Канал власти
Новопрудский С.
Телеканал ТВС - в просторечии "ТВ сесть" (не глагол, а карикатурно-детское образование от числительного "шесть") - собираются отключать в Москве. История этого телеканала - приговор российской власти. За первый срок правления второго президента России власть не научилась действовать ни по закону, ни по понятиям. Возможно поэтому в стране снова стали слишком часто убивать за бизнес - как в начале 90-х, на пике кровавого передела собственности.
Оговоримся сразу: речь идет не о свободе слова, а об организации дела. А всю историю предстоит рассказывать заново - потому что именно сейчас мы присутствуем при развязке того, что началось в первые месяцы путинского президентства, три года назад.
Итак, некий мужчина, назовем его Владимир Гусинский, владеет телеканалом НТВ вместе с группой инвесторов, среди которых государственная по форме и коммерческая по сути компания "Газпром". Мужчина берет кредиты, много кредитов - почти на миллиард долларов, в том числе у "Газпрома". Когда приходит срок отдавать кредиты, мужчина не только не отдает их, но и пытается вести против кредиторов информационную войну. "Газпрому" это, естественно, не нравится, он идет в Кремль и говорит: смотри, Кремль, этот телеканал ругает власть, да еще и не платит по долгам.
Далее по суду в счет непогашенного долга арестовывается часть пакета акций медиа-холдинга, принадлежащих мужчине Гусинскому, чтобы "Газпром" мог стать хозяином телеканала. А самого мужчину сажают в тюрьму - то есть вроде бы власть начинает действовать по закону. Правда, инкриминируют ему не уклонение от уплаты кредитов, не хищение этих денег, а незаконную приватизацию питерской компании "Русское видео". Власть отлично знает: никакой приватизации этой самой компании не было - данное дело против мужчины Гусинского сфабриковано. И тогда власть решает действовать по понятиям - министр печати подписывает с арестантом Гусинским знаменитый "протокол № 6" - документ, вполне отвечающий духу бандитской разборки. Гусинскому даруют свободу в обмен на отказ от бизнеса в России. В этой части договор "по понятиям" соблюден: Гусинский больше не владеет холдингом "Медиа-Мост", а власть хотя и хотела потом заловить его через Интерпол, да не сумела доказать вину.
Дальше возникает коллизия с творческим коллективом НТВ - единственного на тот момент федерального телеканала, который позволял себе критиковать власть. Коллектив раскололся, но его часть позиционируется как политические мученики, пострадавшие как раз за критику власти. Сначала эту головную боль с Кремля снял Борис Березовский, который приютил беглых тележурналистов Гусинского на канале ТВ-6. Но отношения самого Березовского с Путиным катастрофически портятся, и вот уже под угрозой неминуемого ареста Березовский вынужден бежать из страны, а канал ТВ-6 лишают права вещать якобы за банкротство. Причем, делают это в момент, когда старый закон о банкротстве уже не действует, а сам канал приносит прибыль. То есть здесь власть действует уже и не по закону, и не по понятиям - ликвидирует предприятие из-за личной ненависти президента к одному из граждан страны.
Теперь уже Кремлю - фактически лично Путину - надо пристраивать журналистов. Но за время развития этого конфликта, спровоцированного отсутствием в России правового государства и стойкой привычкой решать экономические споры в коридорах власти, власть уже отвыкла от критики по федеральным телеканалам. Значит, журналистов надо вернуть на незаконно отнятую у них шестую кнопку и при этом смотреть, чтобы не сказали чего лишнего. Так возникает институт политического надсмотрщика в виде некоммерческого партнерства "Медиа-Социум" (руководители - проверенные товарищи с коммунистическо-спецслужбистской выучкой Примаков и Вольский) и колхоз из 12 олигархов, которым по сути приказано финансировать новый канал.
Власть считает задачу выполненной. Но олигархам финансировать телеканал нет резона - денег на политическом канале особо не заработаешь, а предвыборные политические комбинации с использованием собственного телеканала можно будет разыгрывать не раньше окончания второго путинского срока. Спрашивается, зачем тратить деньги на то, что не приносит ни экономических, ни политических выгод? В итоге все ждут, пока Путин скажет, кому из олигархических групп можно будет единолично завладеть телеканалом ТВС, сам канал в долгах как в шелках, на грани отключения, там месяцами не платят зарплату.
...В Италии премьер-министр Сильвио Берлускони владеет тремя из шести общенациональных каналов. Но он их финансирует. Наша власть захотела владеть почти всеми общенациональными каналами. Имеет право. Только за это надо платить. Или расплачиваться.
Семен НОВОПРУДСКИЙ
05.06.2003
Статья опубликована в газете Известия (четверг 5 июня 2003 г.) и на сайте izvestia.ru
Постоянный URL статьи http://www.izvestia.ru/comments/article34552
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: ТВС - канал выборов-2008?
Демократия.Ру: Евгений Киселев: «Гусинский и Березовский относились к нам лучше»
Демократия.Ру: Павлов Л., Операция «прикрытия» олигархов
|