Как убивать безнаказанно: некоторые рецепты. Иркутская убийца отпущена на свободу - и никогда не вернется за решетку
Нурминен П.
Некоторые особенности российского законодательства позволяют отпускать убийц на свободу, без малейшей надежды на справедливое наказание. Понятно, что происходит это далеко не всегда. Пример - дело иркутской убийцы Анны Шевенковой.
Кировский районный суд города Иркутска сурово осудил убийцу Анну Шавенкову в соответствии со статьей 3 ст.264 УК РФ. В приговоре суда сказано, что ей предстоит отбывать наказание в три долгих года, в колонии-поселении. Но вот в чем штука – приговор отложен на… четырнадцать лет, т.е. после истечения отсрочки ее преступление будет считаться ненаказуемым по сроку давности. Таковы чудеса – а их в запасе законодательства и практики России много.
Распространено мнение о том, что в России дескать «половина страны сидит». Это не так – по этому показателю Россия отстает не только от мировой тюремной империи США, но и от благополучной Европы. Кроме того, российское законодательство настолько гибкое и мягкое, что позволяет отбывать наказание в кредит – с отсрочкой отбывания срока. Пример подобного приговора сегодня вынесен в отношении Анны Шавенковой, дочери председателя иркутского областного избирательного комитета. С момента совершения преступления (второго декабря 2009 года) дело находилось в центре внимание общественности – в результате дорожно-транспортного происшествия, в котором виновата Анна Шавенкова, были погибшие и раненые.
Сегодня Кировский районный суд города Иркутска огласил приговор Анне Шавенковой. За смерть одного человека и тяжкое увечье другого она приговорена к трем годам лишения свободы… потом, когда-нибудь, не сейчас. Правильно – зачем проводить молодость в тюрьме? Для того чтобы в тюрьме не сидели молодые и симпатичные, в УК есть специальная статья 82.1.
В соответствии с решением суда подсудимая была признана виновной в соответствии с частью 3 ст.264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть человека). Суд назначил наказание в виде лишения свободы на три года с отбыванием его в колонии-поселении. В соответствии с частью 1 ст. 82 УК РФ, фактическое отбывание наказания отсрочено до достижения ребенком Шавенковой 14-летнего возраста, который наступит 06.03.2024 года.
Суд позаботился и о мелочах: провинившейся мамочке вернут машину Toyota Corola, которой она вмазала в стену двух пешеходов. После незначительного ремонта на ней можно будет ездить: пешеходы Иркутска получат отдохновение от ее водительского стиля только на три года – именно на три года убийцу лишили прав. Компакт-диск с записью преступления, правда, решено оставить в материалах дела. Впрочем особой ценности в нем нет – ролик распространен на Youtube.
Что же это за волшебная статья 82.1 УК РФ? Эта статья позволяет избежать наказания за любые преступления, предусматривающие ответственность менее пяти лет любым женщинам детородного возраста. Она гласит:
Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить отбывание наказания до достижения ребенком восьмилетнего возраста.
Обращаю внимание, в моем издании не говорится о сроке в четырнадцать лет. Речь может идти только об отсрочке на восемь лет, а на четырнадцать. Это обстоятельство объясняется просто – щедрая и гуманная норма УК позволяет начислить к восьмилетнему сроку еще и саму беременность, а также законный отпуск по беременности («декрет»). Все вместе и получается четырнадцать лет.
Случившееся – откровенный фарс с юридической точки зрения. Поскольку все это время, пока наказание числится отсроченным, начисляется срок давности. К моменту принятия решения о фактическом отбывании наказания у убийцы выйдет срок давности – и ее, в полном соответствии с законом, освободят от отбывания наказания. Процедура прописана в статье 82.3:
По достижении ребенком восьмилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания оставшейся части наказания, или заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания, или принимает решение о возвращении осужденной в соответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания.
В комментариях к данной статье Фемида изливает истинно материнские чувства по отношению к матерям-преступницам, что позволяет ее назвать любящей бабушкой криминально-процессуального младенца:
Если испытательный срок прерван не был, то по достижению ребенком 8-летнего возраста суд возвращается к решению вопроса о судьбе женщины, наказание которой было отсрочено исполнением. Но прежде чем будет приниматься то или иное решение, суд должен проверить, не истекли ли сроки давности обвинительного приговора, предусмотренные ст. 83 УК, – 2 года при осуждении женщины за преступление небольшой тяжести, 6 лет – при осуждении за преступление средней тяжести и т. д.
Проще говоря – Анна Шавенкова полностью освобождена от наказания – сейчас, через восемь лет, через четырнадцать, через пятьдесят – она убила человека и полностью оправдана судом. Единственным наказанием, которое она понесла стала запись об осуждении ее по статье 264.3 – без отбывания наказания.
Таким образом, приходим к простому выводу. Он состоит в том, что за убийство человека, за искалеченную жизнь другого человека, за поведение, которое не могло закончится иначе – в России не наказывают. У меня даже напрашиваются нездоровые вопросы о неравенстве мужчин и женщин перед законом – норма действует только в отношении женщин и позволяет избавится от любого уголовного наказания, предусматривающая пять лет лишения свободы.
Пример безнаказанного убийства был подан Кировским районным судом Иркутска. И только ли им? Доходит до смешного – даже преступления против детей, которые и являются поводом для отсрочки наказания караются условно – детоубийцы, рожающие детей по домам, выкидывающие младенцев в окно или мусоропровод наказываются… двумя-тремя годами условно с аналогичными отсрочками.