Кризис cистемы Титова
Кынев А.
Самарский губернатор сам вырастил собственных конкурентов. На грани политического выживания оказался самарский губернатор К.Титов – один из последних остающихся у регионального руля первых «ельцинских» назначенцев образца 1991 года. За годы 13-летнего управления областью К.Титов сумел удержаться у власти искусно лавируя в московских интригах и периодически перетекая из одной партии власти в другую. Однако со сменой политических эпох в 2000, когда Президентом РФ стал В.Путин, для самарского губернатора настали тяжелые времена. Ставшие в какой-то момент совсем неадекватными ситуации амбиции Титова привели к его выдвижению в президенты РФ на выборах 26 марта 2000 года, в результате он потерпел фиаско, получив жалкие 1,47% голосов. Получив столь чувствительный удар и стремясь удержаться у власти, он, с целью спровоцировать досрочные выборы губернатора, 4 апреля 2000 подал в отставку. В результате на досрочных выборах 2 июля 2000 он победил, набрав 53,25% голосов. Но этот результат уже не был столь впечатляющ, как прежние победы Титова в регионе. В выборах принял участие бывший советский руководитель области В.Тархов, которого поддержали коммунисты, даже не успев толком раскрутиться, но набрал 29,2% голосов, что многими расценивается как психологическая победа. Одновременно Титову все-таки пришлось немного поделиться властью: в области появился пост вице-губернатора, который занял в тот момент представитель ЮКОСа В.Казаков, который рассчитывал на роль преемника губернатора.
Одновременно лояльная губернатору губернская дума приняла решение увеличить срок полномочий губернатора с 4 до 5 лет. Данное решение было принято 26 июня, до выборов губернатора, но уже в период избирательной кампании. Тогда казалось, что это не создаст губернатору проблем. Но эта история самарских пертурбаций 2000-го эхом откликнулась в 2004, погрузив область на грань политического хаоса.
После аферы с участием в президентских выборах 2000 отношение федерального центра к региону стало гораздо более прохладным, так столицей Приволжского федерального округа вместо Самары был объявлен Нижний Новгород. Выборы губернской думы декабря 2001 года губернатор выиграл только за счет сельских районов и лояльное ему большинство обеспечивается только за счет альянса со вполне самостоятельными тольяттинцами. Личное окружение Титова эти годы становилось все более узким, из него уходили квалифицированные люди, зато все большую роль играла семья – амбициозная жена и сын-бизнесмен. В частности вице-губернатор и руководитель аппарата Владимир Мокрый, который ранее был главным политическим консультантом К.Титова и наиболее авторитетным чиновником областной администрации, но в течение 1998-99 гг. вышел из доверия, был выдвинут администрацией на выборы в Госдуму. Многие местные наблюдатели считают, что от В.Мокрого просто избавились. В 2000-2004 в регионе активно формировалась оппозиция, еще более усиливались новые мощные экономические группы – СОК, «Волгопромгаз» и другие. Они все чаще убеждались, что решать свои проблемы они могут и в обход губернатора и обрастали собственными элитными связями в центре, а АвтоВАЗ и «Самаранефтегаз» имели их всегда.
Сильно подпортила имидж губернатора серия скандалов 2002 года, связанных с возбуждением уголовных дел против людей из ближайшего окружения Титова и допрос самого губернатора. Началом наступления Генеральной прокуратуры РФ на губернатора стало убийство в ночь на 30 апреля 2002 в собственной «Ниве» главного редактора газеты «Тольяттинское обозрение» депутата Тольяттинской городской думы Валерия Иванова. Расследованием вначале занималась тольяттинская прокуратура, а затем специальная оперативно-следственная группа, созданная по распоряжению заместителя генерального прокурора РФ В.Колесникова. На АвтоВАЗе и в областной администрации прошла выемка финансовых документов в рамках уголовного дела, возбужденного генпрокуратурой по факту хищения в 1994-1995 годах 60 млрд рублей (незаконная реализация 2 тысяч автомобилей, которые в качестве налогового зачета были переданы АвтоВАЗом администрации области, а затем «пропали» в коммерческих структурах Б.Березовского). Расследовались и другие дела (т.н. «песочное дело», связанное с попыткой АвтоВАЗа и ряда его дочерних компаний списать значительные суммы по НДС при помощи хитроумной операции по закупке огромных партий песка в 1998 году, возбуждено еще 5 дел по фактам хищений с завода запчастей и автоагрегатов, расследовалось строительство в Самаре коттеджей на берегу Волги в водоохранной зоне и т.д.).
