«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
А.С. Мищенко. Роль печатных СМИ в создании конкурентной политической среды на выборах глав субъектов Федерации
В последнее время участились споры о целесообразности избрания глав субъектов Федерации. Раздаются голоса за то, чтобы они назначались федеральным центром. В качестве аргументов приводятся доводы о том, что в условиях не сформировавшихся институтов гражданского общества в современной России, действующие губернаторы и президенты национальных автономий получают возможность контролировать средства массовой информации. Это дает им возможности воздействовать на общественное мнение в своем субъекте Федерации, обеспечивая себе этим, а также административными ресурсами повторное избрание или передачу власти своему преемнику, связанному с ним клановыми интересами, воспроизводя таким образом «кланово-феодальную» систему власти, не имеющую ничего общего с истинной демократией.
Автор рассматривает роль печатных средств массовой информации в ходе избирательных кампаний по выборам глав субъектов Федерации как относительно самостоятельных субъектов избирательного процесса, не подконтрольных полностью главам администраций. По мнению автора, во многих субъектах Федерации печатные СМИ выполняют свою роль артикуляции политических ожиданий избирателей и создают на выборах конкурентную политическую среду для претендентов на пост главы субъекта Федерации.
Автор, выступая экспертом во время избирательных кампаний по выборам губернатора Санкт-Петербурга в 1999-2000 гг. и губернатора Тюменской области в 2000-2001 гг., имел возможность провести контент-анализ публикаций печатных СМИ в этих регионах. Анализу подвергались наиболее значимые публикации о действующих главах субъекта Федерации, имеющие достаточный объем информации или помещенные на основных полосах газет, т.е. те, которые в первую очередь привлекают внимание читателя.
Единицей анализа была публикация или тема в публикации, посвященная деятельности действующего губернатора как руководителя администрации субъекта Федерации и как кандидата на пост губернатора. Каждая публикация или тема оценивались с точки зрения влияния на формирование имиджа действующего губернатора как позитивная или негативная, путем оценки высказываний о губернаторе, его работе, работе администрации субъекта Федерации, а также общего контекста публикации и ее эмоционального тона. Данная методика позволила оценить позицию тех или иных газет по отношению к действующим губернаторам и те изменения, которые происходили в информационном поле в ходе избирательных кампаний.
Контент-анализ петербургских газет проводился в ноябре - декабре 1999 г., в период первой кампании по выборам губернатора Санкт-Петербурга до момента переноса выборов и в течение десяти дней после их переноса. Названия печатных изданий и результаты анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1. Динамика и характер публикаций
о губернаторе Санкт-Петербурга за период избирательной кампании
по выборам губернатора в ноябре-декабре 1999 г.
Издания, выходящие в СПб
|
Временной интервал
|
1-10.11.99
|
11-20.11.99
|
21-30.11.99
|
1-10.12.99
|
За период прове-
дения кампании 1.11-10.12.99
|
После переноса выборов 11-20.12.99
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«СПб ведомости»
|
5
|
-
|
7
|
1
|
4
|
-
|
7
|
-
|
23
|
1
|
3
|
1
|
«Вечерний Петербург»
|
7
|
-
|
6
|
1
|
4
|
-
|
8
|
-
|
25
|
1
|
4
|
-
|
«Смена»
|
1
|
4
|
4
|
4
|
6
|
2
|
3
|
1
|
14
|
11
|
3
|
4
|
«Невское время»
|
4
|
1
|
3
|
4
|
4
|
2
|
6
|
2
|
17
|
9
|
4
|
2
|
«Петербургский Час пик»
|
-
|
1
|
-
|
3
|
1
|
1
|
1
|
6
|
2
|
11
|
-
|
2
|
«Деловой Петербург»
|
6
|
2
|
-
|
4
|
3
|
3
|
1
|
8
|
10
|
27
|
1
|
8
|
«Петровский курьер»
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
6
|
6
|
3
|
1
|
«Метро»
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
2
|
2
|
4
|
2
|
1
|
-
|
«Аргументы и факты»
|
1
|
3
|
1
|
3
|
2
|
2
|
-
|
2
|
4
|
10
|
-
|
2
|
«Известия»
|
2
|
2
|
3
|
3
|
4
|
-
|
5
|
6
|
14
|
11
|
2
|
1
|
«Комсомольская правда»
|
1
|
-
|
1
|
-
|
2
|
3
|
3
|
1
|
7
|
4
|
2
|
3
|
«Коммерсант»
|
2
|
6
|
4
|
6
|
2
|
3
|
2
|
6
|
10
|
21
|
2
|
4
|
«Новая газета»
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1
|
2
|
-
|
6
|
1
|
12
|
-
|
3
|
Всего
|
32
|
21
|
30
|
35
|
35
|
19
|
40
|
41
|
137
|
126
|
24
|
32
|
Примечание. Тип публикаций: - позитив, - негатив
Прежде всего, привлекает внимание то, что в целом баланс позитивных и негативных материалов о губернаторе Санкт-Петербурга, помешенных в доступных петербургскому избирателю изданиях, был соблюден - 126 негативных публикаций на 137 позитивных. Следует оговориться, что при этом не учитывается тот факт, что различные издания имеют разную по охвату аудиторию. Тем не менее, наличие такого баланса характеризует предвыборное информационное поле и говорит о том, что оно достаточно разнообразно для того, чтобы в нем могли быть отражены интересы основных групп избирателей.
