколо Макиавелли


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.12.2024, четверг. Московское время 21:12


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Раскин А.В. СМИ и выборы в регионах России

Принятие новой российской Конституции в 1993 году и федеральных законов о выборах дали колоссальный импульс для развития демократической системы и распространения ее принципов в стране. Вслед за предоставлением населению права свободно выбирать главу государства был изменен и порядок формирования исполнительной власти в регионах. На место назначенцев пришли всенародно избранные президенты автономных республик, губернаторы краев и областей, мэры городов. Выборы, в буквальном смысле слова, зашагали по стране. Все региональные политики были вовлечены в избирательную процедуру, что подразумевало сбор подписей, процедуру регистрации кандидатов, проведение предвыборной агитации. Борьба за голоса избирателей потребовала полномасштабного использования средств массовой информации, в первую очередь, региональных, ориентированных на проживающее в регионе население.

Начало избирательного марафона в регионах Российской Федерации совпало с завершением первой стадии масштабного процесса реформирования экономики страны, с так называемой «ваучерной приватизацией». Основной целью данного этапа реформ стало создание за короткий промежуток времени в постсоветском обществе нового класса собственников. Однако существовавшая на тот момент слабая юридическая база, недостаточная правовая защита населения, невысокий уровень экономических знаний в стране в целом, весьма низкая номинальная стоимость приватизационных чеков, - эти, а также целый ряд других факторов привели к тому, что вместо равномерного распределения собственности среди граждан Российской Федерации основные средства производства были сконцентрированы в руках узкого круга лиц из числа бывшей советской номенклатуры, чиновников «новой волны», представителей криминального мира.

В таких условиях стремление проводить выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с общемировой практикой и традициями развитых стран натолкнулось на сложившиеся в ходе приватизации экономические и политические реалии. До финансового кризиса 1998 года монетарный фактор играл значимую роль в выборном процессе. В этой сфере стали вращаться достаточно солидные денежные средства, что повлияло на развитие политической рекламы и практику ее активного размещения в СМИ, способствовало привлечению к подготовке и проведению избирательных кампаний специалистов в области паблик рилейшнз (PR), вызвало всплеск интереса к политическому консалтингу.

Однако после кризиса, в условиях, когда расходование значительных средств на организацию и проведение выборов стало проблемой, политтехнологи и консультанты стали полагаться на более дешевые, лобовые, но все же воздействующие на широкие массы методы ведения агитации, используемые либо тоталитарными режимами, либо демократиями, находящимися на начальной стадии своего развития. Все это позволило характеризовать методы проведения российских избирательных кампаний как «грязные» технологии. Впервые, данные методики поддержки кандидатов были использованы в период избирательной кампании в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Вслед за ней ни одна региональная политическая кампания не обходится без упоминания об использовании тех или иных «грязных» технологий.

Тем не менее, тщательное изучение зарубежного избирательного опыта организации избирательных кампаний показывает: все, что так широко распространено сегодня в Российской Федерации, используется или использовалось ранее в других странах, выбравших демократию в качестве способа организации политического устройства. Избирательные кампании в регионах России в своих основных чертах повторяют модели организации и проведения выборов, разработанные в западных странах.

К настоящему моменту известны три основных модели: «командная» (ее еще называют военной), «коммерческая», и «цифровая». Остановимся подробнее на данных моделях, чтобы лучше представить характер избирательного процесса и соответственно выделить некоторые типологические особенности поведения СМИ в период выборов.

Зарождение «командной» модели проведения и освещения президентской предвыборной кампании произошло в начале XIX века. «Командная» модель предвыборной кампании означала фактическую зависимость кандидата от лидеров выдвигавшей его партии. Именно партийные боссы руководили ходом избирательной кампании. Их влияние было обеспечено связями с крупными промышленниками и финансистами, чьи интересы партийные лидеры по сути и выражали. Политические боссы при подготовке к выборам больше полагались на практику подкупа голосов, чем на методы воздействия на общественное мнение с помощью прессы. Однако с расширением влияния прессы на общество и затем с появлением радио роль средств массовой информации в предвыборном процессе усилилась. В результате кандидаты получили возможность несколько дистанцировать от себя лидеров политических партий и обратиться к помощи консультантов по СМИ, специалистов в области паблик рилейшнз.

