Демократия.Ру




В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь глупцу из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не Томас Бабингтон Маколей, (1800-1859), британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 10:00

Обновлено: 12.03.2003  Версия для печати

Что стоит за силовой революцией?

Информационное агентство МиК

К чему могут привести произошедшие изменения в силовых структурах? Точки зрения по этому поводу высказываются разные. По мнению одних экспертов, президентские указы следует рассматривать в русле усиления контроля за деятельностью спецслужб, устранения дублирующих функций силовых ведомств, укрепления ФСБ и повышения эффективности борьбы с распространением наркотиков. Эти задачи давно назрели, и с точки зрения их актуализации никаких сомнений нет.

По мнению других экспертов, структурные изменения в силовых ведомствах взаимосвязаны с кадровыми решениями, в основе которых лежит политический контекст. Рассматривая ситуацию с этой точки зрения, следует найти того, в чьих интересах произведены изменения, то есть определить, кто в результате принятых решений может выиграть, а кто проиграть. За исключением, конечно, государства.


Начнем со структурных преобразований, затронувших МВД. С созданием Госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ соответствующий комитет при МВД упраздняется. Отныне МВД перестает бороться с распространением наркотиков и передает эти функции специально созданному Госкомитету. Облегчит ли данное решение жизнь МВД? Несомненно. В последнее время наркоситуация в стране настолько ухудшилась, а меры, предпринимаемые МВД в борьбе с наркоторговцами, оказываются настолько малоэффективными, что в ведомстве Бориса Грызлова даже созрела абсурдная идея - ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков (!). Теперь эти проблемы с МВД сняты, и ими будет заниматься вновь созданный Госкомитет. Какими силами? Ему будут переданы штат и материальная база упраздненной Федеральной службы налоговой полиции.

Смогут ли налоговые полицейские быстро переквалифицироваться в специалистов по борьбе с распространением наркотиков?

Вряд ли. Ведь эти две сферы деятельности по своим задачам и целям никогда не пересекались. В результате ответ на вопрос, каким образом сможет решать поставленные перед ней наисложнейшие задачи новая структура, начальник и штат которой никогда ранее решением подобных проблем не занимались, зависает в воздухе. Эксперимент – дело полезное, однако не в той сфере, где состояние дел близко к катастрофическому.

С этой точки зрения назначение Виктора Черкесова на должность главы Госкомитета никаких дивидендов ему принести не может. А, следовательно, о карьерном росте этого питерского чиновника речь не идет. Скорее, можно говорить об обратном: уходя с поста президентского полпреда, Черкесов перестает быть крупнейшим игроком на российской политической сцене, утрачивает контроль над финансовыми потоками в Северо-Западном регионе, теряет возможность влиять на политическую ситуацию в Санкт-Петербурге и контролировать избирательные процессы в регионах округа.

Подводя итог, можно отметить, что создание Госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ затрагивает непосредственные интересы двух членов питерской команды президента В.Путина - Б.Грызлова и В.Черкесова. Причем первый от него, несомненно, выигрывает, второй же оказывается в ситуации вероятного проигрыша.


Следующее ключевое решение - упразднение ФСНП с передачей ее штата и материальной базы в ведение Госкомитета во главе с В.Черкесовым, а функций по пресечению налоговых преступлений - в МВД России. Кто выигрывает и проигрывает в результате этой рокировки?

Налоговые полицейские занимались в России известно чем: выбивали с представителей крупного бизнеса налоги, контролировали крупные расходы юридических и физических лиц, иногда в качестве профилактической меры устраивали «маски-шоу». В отношении тех, кто не хотел играть по предложенным правилам, возбуждались уголовные дела и проводились следственные действия. До абсурдных предложений также дошло: в конце февраля ФСНП выступила с идеей использовать в качестве инструмента дознания «детекторы лжи». В результате не стало самой ФСНП.

Кому это выгодно? Безусловно, тем, с кем эта служба боролась, – то есть олигархам, банкирам, крупным чиновникам, полукриминальным элементам, не имеющим возможность до конца отмыть свои деньги и т.д. Но это только с одной стороны.

С другой стороны – указом президента функции ФСНП переданы МВД. Это означает, что ведомству Б.Грызлова переданы полномочия по контролю за финансовой деятельностью тех же олигархов, банкиров, крупных чиновников и полукриминальных элементов. Таким образом, теперь не Фрадков, а Грызлов будет держать в своих руках ниточки, за которые в нужный момент можно будет дернуть, чтобы, например, укротить пыл какого-нибудь олигарха и напомнить ему, куда следует направлять финансовые потоки.

Однако здесь есть один существенный нюанс: в рамках передачи функций ФСНП должна отдать МВД уголовные дела на неплательщиков, следственные протоколы, материалы оперативных разработок, агентурную сеть и т.д. Пойдут ли на это налоговики или предпочтут «упраздниться» вместе с обширной базой данных, являющейся, по сути, кладезем компромата на высокопоставленных чиновников и олигархов?

Если пойдут, то у Грызлова в руках окажутся козырные карты, которые в ходе предстоящих избирательных кампаний значительно снизят их непредсказуемость. Если нет – то МВД получит дырку от бублика.

