Что Маркс и Энгельс не поняли в потреблении
Фирсов А.
Экономисты до Маркса (Адам Смит, Давид Рикардо) рассматривали потребление как простой процесс удовлетворения потребности. Потребность появлялась в человеке как из черного ящика, а человек ее удовлетворял с помощью товара и труда. В результате этого процесса происходила аннигиляция – исчезал товар и на какое-то время исчезала потребность. Потом процесс повторялся.
В связи с постоянным повторением появления потребности – человек заранее начинал трудиться и создавать товары, чтобы появившуюся потребность удовлетворять.
Предшественники Маркса
Посмотрим, что говорят о потреблении предшественники Маркса – Адам Смит и Давид Рикардо.
Если Адам Смит допускал возможность неограниченных потребностей:
«Стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимостью человеческого желудка, но стремление к удобствам и украшению жилища, одежды, домашней обстановки и утвари не имеет, по-видимому, предела или определённых границ». (Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»)
то у его последователей такой вариант исключается.
О благах (goods) Адам Смит говорит следующее:
«… количество денег, какое может быть ежегодно в употреблении в какой-либо стране, должно определяться стоимостью потребительных благ (goods), обращающихся в ней в течение года». (Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»).
Давид Рикардо рассматривал товары исключительно как что-то, что уничтожается без следа и производится только для потребления:
«Продукт земли потребляется и воспроизводится из года в год. То же самое можно сказать о многих других товарах (commodities)». (Давид Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения»)
О благах (goods) Давид Рикардо рассуждает следующим образом:
«Вода и воздух чрезвычайно полезны, они необходимы для существования, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Напротив, золото, хотя полезность его в сравнении с воздухом или водой очень мала, обменивается на большое количество других благ (goods) … Подавляющее большинство всех благ (goods), являющихся предметом желаний, доставляется трудом. Количество их может быть увеличено… если только мы расположены затратить необходимый для этого труд». (Давид Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения»)
Потребление у Маркса
Маркс о потреблении рассуждал в соответствии с экономической теорией Смита и Рикардо.
Потребности у Маркса или существуют, или не существуют без всяких промежуточных значений вроде слабой потребности, частично удовлетворенной потребности или отрицательных потребностей (не только насытился, но и перенасытился, не просто не хочу, но и видеть не могу).
Начиная со второго абзаца Капитала, Маркс рассматривает только товары в качестве блага, которое способно удовлетворить постоянно возникающую потребность:
«Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, — порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Капитал, Т.1», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 43)
Маркс быстро заменяет благо на пользу, пользу на потенциальную полезность, а потенциальную полезность рассматривает только для товаров.
Маркс термин «благо» (Gut) быстро заменяет термином «товар» (Ware) и затем термином «потребительная стоимость» (Gebrauchswert)..
От термина «благо» Маркс открещивается на первой же странице Капитала, в результате чего вместо рассмотрения двух независимых видов благ (товары и услуги), с их независимыми потребительными ценностями, у Маркса в рассмотрении незаметно для читателя оказываются только товары:
«Поэтому товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребительная стоимость (Gebrauchswert), или благо (Gut)… Потребительные стоимости (Gebrauchswerte) товаров (Waren) составляют предмет особой дисциплины — товароведения… Потребительные стоимости … являются в то же время вещественными носителями меновой стоимости».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Капитал, Т.1», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 44)
При этом ценность товаров по Марксу определяется не потребителем, а производителем.
И только в рассуждении о рабочей силе в третьем томе Капитала у Маркса проскакивает мысль о том, что произведенное работником не исчезает бесследно, а в результате прохождения через рынок попадает опять к рабочему и идет на восстановление рабочей силы:
«…всякий труд рабочего распадается на две части, из которых одна идет на восстановление его собственной рабочей силы, а другая образует прибыль на капитал».
(Маркс К., «Теории прибавочной стоимости» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 26-1, с. 82-83)
В этом абзаце Маркса можно увидеть мысль, что потребление – это не просто исчезновение товара, но и одновременное изменение в свойстве рабочей силы (как минимум - ее восстановление, как максимум – увеличение).
Но дальше в этот вопрос Маркс не углубляется.
И напрасно. И товары, и услуги одинаково способствуют восстановлению сил и энергии, а также экономии сил и времени, и не только рабочим.
Роль услуг в экономике и существовании человечества
Услуги для жизни человека не менее важны, чем товары.
С каждым днем их роль в экономике и жизни человека только возрастает.
Услуги в современной экономике занимают большую часть рынка, и их объем постоянно растет. В современных экономически развитых странах услуги составляют около 75% ВВП, и около 50% ВВП услуги составляют в экономике развивающихся стран.
Но услуги при этом имеют одно существенное отличие от товаров, которое плохо вписывалось в рассуждения Маркса: в большинстве случаев ценность услуги определяется не столько затратами производителя, сколько самим потребителем в зависимости от того удовольствия, которое потребитель получает в результате услуги или в зависимости от той экономии, которую желает получить потребитель.
Соответственно цена на услугу в большинстве случае определяется не тем временем, которое потратил на услугу ее продавец, сколько той суммой, которую потребитель готов заплатить за услугу.
Вульгарный материализм
Сторонники вульгарного материализма/марксизма часто заявляют, что товары важнее для человечества и экономики, поэтому Маркс практически только о них и рассуждает. И что без услуг человек может прожить, а вот без товаров, в частности, еды, - не проживет.
Но, надо сказать, не все так просто и однозначно.
Результатом получения блага (услуги или товара) является одно и то же: восстановление сил, сохранение сил, экономия сил или экономия времени.
Принципиальное отличие услуги от товара, что она предоставляется непосредственно потребителю, потребляется непосредственно в момент оказания, и потому не может быть отчуждаема. Т.е. на услугах навязать марксистскую схему товарообмена с отчуждением и прилагаемой эксплуатацией нельзя.
Но в экономике потребление товаров и услуг не отличается по своему результату.
Товаром могут быть дрова, а услугой – отопление жилого дома коммунальными службами.
Без тепла человек не проживет холодной зимой. И результат отопления в виде восстановления сил работника будет абсолютно одинаков как в результате потребления товара (дрова), так и в результате потребления услуги – подача горячей воды в радиаторы отопления.
Поскольку услуга потребляется сразу, она обладает свойством экономии времени. Например, получение отопления от коммунальных услуг экономит время потребителя на колку дров и растапливание печи по сравнению с использованием дров.
Но результат как в случае дров, так и услуги отопления будет один и тот же: удовольствие и восстановление или сохранение сил.
Точно так же в зимнее время человек не проживет без предоставления услуги найма жилого помещения (без крыши над головой), без услуги кейтеринга (если он питается в столовой), без врачебной услуги в случае серьезного заболевания или травмы, без транспортной услуги и услуги связи, если человек оказался в обстоятельствах, где он сам не может передвигаться или не может выжить без посторонней помощи.
Есть масса примеров, когда человек предпочитает услугу (концерт, медицинскую помощь, образование) возможности удовлетворить какую-то из физиологических потребностей.
Удовольствие, как индикатор блага и будущей материальности
«Ценность вещи, в сущности, определяется удовольствием, которое она может доставить». Ричард Олдингтон
Индикатором того, что человек получает благо является ощущение удовольствия, которое человек получает.
Удовольствие в этом случае является индикатором ценности блага как последующего материального результата, который заложен эволюцией.
Этим благом является восстановление или прибавление жизненных сил, физической, мыслительной, сексуальной энергии, увеличение продолжительности жизни и активного существования человека.
Как всякий физиологический индикатор он может ошибаться в ту или другую сторону, но в целом он показывает человеку тот будущий результат, который человек получит от блага.
Человеческая жизнь отличается от жизни животного. Поэтому не всегда удовольствие и благо связаны напрямую.
Есть исключения, почти все они созданы человеком специально.
Например, есть удовольствия (наркотики, спиртное, компьютерные игры, скроллинг видеофрагментов и т.п.), результат которых в конечном итоге сложно назвать благом.
Есть блага, которые сразу не приносят удовольствия (например, хирургические операции, нагрузки в учебе или в тренажерном зале и т.п.).
Есть манипуляторные техники, когда человеку внушается, что тот или иной товар или услуга могут принести человеку исключительное удовольствие. Это делается для увеличения объема продаж или создания ажиотажного спроса. Есть мода, есть самые разные виды рекламы для продвижения товаров и услуг.
Но эти исключения еще не стали правилом, и они не меняют радикально основных понятий человечества о благе. Они не меняют полностью картину благ, и удовольствий.
Результат получения блага
Общее правило таково, что результатом потребления благ (товаров и услуг) является реальное материальное благо – восстановление, сохранение и увеличение сил, энергии, жизненных потенциалов или экономия сил, времени, энергии.
И услуги, и товары – это блага, ценность которых человек оценивает самостоятельно по тому уровню удовольствия, которое получает или ожидает получить.
Это благо и является основной целью и конечной ценностью для человека, который приобретает товар или услугу. И ценность этого блага человек может оценивать самостоятельно, не на основании того, сколько времени и сил потратил на товар или услугу продавец/производитель.
Заключение:
1. Основной целю человека при производстве и потреблении является не производство товаров, а получение блага/пользы в виде восстановления (сил, энергии, потенциала), или экономии (сил, времени, ресурсов).
2. Удовольствие – это индикатор того, что человек получит благо/пользу.
3. Любое благо (товар или услуга) имеет реальный/материальный конечный результат: или восстановление сил, энергии, потенциала, или экономию сил и времени.
4. Тот результат, который человек получает от блага (ценность блага для человека) – определяется человеком не через трудовые затраты производителя, а тем восстановлением сил, энергии, способностей, потенциала рабочей силы, или той экономией, которые человек получает с благом.
5. Маркс, Энгельс сконцентрировались на анализе только на одного вида благ - товаров, и только на одном варианте ценности этих благ – трудовых затратах производителя. Они вывели из рассмотрение главный результат потребления товара или услуги – получение блага и последующее восстановление сил, энергии и потенциала потребителя. Тем самым последующие поколения марксистов были направлены по неверному пути.
Александр Фирсов
09.01.2025
Статья опубликована в Живом Журнале Al_Firsov
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Что Маркс не понял в смене экономических формаций
Демократия.Ру: Фирсов А., Что Маркс не понял в законе спроса и предложения
Демократия.Ру: Фирсов А., Капитал и услуги. Трудовая теория стоимости услуг
Демократия.Ру: Фирсов А., Человеческий капитал
Демократия.Ру: Фирсов А., Семь подходов Маркса к услугам
Демократия.Ру: Фирсов А., Труд и марксизм
Демократия.Ру: Фирсов А., Откуда у капиталиста прибыль?
Демократия.Ру: Фирсов А., Корректируем Трудовую Теорию Стоимости или «Притча о столяре и кузнеце»
|