Переход от «командной» модели организации и проведения выборов к «коммерческой» начался в середине 1920-х гг., когда радио стало мощным и влиятельным СМИ, обеспечивающим кандидатам непосредственный доступ к огромной аудитории избирателей в обход партийных боссов. Полностью переход от одной модели организации избирательной кампании к другой завершился только в начале 1950-х гг. Сутью «коммерческой» модели стала идея предлагать кандидата избирателям с помощью тех же методов, какие используются для продвижения обычного товара с помощью коммерческой рекламы. Полностью переход от «командной» модели проведения предвыборной кампании к «коммерческой» завершился в эпоху телевидения. Именно в 1950-е - 1970-е гг. значительно возросла роль телевизионной политической рекламы в процессе успешного проведения предвыборной кампании кандидатов. Соответственно и кандидаты начали тщательно разрабатывать стратегию своей предвыборной кампании с учетом возможностей телевидения. Использование «коммерческой» модели привело к тому, что главную роль в организации и проведении избирательной кампании стала играть собственная команда кандидата.

Однако при этом кампания выросла в цене, стала протяженнее во времени, и, главное, акцент переместился с партийной программы на личные характеристики кандидата. В 1970-е гг. видеокультура в мире стала заметно преобладать над вербальной культурой, а телевидение в системе видеокультуры заняло главное место. Информация, полученная избирателями из телевизионной политической рекламы и информационных телепрограмм, стала определяющим фактором в процессе принятия решения в день выборов. По этой же причине роль консультантов по вопросам телевидения и политической телерекламы стала ключевой. Специалисты в этой области получили такой же социальный статус, как и известные адвокаты и продюсеры.

Технологическая революция конца 1980-х - начала 1990 гг. способствовала началу процесса формирования новой модели организации и проведения выборов, «цифровой» модели.

После повсеместного введения спутниковых технологий, распространения цифровой коммуникации, мобильных средств связи увеличилась скорость передачи информации. Журналисты стали использовать новейшие достижения коммуникационной техники: спутниковые телефоны, факс-модемы, персональные компьютеры и факсы. Возникло новое понятие рабочего кабинета журналиста - «виртуальный офис». Это означало, что журналист получил возможность работать в режиме реального времени своей аудитории вне зависимости от собственного местонахождения в данный момент. Принципы виртуального кабинета следом за журналистами стали использовать и кандидаты. Благодаря современным коммуникационным технологиям кандидаты перестали зависеть от времени и расстояния: спутниковые телефоны и персональные портативные компьютеры позволяют им работать в режиме реального времени.

Переход к «цифровой» модели свидетельствует и об интенсификации использования возможностей так называемых «новых» СМИ, основное преимущество которых интерактивность. Например, онлайновых изданий, существующих только в интернете, компьютерных бюллетеней, цифровых спутниковых телепрограмм. Благодаря широкому использованию «новых» (цифровых) СМИ кандидаты сумели обеспечить себе прямой доступ к избирателям. Освоение цифровой модели привело также к попыткам кандидатов с помощью цифровых спутниковых и компьютерных технологий установить непосредственный контакт с избирателями, что уже некоторые исследователи массовой коммуникации называют начальным этапом реализации концепции «прямой» демократии. «Прямая» демократия, иначе демократия без посредников (лидеров политических партий, журналистов), - процесс, позволяющий установить непосредственный контакт между избирателями и кандидатами. Одновременно и у избирателей появляется возможность установления контакта с кандидатом без посредников.

Однако, несмотря на то, что наступила новая эра коммуникационных технологий, она не изменила полностью весь электоральный процесс. Время от времени наблюдается возврат к «коммерческой» и даже «командной» моделям. Это происходит в зависимости от политической ситуации.

