Повышение роли партии в государственном строительстве
Ильин В.
На рассмотрение в Думу внесен проект Федерального закона «О политических партиях». Проект, так сказать, «официальный», разговор ведется о неких поправках ко «второму чтению», когда сама концепция уже и обсуждаться не будет. Несмотря на то, что существуют еще какие-то альтернативные проекты, в том числе и проект, предложенный Рыжковым «О гарантиях многопартийности», они всерьез не принимаются.
Посмотрим, что готовит Российскому народу и Российскому государству законопроект, предложенный в Госдуму от имени Президента.
Статья 2: «Политическая партия, по смыслу настоящего закона, это общероссийское общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан Российской Федерации...».
Говоря русским языком, региональные партии партиями не являются, т.е. запрещаются.
«Содержание деятельности и внутрипартийное устройство партии должны соответствовать демократическим принципам».
Как говорится, а судьи кто? Знать бы что под демократическими принципами понимается... Если это демократический централизм с безоговорочным подчинением меньшинства большинству, и обязательность решения вышестоящего органа для нижестоящих, то демократия здесь отдыхает. Любопытно будет посмотреть, какие санкции будут применены к тем партиям, которые НЕ будут соответствовать неким принципам, а также, кто будет решать.
Статья 2: «...Политическая партия имеет региональные отделения в более чем половине субъектов Российской Федерации..»
Статья 14: «...Государственная регистрация политической партии проводится Министерством юстиции Российской Федерации...»
Статья 15: «...Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в органы юстиции субъекта Российской Федерации руководящий орган политической партии представляет: нотариально заверенную копию временного свидетельства о регистрации политической партии;..»
Если кому не понятно, попробуем перевести на русский. Партии в России могут строиться (регистрироваться и действовать) только сверху вниз, и только в масштабе всей страны, так сказать, в государственном масштабе.
Сколько извели бумаги в свое время, пытаясь втолковать самим себе, что сращивание государства с партией (партиями) не приводит ни к чему хорошему...
Статья 22: «Принятие Устава, программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, выдвижение от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на выборные должности в федеральные органы государственной власти, решение других наиболее важных вопросов жизни политической партии осуществляется тайным голосованием по решению съезда, конференции политической партии с числом участников не менее двухсот.»
Это, видимо, на всякий случай вставили, чтобы не собрались случайно 11 человек и не создали тайно «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Какое же строительство партии допускается новым законом? Снизу вверх или сверху вниз, или демократический (с реализацией права меньшинства)?
Имеет смысл привести статью 24 полностью:
Статья 24. Меры воздействия в отношении структурных подразделений.
«По основаниям, предусмотренным Уставом партии, руководящие органы политической партии вправе применять следующие меры воздействия к структурным подразделениям:
принимать решение об отстранении от исполнения обязанностей, в том числе досрочном, руководителя структурного подразделения и назначении досрочных выборов в случае отстранения выборного лица;
принимать решение о роспуске руководящего коллегиального органа структурного подразделения и назначении досрочных выборов нового состава коллегиального органа;
принимать решение о ликвидации структурного подразделения.»
Любопытна попытка построить всех. Т.е. построить вертикаль везде. При этом вертикаль идет сверху вниз. Аналогичного положения о влиянии снизу вверх (о воздействии структурных подразделений на руководящие органы) в проекте просто нет.
Статья 36. «Партиям гарантируется государственная поддержка.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку партиям, имеющим свидетельство о государственной регистрации».
Сказано любопытно (не «должны оказывать»). Создается ощущение, что проект писали несколько человек, которые и не читали того, что написано коллегами. Так же, как было с Российской Конституцией в 1993 году, из-за чего там одно понятие выражено в трех или более различных формулировках.
Кстати, все это финансирование из госбюджета сделано не только для того, чтобы стать похожими на ФРГ. Для чего именно? Неужели реализуется основная цель государства - улучшение жизни граждан? Или, может, полный контроль государства за деятельностью партий? Время покажет.
Можно только порадоваться за трудоустройство очередной дивизии госслужащих, которые должны проводить в жизнь этот чрезвычайно нужный закон. Без которого мы все раньше как-то жили... Для финансирования и контроля должна существовать соответствующая бюрократическая структура. Почему-то эти функции отнесены к ЦИК. Видимо, как в Германии. Хотя регистрирует партии все же пока Минюст. Как он это делает - те, у кого есть память, могут вспомнить, как Минюст зарегистрировал «Отечество» Лужкова и Примакова в субботу вечером 19 декабря 1998 года, ровно за 365 дней до выборов, минимальный срок, разрешенный законом, и не задавал лишних вопросов.
Статья 49. «Внести в Федеральный закон от 19.05.95 года N82-ФЗ «Об общественных объединениях»» а) в части второй статьи 4 слова «политических общественных объединений (политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений)» исключить».
Говоря по-русски, закон «Об общественных объединениях» более на партии не распространяется.
Что же там было такого, от чего теперь мы должны отказаться?
Посмотрим внимательно:
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
«Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».
Действительно, зачем в России право граждан на «общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей» и содействие «реализации прав и законных интересов граждан» без государственной регистрации, если по логике государственных чиновников, даже правозащитные организации не могут иметь в уставе целью защиту прав человека, т.к. этим занимается государство! Создавайте сверху вниз союзную структуру, утвержденную и финансируемую сверху. С правом разгонять и заменять руководство на местах, и не выпендривайтесь. Хватит иметь региональные или межрегиональные партии, подчиненные местным князькам. За зарплатой партийные функционеры будут ходить в министерство.
Видимо, и за продовольственными заказами, тоже. Кстати, одно из предложений приравнивало партаппаратчиков к госслужащим, со всеми вытекающими последствиями.
В заключении надо добавить, что готовится федеральный закон о выборах в региональные парламенты. В соответствии с ним 50% мест в региональных парламентах планируется отдать партийным спискам. Естественно, федеральным.
В.Ильин
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Новопрудский С., Партийные мидозвоны
Демократия.Ру: Черняховский С., Почему в России умирают партии. Часть первая
Демократия.Ру: Черняховский С., Почему в России умирают партии. Часть вторая
Демократия.Ру: Вощанов П., Давка у кассы, или управляемая свобода. Малопартийность — классная придумка кремля
Демократия.Ру: Кынев А.,Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Кынев А., Диагноз - партийная недостаточность
Демократия.Ру: Вощанов П., Кремлевских окон негасимый свет. Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке
Демократия.Ру: Новопрудский С., Власть в себе
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путниски 2007
|