В тоже время до логического конца (отстранения губернатора от должности) Москва не пошла, постепенно спустив дела «на тормозах» - очевидно главная цель дел была максимально ослабить губернатора, показав ему «свое место» (по похожей схеме идет ослабление и некоторых других губернаторов). До 2000 сам К.Титов не был замечен в личном участии в каком-либо бизнесе, однако шаткость положения губернатора, обозначившаяся в 2000, видимо подтолкнула его к «материализации» своего влияния – стремлению получить максимум за оставшееся время. Резко усилилось участие в бизнесе его сына Алексея Титова (многими это расценивается как прямой индикатор ослабления губернатора, который стремится успеть получить максимум за оставшееся время у власти), который получил контроль над банком «Солидарность», получив доли и во многих иных региональных компаниях.
Явно вынужденно Титов пытается выйти на соглашение с «Единой Россией» - внезапно на пост вице-губенатора (очередного вице-губернатора В.Казакова, как и В.Мокрого, Титов в 2003 «сплавил» в Госдуму), а затем председателя областного правительства в декабре 2003 назначается Сергей Сычев, возглавлявший до этого региональный предвыборный штаб "Единой России". Сычев находится в лично дружеских отношениях с Д.Медведевым и руководителем исполкома «Единой России» Ю.Волковым, однокашником которого является. В регионе популярен слух, что имело место негласное соглашение, по которому Титову на оставшееся время дают спокойно руководить областью, а Сычев становится его преемником (впрочем список «преемников», которых кинул губернатор и без этого немаленький).
После этого в 2004 Титов решил вновь повторить фортель 2000, спровоцировав досрочные выборы, но уже более изощренно, чужими руками. В начале июня вице-спикер губдумы Наталья Боброва подала в областной суд заявление о том, что принятая в устав региона поправка, увеличивающая до 5 лет срок полномочий главы области, не может быть распространена на действующего губернатора Константина Титова, поскольку она была принята уже после начала избирательной кампании 2000 года. Суд ее требование удовлетворил, назначив выборы на 19 сентября. Цель данной операции была очевидна – не дать времени конкурентам провести эффективную избирательную кампанию. Однако, «что-то не срослось» - видимо губернатор переоценил договоренности с Москвой. Центризбирком РФ счел, что назначенная дата выборов ставит кандидатов в неравное положение (если отсчитывать установленный законом срок проведения голосования 80-100 дней не от даты голосования 2 июля, а от дня инаугурации К.Титова 10 июля 2000 года, то определенная судом дата не попадает в минимально необходимый интервал), и подал надзорную жалобу в Верховный суд, который 22 июля приостановил исполнение решения облсуда до рассмотрения дела по существу, которое назначено на 15 сентября. Решение Верховного суда РФ означает, что выборы губернатора будут назначены исходя из 15 сентября как точки отсчета не менее 80 и не более 100 дней от дня назначения выборов - то есть на 5 или 19 декабря. Таким образом избирательная кампания оказалась приостановленной, а конкуренты губернатора получили столь нужное им время. Более того, раз выборы назначены по суду, то это по новому федеральному законодательству означает, что проводит их не областная избирательная комиссия, а временно сформированная ЦИК РФ специальная избирательная комиссия – то есть люди, назначенные не областным руководством, а федеральным центром.
