Лев Пономарев: Для нас очевидно, что нашего представителя из правозащитного сообщества Государственная Дума не примет
Пономарев Л.
Думаю, что при Ковалеве Институт Уполномоченного мог бы стать более эффективным, чем был при Миронове. Но Ковалев, как хорошо известно, снят с этой должности Государственной Думой. Если говорить о Миронове, то он поначалу, как мне казалось, слабо понимал стоящие перед ним задачи, не соответствовал этой высокой должности. Но, постепенно, он отошел от коммунистических догм, которые у него вначале доминировали, и к концу срока своих полномочий достаточно неплохо справлялся с обязанностями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Но слабость его работы была в том, что он скорее следовал тому, что говорят правозащитники, но не стал реальным лидером правозащитного движения в России. Конечно, сильный уполномоченный, сильная личность мог бы более эффективно работать и самому ставить вопросы, а не повторять то, что уже давно говорят правозащитники. Миронов довольно внятно говорил о ситуации в пенитенциарной системе, критиковал правоохранительные органы – это все было правильно, справедливо, но мы это все делали лет 5-7 назад. Тем не менее, мы все равно благодарны ему за то, что он усвоил нашу позицию и действовал в соответствии с ней.
Был ли институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации эффективным и сильным, особенно если говорить о его влиянии на власть? Полагаю, что на власть, как мне кажется, Миронов не оказывал влияния, это связано, может быть, как с ним самим, так и с характером самой власти. Власть остается глухой как к мнению правозащитного сообщества, мнению гражданского общества, так и к заявлениям Миронова. Более того, в какой-то момент власть затеяла странную борьбу за его смещения с занимаемого поста. Это было не публично, но с моей точки зрения с участием власти, потому что аппарат Уполномоченного по права человека в какой-то момент взбунтовался против Миронова. Это нанесло огромный ущерб, как работе Миронова, так и самому институту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Ситуация с выборами Уполномоченного по правам человека не очень благополучна. Я должен сказать, что мы, правозащитники, вынуждены думать о том, кого поддерживать при этом, находясь как бы в условиях выбора из двух зол. Потому что мы понимаем, что нашего представителя из правозащитного сообщества Государственная Дума не примет, - это для нас очевидно. Даже такой попытки не сделает. С моей точки зрения - кого бы мы могли поддержать, так это Сергея Адамовича Ковалева, если бы он согласился принять эту должность, и здоровье ему бы это позволило. Кандидатура вполне подходящая, но, может быть, он бы не согласился. Мы могли бы поддержать Людмилу Михайловну Алексееву, которая, несмотря на свой возраст, достаточно энергично работает. Мы могли бы поддержать и депутата Государственной Думы Юлия Рыбакова, который имеет большой опыт правозащитной деятельности и много работает в настоящее время в этой области. Но мы понимаем, что каждая из этих кандидатур – непроходная и поэтому даже таких попыток не делаем.
Поэтому мы знаем, что реально проходных кандидатур две – Миронов и Крашенинников. По этим кандидатурам у нас мнения разделились. После того, как Людмила Михайловна Алексеева поддержала кандидатуру Миронова публично, а это известно, и ее письмо будет распространено в Государственной Думе, я считал важным высказаться в поддержку Крашенинникова, поскольку у меня нет твердой уверенности, что кандидатура Миронова предпочтительнее кандидатуры Крашенинникова. Я считаю вполне реальным, что Крашенинников те слабости, которые были у Миронова, сумеет исправить, а то, что сейчас уже Миронов сделал и делает, мне кажется, Крашенинников будет делать не менее успешно. Поэтому я публично поддержал Крашенинникова. С другой стороны мы, конечно, будем взаимодействовать с любым Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который будет выбран.
Мне кажется, было бы нелепо, если бы Президент выдвигал Уполномоченного по правам человека. Само выдвижение подразумевало бы, что этот человек зависит от Президента и будет ему обязан уже самим фактом своего выдвижения. Мне кажется, это было бы неправильно. Я не советовал бы Крашенинникову, чтобы он пользовался таким, быть может, эффективным рычагом, потому что, с моей точки зрения, это было бы принципиально неверно.
Лев ПОНОМАРЕВ,
Председатель общероссийского движения "За права человека"
19.05.2003
Статья и фото опубликованы на сайте Кремль.Орг.
Постоянный URL статьи http://kreml.org/decisions/23761871/23858714?user_session=a420502a85c75406d2c7a35d615b7721
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Политковская А., Образовалась очередь к пятому креслу страны. Жириновский, Миронов, Крашенинников, Ковалев...
Новая Газета: Олег Миронов, уполномоченный по правам человека в России: У Президента был. Охрана не мешала
Демократия.Ру: Фирсов А., Закон в одно слово
Демократия.Ру: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. No1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Омбудсман.Ру: Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ
Демократия.Ру: Требуется омбудсмен без вредных привычек и завышенных требований
Стрингер: Конкурс на лучшего защитника человеческих прав
Кремль.Орг: Людмила Алексеева: Это очень трудная должность, потому что власти принижают институт Уполномоченного своим безразличным отношением к нему
|