Контент-анализ газет в ходе выборов губернатора Тюменской области проводился в Нижневартовске, одном из крупнейших областных городов. Из 16-ти выходящих в Нижневартовске газет анализировались 10, размешавших материалы, посвященные выборам губернатора. Названия печатных изданий и результаты анализа приведены в табл. 2.
В газетах Нижневартовска за период избирательной кампании по выборам губернатора Тюменской области сложился баланс публикаций о губернаторе Л. Рокецком - 40 позитивных публикаций на 34 негативных (см. табл. 2). Достаточно велико было информационное разнообразие и в различных газетах Нижневартовска.
Тот факт, что и в обоих городах информационное разнообразие как публикуемых материапов, так и позиций газет было достаточно велико, позволил построить типологию газет с точки зрения лояльности к действующим губернаторам и их позиции по освещению хода выборов. Конечно, сравнение предвыборных информационных ситуаций в прессе таких разных городов, как Санкт-Петербург и Нижневартовск, весьма условно, однако, те аналогии, которые выявились в ходе анализа, представляют интерес.
Прежде всего, в обоих городах можно выделить аналогичные типы изданий по их отношению к действующим губернаторам:
1. Полностью лояльные к губернаторам, работающие на создание их позитивного имиджа.
2. В целом лояльные, но имеющие определенную степень свободы, выражающуюся в публикации на своих страницах, наряду с позитивными для губернаторов материалами, небольшой доли критических.
3. Нейтральные издания, старающиеся публиковать на своих страницах как позитивные для губернаторов материалы, так и критические.
4. В целом оппозиционные, но старающиеся поддерживать имидж объективных изданий, для чего иногда публиковали и позитивные для губернаторов материалы.
Таблица 2. Динамика и характер публикаций о губернаторе Тюменской области в прессе г. Нижневартовска за период избирательной кампании по выборам губернатора в ноябре 2000 - январе 2001 гг.
5. Резко оппозиционные по отношению к действующим губернаторам и прямо работающие против них.
К первому типу в Петербурге можно отнести «Санкт-Петербургские ведомости» и «Вечерний Петербург». В Нижневартовске - «Дни Самотлора».
Ко второму типу в Петербурге относятся «Невское время» и «Смена». В Нижневартовске к таким газетам с некоторыми оговорками можно отнести «Самотлор-экспресс».
К третьему типу в Петербурге относятся, прежде всего, «Петровский курьер» и «Метро». Характерно, что это массовые коммерческие издания, наиболее экономически независимые в городе. В Нижневартовске к таким газетам можно было отнести «Варту» и «Новости Приобья». Что характерно, эти газеты являлись официальными органами городской и районной администраций и их нейтралитет отражал позицию соответствующих учреждений.
К четвертому типу в Петербурге можно было отнести такое издание, как «Деловой Петербург». В Нижневартовске под эту типологию попадали «Местное время» и «Объективно».
И, наконец, к пятому типу, в Петербурге относится «Петербургский Час пик» - самая последовательно оппозиционная губернатору газета. В Нижневартовске это «Семейный бюджет».
Естественно, информационные ситуации в прессе Петербурга и Нижневартовска весьма сильно различались. В северной столице баланс позитивных и негативных для действующего губернатора публикаций сложился благодаря центральным изданиям, выходящим в городе. Так, если в петербургской прессе на 101 позитивную для губернатора публикацию приходилось 68 негативных, то в центральных изданиях это соотношение было 36 к 58.
В Нижневартовске роль центральных газет была гораздо ниже. Как потому, что для большинства центральных газет не существовало специальных вкладок для Тюменской области, так и потому, что большинство жителей предпочитало местную прессу. Кроме того, поляризация газет по отношению к действующему губернатору была выше, чем у петербургских изданий. Не было в Нижневартовске и коммерчески независимых изданий, которые могли бы позволить себе занимать «объективную» позицию. Так или иначе, по результатам голосования в Нижневартовске выиграл Сергей Собянин - 60% голосов.
Результаты сравнительного анализа позволяют сформулировать основной вывод. В тех субъектах Федерации, где имеется достаточное количество периодических изданий, не зависящих напрямую от местной администрации, в ходе выборов возможно формирование конкурентного информационного поля печатных средств массовой информации, делающего исход выборов отнюдь не однозначным в пользу действующего главы субъекта Федерации. Скорее всего, сегодня в России это промышленно развитые регионы, имеющие сильную информационную инфраструктуру. Например, Свердловская, Нижегородская, Самарская области. По-видимому, именно там возникают наиболее благоприятные условия для функционирования зарождающейся в России демократической политической системы, в которой не будет ни политического монополизма, ни клановости.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|