Дальше – больше. 11 августа член временного облизбиркома С.Никологорский обратился в облпрокуратуру с заявлением "о присвоении господином Титовым полномочий должностного лица". По его мнению Верховный суд РФ отменил постановление облсуда "лишь в части, касающейся даты выборов, но не срока полномочий" главы региона. То есть срок, на который 2 июля 2000 года был избран губернатор, составляет четыре года и, следовательно, уже истек.
Подобная неразбериха на областном уровне дополняется сложной ситуацией с местными выборами. Главы большинства городов и районов в 2000 году последовали примеру губернатора – ушли в отставку, досрочно провели выборы и увеличили срок своих полномочий до 5 лет. Теперь решениями судов им суждено проводить выборы также в 2004, а не в 2005. Однако в отличие от выборов губернатора, на местных выборах другие сроки избирательных действий, и соответственно протеста Верховного суда РФ не было – в результате совмещения местных и областных выборов не будет. При этом положение многих лояльных губернатору глав администраций, к примеру мэра Сызрани В.Янина и мэра Чапаевска Н.Малахова, крайне неблагоприятное и их шансы лишиться власти крайне высоки. То есть к моменту выборов губернатора во многих муниципальных образованиях уже будут избраны новые, независимые от губернатора главы администраций.
Таким образом самим Титовым спровоцированный кризис 2000 года с сомнительными решениями по увеличению сроков полномочий оказался ловушкой, породившей и кризис 2004 года, когда построенная им в регионе система управления окончательно затрещала по швам. Причем по иронии судьбы губернатор сам подтолкнул кризис-2004.
То, что губернатор стремительно утрачивает контроль за ситуацией, подтверждается множеством фактов. Пожалуй, главное, это то, что до поры бывшие к нему лояльные «новые экономические монстры» региона (СОК, «Волгопромгаз», «Волгабурмаш, «Нова»), настолько усилились, что теперь уже сами начинают диктовать правила игры. Почувствовав слабость губернатора, они фактически уже начали работу по раскрутке собственных кандидатов, формально сохраняя дружелюбные отношения и с Титовым. Выросшие за годы титовского правления в области мощнейшие финансово-промышленные группы хотят собственной доли политической власти – аппетит приходит во время еды. Фактически создан альянс группы «СОК» («Самарский объединенный концерн») Ю.Качмазова, корпорации «Волгабурмаш» В.Аветисяна и холдинга «Волгопромгаз» А.Ищука (член Совета Федерации от Рязанской области А.Ищук контролирует всех производителей буровых работ в России и странах СНГ) - этот альянс в местных политических кругах называют «Антантой» или «Большой тройкой».
В результате многополюсность областной элиты, ранее скрываемая за фасадом губернаторской политики компромиссов и активности К.Титова на федеральном уровне, выходит на поверхность. В активе губернатора остаются только областные властные структуры и контроль за дотационными сельскими районами.
Самый яркий пример распада поддерживавшего Титова конгломерата Сызрань. В результате против верного сторонника Титова мэра Сызрани В.Янина (также как и Титов, кстати, назначенного еще в далеком 1991 году) выставлены тесно связанные с группой СОК и ее сызранским бизнес-партнером Н.Симоновым кандидатуры В.Хлыстова и А.Елистратова (один более близок к СОКу, а другой к Симонову). Сызрань становится наглядным примером того, как выращенные тем же губернатором «молодые волки» начинают становится угрозой для него самого, и он уже сам боится чрезмерного усиления собственных питомцев, все более напоминая политического доктора Франкенштейна. В результате губернатор изо всех сил защищает непопулярность мэра, еще более утрачивая собственную популярность в городе, а оппозиция в Сызрани развивает невиданную активность, нанимая дорогих политтехнологов. Причем Янин даже не смог сформировать лояльный себе горизбирком и был вынужден зарегистрироваться по залогу, так как его подписные листы были забракованы (для действующего мэра случай беспрецедентный!).
Пример Сызрани очень показателен еще и тем, что Янин во многом сызранский аналог Титова – те же 13 лет у власти, те же уже дважды выигранные выборы, та же психологическая усталость населения, да и с избирательной комиссией у мэра тоже проблемы. Скорей всего Янин выйдет во второй тур, но там по мнению экспертов и социологов скорей всего проиграет, как обладатель самого большого антирейтинга (именно фактор того, кто из кандидатом «меньшее зло» обычно и определяет решение колеблющихся во втором туре). А может даже вообще не выйдет во второй тур.
Также в Чапаевске мэр Николай Малахов скорей всего проиграет заместителю давнего оппозиционера В.Тархова в ООО "Самара ВВВ-Авиа" Юрию Павлову.
Мэр Самары Г.Лиманский – давний противник К.Титова. Сложная ситуация и во втором по численности избирателей городе области – Тольятти. Мэр города Н.Уткин поддерживает Титова, но он крайне непопулярен среди населения и связка «Уткин-Титов» играет против губернатора. На выборах мэра Тольятти 14 марта 2004 в первом туре Н.Уткин получил всего 31,4%, во второй тур вместе с ним вышел председатель независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золоторев с 17,18%. Во втором туре 28 марта Уткин победил с большим трудом – набрав 47,5% против 41,7% у Золотарева, еще 10,1% проголосовало «против всех». При этом активно обсуждалась тема фальсификаций. Причем в самом крупном районе города - Автозаводском - Золотарев действительно победил с 47,24%. Вскоре после выборов мэра в резкую оппозицию мэру Н.Уткину перешла городская дума Тольятти. 18 августа она выразила мэру недоверие и назначила на 22 сентября начало процедуры отзыва градоначальника. Так что возможно, в декабре состоятся и внеочередные выборы мэра Тольятти, поводом для которых может послужить бунт депутатов.
Выборы же самой городской думы Тольятти 15 августа закончились провалом – из 35 депутатов избрано только 8. Средняя явка составила всего 15%, а Автозаводском районе только 11%, при том, что для признания выборов состоявшимися нужно было чтобы на участки пришло не менее 20% избирателей.
Конфликты разъедают и региональную «Единую Россию» - из нее в полном составе вышла фракция в губернской думе, решившая вступить в «Родину». Катализатором распада фракции «Единой России» в губдуме стала публикация в региональных СМИ решения Генерального совета «Единой России» о поддержке К.Титова, председатель областного правительства С.Сычев провел заседание регионального политсовета партии, на котором принято аналогичное решение. Но при голосовании часть членов политсовета (сторонники трех других потенциальных кандидатов-«единороссов» депутатов Госдумы В.Мокрого и В.Казакова и спикера губдумы В.Сазонова) воздержались. В областной парторганизации начата чистка от нелояльных губернатору элементов, что еще более ее ослабляет. Вышедшие из партии политики возмущены, что решено поддержать представителя другой партии (Титов остается лидером СДПР), когда есть кандидаты в губернаторы среди самих членов «Единой России».
Ради поддержки федерального центра и «Единой России» К.Титов даже готов оставить и возглавляемую им СДПР, откуда лишь недавно в знак несогласия с политикой самарского губернатора вышел основатель партии М.Горбачев.
Названные факторы, ослабляющие Титова, и объективный распад созданной им в области системы власти, которая перестала отвечать требованиям ситуации, создавшаяся на областном и муниципальном уровне «карьерная пробка», психологическая усталость населения создают благоприятные условия для успеха оппозиции на предстоящих выборах губернатора. Соответственно, главный вопрос, смогут или потенциальные кандидаты – В.Мокрый, В.Казаков, В.Тархов, В.Сазонов должным образом скоординировать свои усилия. Если им этого удастся, то у одного из крупнейших российских регионов есть шанс получить нового губернатора.
Александр Кынев
07.09.2004
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Начало “постпутинского” призыва?
|