Демократия.Ру




Кто для своих материальных нужд и земных целей избирает путь религии, лживого благочестия, ханжества, перемены окраски, тот так же далек от религии и Бога, как Земля от самых далеких планет. Амин Фарис Антун ар-Рейхани (1876-1940), ливанский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.03.2024, вторник. Московское время 09:26

Обновлено: 15.09.2004  Версия для печати

Кремль готовит губернаторов к 2008 году

Попов А.

Истинная цель предложенных Кремлем инициатив – подготовка лояльного контингента региональных лидеров к следующим президентским выборам

Озвученная Владимиром Путиным в понедельник идея реформы региональной власти – по сути, означающая назначаемость губернаторов – вызвала неоднозначную реакцию. Сами региональные лидеры состязаются в громкости и пышности дифирамбов президентской инициативе. В их трактовке, назначение губернаторов действительно поможет «объединить страну» перед лицом террористической угрозы. Между тем эксперты отмечают, что решение Кремля куда больше связано с подготовкой к выборам 2008 года. К тому времени процедура назначения глав субъектов Федерации поможет Старой площади неспешно провести ротацию региональных лидеров: у власти окажутся те, кто сможет обеспечить нужный Кремлю результат выборов 2008 года. При этом процедуры согласований и торга вокруг кандидатур губернаторов практически останутся прежними: из них будут исключены лишь избиратели. Впрочем, есть мнение, что загнанная в подполье политическая жизнь и лоббистские ресурсы региональных элит перекочуют в региональные заксобрания. Политологи считают, что именно там следует ожидать не только ожесточенных политических баталий, но и возможной консолидации оппозиционных сил.

«После того как президент выступил со своими инициативами, коренным образом меняются правила игры и отношения Центра и регионов, – сказал RBC daily руководитель департамента региональных исследований фонда «Центр политических технологий» Ростислав Туровский. – Фактически создана процедура назначения губернаторов, хотя и в мягкой форме». При этом единодушная поддержка кремлевских инициатив со стороны самих губернаторов, по его мнению, объясняется просто. «Они надеются, что кто громче всех поддержит инициативу Кремля, тот и получит искомое назначение, – отмечает г-н Туровский. – Как в свое время было инициировано движение «коммунисты за демократию», так теперь – «губернаторы за вертикаль власти». Губернаторам на самом деле есть чего опасаться: заявления президента не оставляют многим из них никакой надежды сохранить власть. Причем, по общему мнению, смысл кадровых перестановок в регионах не имеет ничего общего с провозглашенным Кремлем «единением» для борьбы с «общим врагом». В поисках причин этого решения стоит обратиться к «проблеме 2008 года», когда России предстоят очередные президентские выборы. По совпадению, к тому времени разрешенные Конституцией сроки практически всех ныне действующих губернаторов «старой гвардии» истекут.

«К тому времени можно постепенно и уверенно провести ротацию, чтобы во всех регионах были люди, не способные на самостоятельную игру, – отмечает Ростислав Туровский. – Основной мотив – подготовка к выборам 2008 года и обеспечение результата выборов в соответствии с тем планом, который будет к тому времени разработан в Кремле». До 2008 г. остается еще три с лишним года, и у Кремля еще есть время тщательно подобрать кандидатов для тех регионов, где еще не пришли к власти удобные для него люди. Поэтому, полагает г-н Туровский, ротация будет мягкой, но в перспективе она будет проведена. «Самое главное для Центра – избавиться от фигур, не вписывающихся в рамки командно-административной системы, создаваемой Кремлем: слишком самостоятельных, популистов, коммунистов и «зубров» ельцинской эпохи», – говорит он. Разумеется, в разных регионах сценарии смены власти будут разные. Губернаторам, пришедшим к власти с легкой руки Старой площади, вообще беспокоиться не о чем. «К ставленникам Кремля отношение будет нормальное: они либо останутся, либо получат другие должности», – полагает Ростислав Туровский. Интересен вопрос столиц и национальных республик. «Думаю, в случае с Москвой будет возможна форма мягкой – именно мягкой – ротации, – считает эксперт ЦПТ. – Может быть заключен некий пакт между московской группой и Центром, который приведет к появлению компромиссной кандидатуры».

Г-н Туровский не исключает также, что в Москве со временем может возникнуть вопрос о создании местного самоуправления на городском уровне с выборным – по-прежнему – мэром. В Санкт-Петербурге же ситуация, по его мнению, вероятнее всего, не изменится. Между тем национальные республики остаются для Кремля одной из самых больших проблем. По мнению Ростислава Туровского, «особый подход» в отношениях с ними Кремлю придется применять и впредь. «Они привыкли к самостоятельности, привыкли к выборам, – отмечает он. – Попытки жестко навязывать кандидатуры местным элитам опасны, и Центр будет обходиться с ними бережно, делая ставку на действующие элиты». Что же касается сырьевых регионов, то там Кремль будет вести согласование кандидатур с компаниями, действующими в этих регионах. Таким образом, если раньше губернаторы появлялись на свет в результате компромисса между Кремлем, бизнесом и народом, то теперь «народ» исключается, и решение вопроса переходит на федеральный уровень. «Во многом эти процедуры [согласования кандидатур] действуют и сейчас, просто теперь из них за ненадобностью исключается избиратель, – отмечает эксперт ЦПТ. – Таким образом исключается риск прихода к власти оппозиционеров и популистов, которые не вписываются в систему, создаваемую Кремлем».

В соответствии с новой процедурой избрания губернаторов роль законодательных собраний регионов, казалось бы, возрастает. Однако, по мнению Ростислава Туровского, это влияние будет лишь формальностью. «Это вряд ли будет влиять на перечень кандидатов, предлагаемых Кремлем. Заксобрания в регионах – это, как правило, структуры аморфные, неспособные к каким бы то ни было самостоятельным действиям, – отмечает он. – Мало где заксобрания открыто конфликтуют с губернаторами. Никто из них не оспаривал кандидатуры в Совет Федерации, и не было случаев отклонения даже самых неподходящих кандидатур». Иного мнения придерживается эксперт Фонда эффективной политики Сергей Белановский. «Ясно, что роль законодательных собраний повышается. Но я не вполне уверен, что Кремлю удастся удержать их под контролем, – сказал г-н Белановский RBC daily. – Совершенно неочевидно, что на выборах в заксобрания будет воспроизводиться та же структура рейтингов партий, как и на федеральном уровне». Дело в том, что федеральные партии и их местные отделения – не всегда одно и то же, как по сути, так и по восприятию избирателями. «Региональные партийные отделения имеют свой имидж, своих лидеров. Они во многом автономны и свободны, в частности, в проведении кампаний, – отмечает г-н Белановский. – Кроме того, в местные отделения пойдут политические инвестиции. Поэтому ход кампаний становится непредсказуемым».

Поэтому не исключено, что партии как раз и станут центром политической жизни – но не совсем в том смысле, который имел в виду президент. Причем, по мнению Сергея Белановского, попытки ужесточить кремлевскую «вертикаль власти» внутри партий не гарантируют успеха. Если пытаться отстроить вертикаль внутри партии, в ней не исключена революция, отмечает он. При этом может возникнуть оппозиционная коалиция, причем «снизу» – что гораздо серьезнее инспирированных «сверху» партийных скандалов последнего времени. «В тех регионах, где в местных элитах есть раскол, могут возникнуть парадоксальные расклады сил, когда, например, «Единая Россия» может действовать как оппозиция, а «Яблоко» как прогубернаторская сила, – говорит эксперт ФЭПа. – В каком-то смысле в регионах может консолидироваться оппозиция. Парадокс в том, что в роли оппозиции может оказаться любая партия – даже "Единая Россия"». И если кто-то из них прорвется в заксобрание на волне антигубернаторских настроений, то вполне может «раскачать обстановку». «Поэтому я бы не назвал эту реформу стабилизирующей, – говорит Сергей Белановский. – Восемьдесят девять регионов – это очень много: где-нибудь да «прорвет».


Антон Попов

15.09.2004

Статья опубликована на сайте RBCdaily.Ru
Постоянный URL статьи http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2004/09/15/59173


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Власть - политическим партиям: поиграем?

 Демократия.Ру: Кынев А., Пропорциональная Россия

 Демократия.Ру: Ильин В., Повышение роли партии в государственном строительстве

 Демократия.Ру: Ковалев Г., Реквием по одномандатнику

 Демократия.Ру: Новый "ледниковый период" в России

 Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс

 Грани.Ру: Ельцин: Удушение свобод - это и есть победа террористов

 Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта