«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
А.Л. Нездюров. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих! (о «грязных» избирательных технологиях)
1. Участники избирательного процесса, как правило, называют «грязными» как нарушающие, так и не нарушающие законы избирательные технологии, которым они не способны эффективно противодействовать (по недостатку профессионализма, ресурсов или «чистоплюйству»), кроме того, поскольку эта тема уже достаточно широко «раскручена», то ажиотаж вокруг применения (разумеется, конкурентами) «грязных» избирательных технологий (ГИТ) тоже есть технология, которая в некоторых условиях может сработать.
2. Можно сгруппировать современные ГИТ в группы:
- прямые административные;
- прямые силовые;
- кадровые;
- финансовые;
- юридические;
- информационные;
- провокации.
3. Часть ГИТ универсальна по отношению к этапам избирательной кампании, но часть прямо увязана с определенными этапами или имеет на них разную эффективность, имеет кратко- или долгосрочный эффект.
4. Для эффективного противодействия ГИТ очень полезно исследовать ГИТ, развивать законодательство о выборах и референдумах (например, как с учетом опыта провокаций, административного давления и силового запугивания следует проверять подписи и т.п.). Для этого уровень исследователей и разработчиков поправок в законы должен быть не ниже, чем у политтехнологов и юристов, разрабатывающих и применяющих ГИТ.
5. Служебные обязанности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих выборы, очень четко должны оговаривать обязанность предпринимать конкретные действия (для правоохранительных органов должны быть прописаны оперативно-розыскные действия) по предотвращению, пресечению и наказанию за нарушения избирательных законов. Так же четко должны быть прописаны очень опасные для карьеры и чувствительные в иных отношениях санкции за злоупотребление служебным положением или бездействие при нарушениях на выборах.
6. Обеспечивающие выборы представители властей (в том числе суда и правоохранительных органов) должны быть обучены и методически обеспечены не хуже среднего политтехнолога и юриста, разрабатывающего и применяющего ГИТ. Возможно, часть проблемы некомпетентности можно снять (как и при ювенальной юстиции) путем специализации кадров.
7. Такая работа (исследовательская, законотворческая, образовательная и по предотвращению, пресечению и наказанию за нарушения избирательных законов) требует от власти «большой воли» и существенных бюджетных денег (специалистам надо платить не ниже, чем платят на выборах).
8. В реальности продвижение в указанных направлениях крайне затруднено. Более того, сегодня в нашей стране некомплексное внедрение некоторых механизмов вместо противодействия ГИТ может дать для них новые инструменты (как, например, дало декларирование имущества) или противопоставить защиту от правонарушений подлинным свободе выборов и свободе слова.
9. «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!» «Мы не можем ждать милостей от природы после всего того, что мы с нею сделали!» - и с выборами также!
Руководителям избирательных кампаний, которых волнует проблема противодействия ГИТ, можно порекомендовать заложить в основу своей стратегии, тактики и организационных структур общую комплексную систему мер содействия предотвращению, пресечению и наказанию за нарушения избирательных законов, а также предупреждения и защиты от ГИТ. Фактически большинство профессионалов (осознавая или не осознавая эту комплексность) так уже делает, а одержанные многими из них победы в условиях очень «грязного» противостояния демонстрируют возможность побеждать ГИТ.
10. Можно сгруппировать меры противодействия ГИТ в группы:
- исследование ГИТ (всех известных и особо применяемых на данной территории, данными конкурентами), проработка своих «уязвимых мест» и выбор посильных приемов противодействия ГИТ - «домашние заготовки», включение противодействия ГИТ в стратегию, тактику, планы, сметы;
- распределение функций противодействия ГИТ в организационной структуре, в том числе создание специальных структур, обеспечивающих «физическую», информационную и кадровую безопасность, бухгалтерскую и юридическую «чистоту» и т.п.;
- создание и поддержание системы оперативного сбора и обработки информации о ситуации (в том числе о конкурентах), а также оперативного принятия и исполнения решений по противодействию ГИТ как специальными, так и иными необходимыми организационными структурами, как с использованием «домашних заготовок», так и путем оперативной подготовки новых мер;
- способность организационных структур к противодействию ГИТ опирается на их обучение, методическое обеспечение и «домашние заготовки», а также на психологическую готовность и эмоциональную устойчивость (некоторые ГИТ бьют именно по кандидатам и их штабам);
- готовность к противодействию ГИТ в работе со СМИ и иными информационными каналами, в PR, а также наличие резервов (временных, благодаря оперативности, а также тиражных, эфирных, финансовых, кадровых) для «контрударов»;
- заблаговременное создание системы защиты от ГИТ с использованием структур избирательных комиссий (члены И К, члены с совещательным голосом, наблюдатели, их квалифицированность и работоспособность), с использованием судебной защиты (адвокаты), и с использованием административного ресурса (в том числе выше-и нижестоящего, в том числе в правоохранительных органах).
11. Правда, возможна и ситуация, когда единственные действенные меры защиты от ГИТ сами будут признаны кем-то как ГИТ, но «Против лома нет приема, если нет другого лома!»...
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|