Что же касается коррупции в этом ведомстве, то передача МВД функций налоговой полиции может активизировать данный процесс до невообразимых масштабов. Возможность брать взятки, причем не у рядовых граждан и мелких преступников, а у акул российского бизнеса, может подстегнуть аппетиты милиционеров настолько, что в это ведомство выстроится очередь из желающих трудоустроиться, несмотря на среднюю заработную плату меньше $100.

Что выиграет и что проиграет от состоявшихся кадровых и структурных перестановок ФСБ? Позитивных моментов на первый взгляд гораздо больше. Во-первых, ФСБ вернет под свой контроль ФПС. Самостоятельность пограничников, в том числе в осуществлении контроля над экспортно-импортными операциями, перемещением через границу всевозможных грузов, товаров и людей уже давно не давала ФСБ покоя. Теперь же граница окажется на замке, ключ от которого будет в руках чекистов. (В этой связи не исключено, что следующей жертвой станет ГТК).


Роль ФАПСИ, большая часть функций которого также будет передана ФСБ, в ходе предстоящих избирательных кампаний переоценить трудно. О важности тех, «кто считает», всем хорошо известно. К тому же агентство, которое за годы реформ, в отличие от многих силовых структур, сумело не только не растерять, но и нарастить свои технические и интеллектуальные ресурсы, является завидным приобретением, причем не только из-за технической отсталости самой ФСБ, но и благодаря получаемой в результате слияния обширной информационной базы данных, в том числе конфиденциальных материалов «прослушки» высокопоставленных российских чиновников. Очевидно, что часть особо ценных материалов, как и в случае с ФСНП, может «упраздниться» вместе с ФАПСИ. Однако технические возможности для расширения контроля за VIP-персонами ФСБ получит в любом случае.

Негативным моментом, сопровождающим структурные преобразования в ФСБ, может стать некоторая потеря управляемости. Ведь расширение структуры означает появление у службы новых задач, для выполнения которых потребуются достаточные ресурсы, как материальные, так и человеческие. Однако захотят ли выведенные за штат пограничники и фапсишники перейти на невысокие чекистские оклады, или же предпочтут податься в коммерческие структуры? Ответ на этот вопрос не представляется однозначным.


Что же касается еще одного кадрового решения – назначения на пост полпреда президента в СЗФО Валентины Матвиенко, то это, несомненно, политическое решение. И для раскрытия его мотивов следует понять, почему Кремлю понадобилось заменить Черкесова на Матвиенко? Высказываний на эту тему в прессе было много. Квинтэссенция сказанного – Кремль готовит Матвиенко для участия в выборах губернатора Санкт-Петербурга или Ленинградской области. Женщина-губернатор – это то, к чему надо стремиться. Об этом президент В.Путин, по словам В.Матвиенко, упоминал еще накануне прошлых губернаторских выборов в Питере, когда она выдвинула на них свою кандидатуру. Исходя из этого, можно сделать вывод, что губернаторская стезя для вчерашнего вице-премьера может стать ее завтрашней перспективой.

Кстати, сама Матвиенко, проведя первую после назначения на новый пост пресс-конференцию, заявила о готовящейся административной реформе, которая затронет все правительство РФ. В рамках этой реформы пост вице-премьера по социальным вопросам, скорее всего, будет упразднен. Так что полпредское кресло может оказаться заранее подстеленной соломкой.


Какими будут следующие шаги на пути реформирования силовых структур? По оценкам многих наблюдателей, в ближайшее время президентским указом будет учреждена Федеральная служба расследований (ФСР), основу которой составят Главное управление уголовного розыска, Следственный комитет МВД, а также подразделения ГУБОП и ГУБЭП. В качестве претендентов на роль главы ФСР эксперты называют В.Васильева (МВД) и Р.Нургалиева (ФСБ).

Кроме того, должен определиться со своим партийным членством глава МВД Б.Грызлов. Поправки в закон о правительстве не приняты, и, следовательно, заниматься политической деятельностью он, будучи министром, не может. Как тогда руководить партией? По некоторым оценкам, к съезду «Единой России», который пройдет 29 марта, этот вопрос должен быть решен. Возможно, в пользу партии.

Ряд наблюдателей предлагает рассматривать начавшиеся кадровые изменения в силовых структурах с точки зрения их освобождения от остатков «ельцинской гвардии». В этой связи следующими кандидатами на вылет называют главу Совбеза В.Рушайло, руководителя МНС Г.Букаева и главу ГТК М.Ванина.

В заключение стоит отметить, что новейшая российская история показывает, что ни одна реорганизация силовых структур, вследствие которой происходило их расформирование, не приносила ожидаемых результатов. Революционные решения ни разу не оказались мудрее эволюционных, а разрушать всегда удавалось быстрее, чем создавать что-то новое.


Статья опубликована на сайте Информационного агенства МиК


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Агентство Политических Новостей: Павел Арсеньев: ФАПСИ пало жертвой русской демократии

 Агентство Политических Новостей: Путин начал подготовку к выборам. Мнение Иосифа Дискина

 Полит.Ру: Реформа силовых структур по Путину – усиление ФСБ

 Полит.Ру: ФСБ усиливается, ООН – ослабевает, а Матвиенко померяется силой с Яковлевым – обзор утренней прессы

 Кремль.Орг: Храмчихин А., По-моему, это просто имитация бурной деятельности

 GZT.Ru: Путин переставил мебель

 Газета.Ру: Борис Березовский: Путин не знает, что он строит

 Политком.Ру: Ковалев Г., Путинская "рокировочка"




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта