Комментарии к программе Навального
Акунин Б.
Я уже писал, что в качестве одного из экспертов участвовал в подготовке программы А.Навального. Как и вы, я отлично понимаю, что этого кандидата к выборам не допустят и возможности осуществить программу прямо в следующем году у него не будет. И все же я рассматриваю публикацию программы как очень важный шаг, как начало общественной дискуссии о будущем страны.
Больше всего меня занимает раздел, который озаглавлен «Будущая прекрасная Россия». В опубликованном «предвыборном» варианте программы он изложен кратко, но мы много об этом говорили между собой и все были согласны, что это самое главное. (По моему личному убеждению, всё остальное – не более чем средства для достижения этой цели). Звучало на наших обсуждениях и словосочетание, которого в России принято стесняться: «национальная идея».
О ней и хочу рассказать. Пока тоже коротко, лишь самую суть.
ПРО НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ
Полагаю, что России национальная идея необходима. Страны поменьше и пооднородней, наверное, могут обходиться и без таковой, но у нас вряд ли получится. Неминуемо будет возникать вопрос: а почему все эти разномастные регионы должны жить вместе? Только потому, что иначе в них введут войска? То есть из страха?
В программах демократической оппозиции (во всяком случае, и у А.Навального, и у М.Ходорковского) содержится пункт о превращении России из номинальной федерации в настоящую, где главные вопросы жизни будут решаться на местах и там же будет оставаться основная часть бюджетных денег.
Это хорошо и правильно. Ресурс тотально-централизованного, «ордынского» управления исторически исчерпан. В 21 веке эта система власти, неминуемо приводящая к авторитаризму, лишь тормозит развитие и плодит коррупцию.
- Да, с «Московией» пора закончить.
- Да, в стране должно быть несколько столиц: административная, финансовая, культурная, научно-инновационная (и еще, наверное, тихоокеанская, поскольку будущий центр мирового развития, видимо, переместится на Дальний Восток).
- Да, человек, родившийся в провинции, не должен чувствовать себя обделенным по сравнению со столичными уроженцами и не должен в поисках успеха обязательно переселяться в центр.
Но верно и то, что настоящая федерализация чревата центробежностью, сепаратизмом и угрозой раздела страны. Вот почему – возвращаюсь к исходному тезису – Российской Федерации понадобится некая объединяющая идея, некий проект, одинаково выгодный, интересный и понятный для всех без исключения регионов и возможный лишь при условии существования большого государства, как общее для всех дело.
Выражусь резче: если такой идеи не появится, Россия будет обречена либо на вечный авторитаризм, либо на распад. И мне кажется ошибочным, даже стыдным, что мы о национальной идее не думаем, не говорим и даже считаем подобные беседы бессмысленными или вредными.
Идея, которой можно увлечь и объединить всю нацию, очевидно, должна соответствовать нескольким условиям.
- Она должна быть для всех привлекательной и понятной.
- Она должна быть осуществимой в течение жизни нынешнего поколения (мало кто увлекается дальними мечтами).
- Она должна быть, извините за архаизм, благой (а, скажем, не агрессивной или имперской, ибо подобные национальные идеи, как мы знаем, тоже отлично способны объединять и мобилизовывать).
Идея, с которой уже много лет ношусь я, вставляя ее за невозможностью практического применения в романы, формулируется так:
СДЕЛАТЬ ГЛАВНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - С ТЕМ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ РОССИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В СТРАНУ УСПЕШНЫХ, СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ.
Для этого потребуется:
- Обозначить этот приоритет бюджетно, законодательно и даже конституционно как главную стратегическую задачу Российской Федерации: вложиться основными силами государства и общества в собственных детей.
- Кардинально увеличить расходы на педагогику в самом широком смысле; разработать и осуществить федеральную программу реформы всех ступеней образования, от детского сада до магистратуры.
- Разработать принципиально новую педагогическую систему, при которой к каждому ребенку, с раннего детства, будут относиться как к потенциальному сокровищу, будут помогать маленькому человеку найти свою дорогу в жизни и выйти на нее. Целью такой системы должно стать не вколачивание в головы некоего обязательного, стандартного минимума знаний, а фокусирование на индивидуальности ребенка.
- Для этого, разумеется, понадобится очень много хороших педагогов, потому что группы или классы должны быть маленькими, а обучение гибким, приспосабливающимся к склонностям и дарованиям ребенка. Профессия учителя, воспитателя должна стать самой престижной и высокооплачиваемой, чтобы в эту сферу пошли – на конкурентной основе - люди способные и мотивированные.
Речь идет не только о том, чтобы обеспечить страну хорошими профессионалами, занимающимися делом, к которому они имеют природную склонность. Состоявшийся человек – это обычно еще и счастливый человек. И общество, в котором таких людей много, само становится гораздо счастливее.
Сколько будет стоить такая программа? Не дороже, чем поддержание агрессивной внешней и внутренней политики, коррупционные потери и поборы в теневые бюджеты. (О перераспределении денежных потоков и о том, откуда возьмутся средства, в программе А.Навального объяснено с конкретными цифрами).
В любом случае это инвестиция, которая окупится сторицей. И я буду поддерживать ту партию и того кандидата, кто возьмется осуществить это большое и красивое дело.
Акунин Чхартишвили
20.12.2017
Статья напечатана в Фейсбуке
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кох А., Путин, Собчак, Навальный
Демократия.Ру: Эйдман И., Четыре проекта будущего
Демократия.Ру: Навальный: «Остается только хлопать друг друга по плечу и помнить, что другой страны у нас нет»
Демократия.Ру: Головенко А., Мнение: за публикацию предвыборных программ надо сечь
Демократия.Ру: Каспаров Г., Россия после Путина
Демократия.Ру: Мовчан А., Почему не идут перемены
|