Российская политическая реальность последнего десятилетия указывает на полное или частичное использование обозначенных моделей в организации и проведении выборов. Если до финансового кризиса 1998 года как кандидаты, так и их консультанты и помощники старались следовать более современной «коммерческой» модели, то послекризисная ситуация способствовала возврату к тактике «командной» модели. Хотя следует заметить, что наблюдаются и попытки совершить скачок от «командной», минуя «коммерческую», непосредственно к «цифровой» модели (практика ФЭП в кампании 2000 г). Правда, такие попытки носят пока эпизодический характер и не стали системой.

Поскольку доминирующей моделью выборов в регионах Российской Федерации на настоящий момент (после 1998 года) является «командная», то свойственные ей черты это:

  • во-первых, низкий доступ избирателей к информации о кандидатах и их программах, контроль региональных СМИ со стороны властных структур или влиятельных финансово-промышленных групп;
  • во-вторых, высокая степень фальсификаций в процессе выборов, использования административного и судебного ресурсов как средства давления на кандидатов;
  • в-третьих, регулирование процесса волеизъявления граждан с помощью все тех же административных ресурсов.

Степень применения на практике командной модели напрямую зависит от экономического положения регионов, которые заметным образом отличаются один от другого. Можно выделить пять основных групп регионов Российской Федерации:

  • экономически развитые центры - города Москва, Санкт-Петербург;
  • регионы-доноры;
  • дотационные регионы;
  • регионы, зависящие от одного предприятия (концерна, холдинга), расположенного на их территории;
  • и, наконец, национальные автономии.

Соответственно степень использования ресурсов командной модели возрастает от первой обозначенной группы к последней.

Ситуацию с российскими региональными выборами существенным образом определяет и то положение, которое сложилось со средствами массовой информации. Если принять во внимание ситуацию с периодической печатью, то общей тенденцией следует считать снижение влияния прессы в период политической кампании. Это стало прямым следствием неразвитости рекламного рынка, что, в свою очередь, отражает экономическую ситуацию в регионах, но не позволяет газетам добиваться финансовой независимости. Вместо того, чтобы выполнять роль важного источника политической информации в период выборов, редакции местных газет, борясь за выживание, фактически становятся рупором той или иной заинтересованной структуры, вынуждены участвовать в информационных войнах.

Наглядным образом такая ситуация проявилась в Свердловской области, где большая часть выходящих газет поделены между «Белым» и «Серым» домами (соответственно областная и городская администрации). С их страниц политические оппоненты - губернатор и мэр- ведут непрекращающуюся полемику, которая очень часто выливается в откровенный скандал. В других регионах, например, Ростовской области ежедневные газеты и вовсе отсутствуют ( на рынке доминируют еженедельники), а население текущую информацию получает с помощью электронных СМИ. В тех же регионах, где газетам все-таки удается сохранить относительную независимость в суждениях и оценках, журналисты подвергаются нападкам, а в некоторых случаях это заканчивается весьма трагически (Смоленская область). Есть и примеры, когда роль местной ежедневной газеты начинают выполнять издания, полностью финансируемые финансово-промышленной структурой и распространяемые бесплатно (Липецкая область).

В таких условиях именно телевидение могло бы стать важным средством получения объективной информации о кандидатах и их программах в период выборов. Но еще накануне кампании все кандидаты стараются заручиться либо поддержкой определенной телекомпании, либо полностью подчинить ее своим политическим нуждам. Так, в период избирательной кампании в Нижегородской области все местные телестанции были ангажированы кандидатами, в уже упомянутой Липецкой области действующий губернатор, который собирался переизбираться на второй срок, сделал все возможное для подчинения себе ведущей телестанции ТВК.

Чаще всего только онлайновым СМИ удается сохранить в период избирательной кампании независимость. Например, во время выборов в Республике Кабардино-Балкарии только интернет-издание передавало достоверные сведения о ходе предвыборной кампании, все остальные СМИ подвергались тщательному контролю со стороны местной Администрации.

Сложное, а порой и вовсе бедственное положение СМИ в регионах, было усугублено и решениями Центральной избирательной комиссии, а также нормативными документами, принятыми Государственной Думой. Так, согласно новой редакции «Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», СМИ фактически лишаются возможности предоставлять аудитории аналитическую информацию, так как она может рассматриваться как агитация в поддержку того или иного кандидата, а значит признана незаконной. Инструкции и распоряжения из центра дополняются и местным нормотворчеством. Так, в частности, инструкции областной избирательной комиссии Свердловской области существенным образом ограничивают участие СМИ в выборах.

В целом, можно отметить, что СМИ в период региональных избирательных кампаний оказались «зажаты» между двумя крупными силами: с одной стороны, олигархами, способными в условиях низкой прибыльности медиа бизнеса легко оказывать влияние на газеты, радио и телестанции, с другой стороны, органами власти, которые с помощью административных ресурсов (налоговые и финансовые проверки, арендная плата, расценки на технические услуги и распространение, влияние на рекламодателей и др.) уже со своей стороны воздействуют на СМИ. Ожидать, что в таких условиях, СМИ в полной мере могут выполнять функцию независимого информационного посредника между кандидатами и аудиторией, компаса избирательной кампании, ее навигатора, не приходится.

Но справедливости ради надо отметить и тот факт, что за последние годы выборы в регионах Российской Федерации в полной мере превратились в политический институт, освещение деятельности которого в СМИ строго регулируется общероссийским и местным законодательством. Так, современная предвыборная кампания в Российской Федерации разделена на три этапа: этап подготовки к выборам (почти три года), этап сбора подписей и регистрации кандидатов, и этап непосредственной подготовки к дню голосования, когда в соответствии с Законом, в СМИ разрешена предвыборная агитация. В соответствии с таким делением различаются и этапы освещения кампании средствами массовой информации, для каждого из которых характерно использование соответствующих методов и приемов.

Впрочем, несмотря на то, что региональные выборные кампании стали устоявшимся институтом, следует обратить внимание и на тенденцию падения интереса к выборам среди населения. Так, если в 1997 г. в местных выборах в городе Самаре приняли участие около 40 процентов граждан, то в 2001 году этот показатель составил уже 33 процента. Сходная ситуация и во многих других регионах. Этот и другие факты указывают на то, что выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с командной моделью постепенно приближаются к кризисной черте, что неминуемо снова вызовет к жизни коммерческую модель. Стабильное экономическое развитие страны позволит модернизировать имеющиеся каналы связи и более широко внедрять новейшие информационные технологии (в частности, расширить число пользователей интернет), что может уже в ближайшее время привести к воплощению на практике элементов цифровой модели, хотя бы в отдельных регионах.

Кроме того, существующая в настоящее время в рамках командной модели практика, когда кандидат и, следовательно, информация о нем в прессе появляются непосредственно перед выборами (как правило, на двух последних этапах кампании), пресса лишена возможности публиковать аналитические материалы о программе кандидата и всем очевидно использование административного ресурса являются важнейшими причинами потери интереса граждан к выборам. Неожиданная после нескольких лет исключительной активности электората ситуация вызвала к жизни идею о назначении губернаторов, мэров и т.д. Однако эта же проблема уже сегодня привела многих участников политического процесса к пониманию необходимости перестроить принципы проведения предвыборной агитации.

В регионах все активнее говорят о том, что кандидат на выборную должность должен вести непрерывную избирательную кампанию. Это означает, что любой политик, который стремится реализовать свои амбиции, должен вести постоянную, ни на один день не прекращающуюся кампанию, т. е. задаче избрания или переизбрания на выборную должность должна быть подчинена вся деятельность, если не вся жизнь, будущего кандидата. Такое понимание избирательного процесса и роли кандидата в нем говорит о появлении в России значительной группы людей, избравших политику своей профессией, что является не просто знаком успешной адаптации западного опыта, а одной из составляющих эффективно функционирующей демократической системы. С другой стороны, при таком подходе к избирательному процессу у прессы появляется возможность представить кандидата избирателям задолго до выборов.

Раскин А.В.
Доцент факультета журналистики МГУ,
г. Москва

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта