Особенности выборов в США. Референдум, как реализованное право
Фирсов А.
Основные особенности выборов в США
Выборы и референдумы только раз в год
В США выбирают только один раз в году. Это определенный вторник в ноябре (вторник, следующий за первым понедельником месяца). Причем в этот день проводятся не только все выборы, но и все референдумы. При этом и кандидаты на выборы и вопросы референдума печатаются на одном бюллетене.
В результате на бюллетене, размещаются не один, а несколько пунктов для голосования. Первыми идут пункты голосования по кандидатурам (таких набирается от одного до двух десятков), затем идут вопросы референдумов (таких набирается тоже от одного до нескольких десятков.
В результате на бюллетене для голосования в США вопросы референдума занимают обычно две трети площади бюллетеня.
Система выборщиков
В США практически все выборы прямые, то есть победитель или референдум определяются по большинству поданных голосов. Но выборы президента США являются опосредованными через институт выборщиков. Это значит, что независимо от того, сколько граждан проголосовало в определенном штате, для подведения итогов выборов президента штат даст только определенное количество голосов выборщиков. И именно они проголосуют за того, или иного кандидата (на практике голоса всех выборщиков от штата отдаются тому кандидату в президенты, который победил в данном штате).
Такая система выборов часто применялась и в России до революции 1917г.
Число выборщиков от штата США в значительной степени пропорционально числу жителей штата и с интервалом в несколько лет (по результатам переписи) регулярно пересматривается.
Число штатных выборщиков президента
считается по формуле:
количество сенаторов от штата + число членов Палаты представителей.
Поскольку численный состав штатной делегации в Палате представителей Соединенных Штатов может меняться в связи с ростом численности населения штата, уровень представительства данного штата в коллегии выборщиков также подлежит уточнению.
Калифорнии на прошлых выборах за её людность причиталось
54 выборщика, а на грядущих станет одним больше.
Вот как сейчас распределяются 538 голосов выборщиков по штатам 19
"весовых категорий" и D.C.
по столько выборщиков | дадут столько штатов |
3 | 7 (Вайоминг и т. п.) |
4 | 5 |
5 | 5 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 2 |
9 | 3 |
10 | 4 |
11 | 4 |
12 | 1 |
13 | 1 |
15 | 3 |
17 | 1 |
20 | 1 |
21 | 2 |
27 | 1 (Флорида) |
31 | 1 (Нью-Йорк) |
34 | 1 (Техас) |
55 | 1 (Калифорния) |
3 | 1 (District Columbia) |
Такая система приводит к тому, что победитель на выборах Президента США определяется не большинством голосов граждан США, а голосами выборщиков, которые дают штаты, в которых победил определенных канидат.
Такая система иногда может приводить к парадоксальным результатам. Так, например, в 2000-ом году большинство голосов граждан США было подано за Альберта Гора. Однако, на выборах в США больше голосов выборщиков досталось Джорджу Бушу, и по существующей в США системе подсчета голосов именно он стал президентом США.
Выборы двух кандидатур в связке
В США на выборы некоторые кандидаты идут в паре. Скажем, кандидат в президенты США обязан назвать и кандидатуру Вице-президента.
Акцент на определенные права
В России основной акцент в избирательных правах делается на три права: право избирать, быть избранным и право на участие в референдуме. В США основные акценты расставлены несколько иначе. В первую очередь подчеркивается право на инициативу, и референдум (initiative and referendum). К этим правам в некоторых штатах добавлено и право на отзыв (recall). И именно эти права в первую очередь закреплены в конституциях большинства штатов США.
Избираемые должности в США
Всем известно, что должность Президента США является выборной.
Об остальных должностях известно меньше.
Кроме Президента США американцы в обязательном порядке выбирают следующих представителей законодательной, исполнительной и судебной власти:
Вице-президент США (в одном списке с Президентом США)
Членов Палаты Представителей США
Губернатора и заместителя губернатора штата (в одном списке с Губернатором)
Несколько сенаторов от штата в Сенате США
Генерального прокурора штата
Сенатора штата
Члена Ассамблеи штата
Мэра города
Общественного адвоката
Казначея штата
Казначея города
Президента бюро (района города)
Члена окружного совета
Окружного прокурора
Судью Верховного суда штата
Судью в гражданском и городском суде
Районных партийных руководителей
Также могут выбираться другие должности (члены попечительского совета школы, члены совета района и т.п.)
Как мы видим, в этом списке присутствуют представители как законодательной, так и исполнительной власти. Выборность обеих ветвей власти и их равенство – один из основных принципов американского государственного устройства.
Если мы взглянем на бюллетень по выборам в США, то мы увидим, что бюллетень на выборах в США один, но состоящий из множества пунктов. Каждый из которых посвящен или выборам на конкретную должность или вопросу референдума. На выборах в России число бюллетеней, как правило составляет 3-5. Число пунктов в избирательных бюллетенях на выборах в США - 30-50.
Кто подводит итоги выборов
В США не существует централизованных комиссий на уровне штатов и на уровне государства, которые официально подводят итоги выборов.
Организацией выборов, проведением выборов и контролем за результатами выборов занимаются представители партий и кандидатов.
Так, если выборы проводятся в электронном виде, то результаты выборов передаются представителями и кандидатами в электронном виде в штаб каждого кандидата или партии, и там ведется подсчет голосов по всем избирательным участкам штата. Если подсчет ведется на бумажных носителях, то пересчет голосов производится по очереди представителями всех кандидатов/партий.
Обмануть одно или другого кандидата представителю правящей партии не представляется возможным, потому что одно и то же считают представители разных партий и кандидатов, после чего одни и те же данные идут сразу в штабы всех партий/кандидатов.
Какие вопросы выносятся на референдумы в США
Рассмотрим вопросы, которые избиратели в США решают самостоятельно большинством голосов. Сделаем это на примере одного бюллетеня по выборам, состоявшимся 6-го ноября 2001 года в штате Калифорния, в городе Сан-Франциско.
Первые 31 пункт бюллетеня были посвящены выборам в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Всего 31 позиция. Далее идут предложения для референдума Штата (предложения 32-39 относились ко всему штату, а предложения А-H, только к городу Сан-Франциско).
Предложение № 32 в бюллетене
Право правительства штата на выпуск облигаций для будущего кредитования ветеранов и фермеров
Внесено законодательным собранием штата
По этому праву правительству штата разрешается выпустить облигаций на 500 млн. долларов для кредитования ветеранов войн и фермеров.
Гражданам предлагалось проголосовать за предоставление правительству такого права или против.
Предложение № 33 в бюллетене
Право членам законодательного собрания участвовать в общей пенсионной схеме
Внесено законодательным собранием штата
По предлагаемому закону зарплата членов законодательного собрания штата начинала бы засчитывается членам законодательного собрания в общий заработок для расчета пенсии и до 5% своей зарплаты отчислять в накопительную часть пенсии, а правительство штата обяжет отчислять соответствующую платежи в пенсионный фонд.
Гражданам предлагалось проголосовать за предоставление такого права членам законодательного собрания штата или против.
Предложение № 34 в бюллетене
Предельные суммы взносов в избирательный фонд и расходов на избирательную кампанию
Внесено законодательным собранием штата
По этому предложению предлагалось установить верхний предел на взносы в избирательные фонды и верхний предел расходов на избирательную кампанию в рамках штата, которых до этого не существовало.
Гражданам предлагалось проголосовать за установление пределов, или против.
Предложение № 35 в бюллетене
Использование частных компаний для обслуживания общественно-значимых проектов (коммунальное хозяйство, архитектура, строительство)
Внесено инициативной группой путем сбора подписей
По существующему законодательству частные компании используются для обслуживания коммунального хозяйства и строительства только в исключительных случаях (временно или тогда, когда этот сервис не может быть обеспечен государственной компанией).
Гражданам предлагалось принять решение о возможности снятия этого ограничения.
Предложение № 36 в бюллетене
Использование наркотиков и обращение с наркотиками
Внесено инициативной группой путем сбора подписей
По существующему законодательству люди, использующие или имеющие наркотики, могут быть наказаны вплоть до заключения в тюрьму.
Гражданам предлагается принять решение, о возоможности отменить такое правило, оставив наказание только за продажу и производство наркотиков.
Предложение № 37 в бюллетене
Плата. Требования по голосованию о налогах
Внесено инициативной группой путем сбора подписей
Предлагается ввести обязательность правила двух третей при голосовании в законодательном собрании по вопросам, свзяанным с изменением налогов или введением новых.
Гражданам предлагается проголосовать за введение правила «Две трети» взамен существующего правила, требующего большинства (50% и один голос).
Предложение № 38 в бюллетене
Регулирование школьного образования. Финансирование общественных школ
Внесено инициативной группой путем сбора подписей
Существующее законодательство обязывает штат финансировать образование как в государственных, так и в частных и религиозных школах.
Предлагается взамен ввести выдачу на каждого школьника ваучер в размере 4000 долларов год и отменить субсидирование частных и религиозных школ.
Гражданам предлагается принять решение по данному вопросу.
Предложение № 39 в бюллетене
Регулирование школьного образования. Финансирование общественных школ
Внесено инициативной группой путем сбора подписей
Предлагается уменьшить порог числа голосов избирателей для разрешения школам выпуска облигаций (в целях финансирования ремонта, строительства и реконструкции школ). Предлагается ввести 55% порог вместо существующего (две трети голосов местных избирателей) для принятия решения о выпуске облигаций.
В городе Сан-Франциско в 2001 году на местных выборах дополнительно были подняты следующие вопросы:
Предложение А:
Предлагается разрешить Общественному колледжу Сан-Франциско выпуск облигаций на сумму 195 млн. долларов для развития своих основных средств (сокращение филиалов, улучшение возможности доступа инвалидов, строительство коммуникационной сети и строительство новый спортивного городка).
Жителям Сан-Франциско предлагается принять решение по данному вопросу.
Предложение B:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (десять голосов «За», один «Против»)
Предлагается разрешить городскому совету выпустить облигации, суммарным объемом не более 100 млн. долларов для финансирования приобретения, строительства, ремонта или реконструкции оборудования, действующего на солнечной энергии.
Жителям Сан-Франциско предлагается решить – разрешить или нет выпуск облигаций.
Предложение C:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (одиннадцать голосов «За», ни одного «Против»)
Должен ли быть сокращен период, в течение которого освободившаяся выборная должность замещается назначенным лицом, а не избранным?
Жителям Сан-Франциско предлагается принять решение о возможности ограничения этого периода максимальным сроком в один год.
Предложение D:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (одиннадцать голосов «За», ни одного «Против»)
Предлагается получать согласие избирателей для любого городского проекта, затрагивающего 100 акровую зону залива Сан-Франциско.
Жителям Сан-Франциско предлагается принять решение о необходимости получения их согласия.
Предложение E:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (десять голосов «За", один «Против»)
Предлагается ввести избирательную комиссию в городе, для руководства за Избирательной комиссией Мэрии. Ввести выборность председателя комиссии с его обязательной сменой для исключения влияния на избирательную комиссию со стороны Мэрии.
Жителям Сан-Франциско предлагается утвердить соответствующее положение.
Предложение F:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (шесть голосов «За», пять «Против»)
Должна ли существующая назначаемая городская комиссия по коммунальному хозяйству быть заменена на новую, руководимую избираемыми людьми?
Жителям Сан-Франциско предлагается утвердить соответствующее положение о соответствующей комиссии.
Предложение G:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (десять голосов «За», один «Против»)
Должны ли избирательные округа быть перенарезаны в соответствии с новыми федеральными законами?
Жителям Сан-Франциско предлагается утвердить необходимость и сроки перенарезки.
Предложение H:
Внесено наблюдательной комиссией Городского совета (девять голосов «За», два «Против»)
Должен ли быть расширен список инвестиций, для которых Городской совет может самостоятельно принимать решение о выпуске облигаций без получения согласия избирателей (предлагается добавить к списку облигации, выпускаемые для финансирования переработки и сохранение энергии)?
Жителям Сан-Франциско принять решение о возможности расширения списка.
Предложение I:
Внесено инициативной группой путем сбора 24456 подписей
Должен ли быть создан в Сан-Франциско муниципальный округ Брисбан (Brisbane)?
Жителям предлагается решить этот вопрос и одновременно проголосовать за один из пяти списков его руководителей.
Заключение
1. Американцы выбирают не только законодательную, но и исполнительную и судебную ветви власти.
2. Референдумы являются неотъемлемой частью выборов в США, и имеют не меньшее значение, чем выборы.
3. Включение в бюллетени для голосования отдельно вопросов референдумов вынуждает всех кандидатов высказываться по насущным вопросам, волнующим граждан, и способствует развитию демократии в США.
Александр Фирсов
28.02.2004
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Прощай, Референдум
Демократия.Ру: Минкин А., Наш SOS все глуше, глуше...
Демократия.Ру: Коллегия выборщиков и инаугурация президента
Демократия.Ру: Д. Н. Шипов. Воспоминания и думы о пережитом
Демократия.Ру: Выборы в США
Демократия.Ру: Основы, развитие и перспективы структуры избирательной системы в Соединенных Штатах Америки
|