Осень-2004: игры в Романовых продолжатся
Ольшанский Д.
В известной сатире Аверченко был такой эпизод: недовольные большевицкой пропастью герои отматывают назад кинопленку истории. Но до куда крутить? – выбирают манифест 17 октября 1905-го, радость либеральных обывателей на улицах. Президент Путин, следуя методу перемотки, в сентябре 2004-го решил обратить Россию ровно на сто лет назад – ведь если кидают бомбы, нужно же в качестве ответной контртеррористической меры воскресить генерал-губернатора! Результат, однако, грозит оказаться аналогичным прежнему историческому кругу. Путину грозит – нам же, горемычным, напротив, улыбается.
Конкретных мер для недопущения новых терактов оказалось довольно много, и одна дурашливее другой. Ликвидация выборности губернаторов (процесс, фактически запущенный уже давно) – только одна из них, причем более всего одобряемая либеральной публикой. Надо сказать, что либеральная публика у нас – не чета западноевропейской с ее престранными разговорами о демократии, ее скорее можно уподобить прозападной общественности Сингапура или Чили. Русский правый либерал не верит в демократию, даже боится ее, ему хочется, чтобы его советам внимал просвещенный полковник. Беда только в том, что полковникам почему-то всегда ужасно нравится грабить, и доверяют они только тем советникам, что по степени цинизма похожи на них самих.
Так получится и в случае с региональной реформой – либералы, закрыв глаза, мечтают, что феодально-криминальная система уступит место честному, прямому государственному управлению Цезаря. В реальности же на смену пусть и архимафиозному, но все-таки сохраняющему остатки социального патернализма и народного представительства местному царьку придет безликая квази-имперская бюрократия, уже до конца чуждая интересам населения, а заодно и расхищающая на порядок больше. В случае любого кризиса бюрократия эта кинется в кусты первой, уйдет туда с душераздирающим треском – мы видели это на примерах Зязикова и Алханова в бесланские дни. Лично спасший 26 живых душ Руслан Аушев, вне зависимости от отношения к нему, очевидным образом вел себя иначе.
Прямая назначаемость губернаторов – вообще скверная практика, но если уж следовать ей, то для начала необходимо иметь под рукой целый административный слой идейных и неподкупных «комиссаров». Его, по сути, не было даже у «ленинской гвардии» большевиков, есть ли он у Путина? Смешно и говорить. Таким образом, управляемость регионами в результате новых мудрых установлений не повысится, а понизится – если, конечно, не считать ее повышением создание общенациональной системы мундирно-чиновных симулякров, уж извините за неприличное слово. Очевидно и то, что в глазах народа ответственность за безбрежные злоупотребления этой толпы свежевыструганных робокопов ляжет теперь целиком и полностью на хозяина Кремля. Впрочем, последнее обстоятельство не может не радовать заинтересованного наблюдателя.
Поймут ли губернаторы, что час их пробил? Поймут, точнее, давно уже поняли, однако, по давней русской традиции, предпочтут молчать и сдаваться по одному, из лжепрагматических соображений до конца надеясь, что полпред не выдаст, Сурков не съест. И это в то время, когда даже относительно мирный бунт ряда регионов по простому принципу «назовем вещи своими именами» уничтожил бы существующий порядок вещей за каких-нибудь пару недель – центральная власть попросту не обладает ресурсами подавления сколько-нибудь значительного сопротивления. Все ее расчеты (правильные) – на то, что бороться не будет никто. Поэтому ждать от уничтожаемых феодалов бунта – все равно что историку прикидывать, мог ли Тухачевский или Блюхер одолеть Сталина. Не мог, потому что не хотел и не верил. Думал, что его-то, хоть даже и одного, оставят при должности.
Другая контртеррористическая мера, грядущее уничтожение одномандитников – деяние еще более позорное. «Зачем вы сделали эту ненужную гадость?» - как говаривали в таких случаях в девятнадцатом столетии. Дума с декабря подконтрольна как удобно стоящая на столе плевательница. Голоса семи, что ли, оставшихся либералов (Рыжков-маленький, Крашенинников, etc.), да еще редких «отклоняющихся» левых имеют значение разве что для публичного оглашения «личного неучастия», и есть все основания думать, что в 2007 году, с учетом известной своей честностью ГАС «Выборы», ситуация изменилась бы разве что в еще более скверную сторону. Однако неумолимая логика российского государственного механизма (о ней – ниже) заставляет и эту, с позволения сказать, оппозицию потоптать жестоким ботинком. Любовь Слиска («веселая кубическая женщина», по определению интернет-сатирика) неожиданно сказала правду – «в Думу до сих пор попадают случайные люди». Действительно, безобразие. Стопроцентно партийные списки, лишенные уже всякой политической и человеческой связи с действительным избирательным процессом, исправят эту досадную оплошность.
Однако и эта новация не оказалась самой-самой. В конце концов, всего этого можно было бы ожидать в любой момент (странно только, что борьба с губернаторами и одномандатниками носит ярко выраженный антитеррористический характер). А вот назначение «наркомом по делам национальностей» уже не чудесного грузина, но чудесного питерца Владимира Яковлева заставляет вспоминать злейшие пассажи Щедрина. Оценка существа по фамилии Яковлев – тот редчайший случай, когда у всякого мыслящего человека наверняка не окажется разногласий с Ксюшей Собчак (не путать с Фимой Собак).
Петербургский Топтыгин 2-ой давно мог бы увенчать свою деятельность на посту ответственного за вторую столицу, ЖКХ и Чечню пребыванием в местах грядущего перевоспитания – и сколько людей разных взглядов, от ультралевых до ультраправых, аплодировали бы такому завершению его карьеры. Ан нет. Остается только предположить, что г-ну Яковлеву известно об одном из его предшественников по работе в мэрии Петербурга нечто такое, что заставляет того снова и снова поднимать нынешнего наркома на служебные высоты.
Вопрос о создании некоей «Общественной палаты» - и вовсе печальный анекдот. Тот факт, что в палате этой будут заседать сплошь подставные «народные артисты», коих мы в изобилии видели на антитеррористических митингах и проч. – очевиден. Однако сама идея какова! Вообще-то во многих странах в этих целях, в частности, работает собственно парламент. В России же убожество контролируемой псевдо-Думы даже для самой власти стало причиной стыдливого решения создать еще один псевдо-антипарламент. Ведь говоря об Общественной палате, Путин тем самым намекает, что и ему самому (да и всем) понятна полная отделенность Думы от «общества». Дума, тем самым, становится этаким публичным домом – всем понятен его смысл, однако все, включая милиционера, в рамках речевых фигур взаимного умолчания делают вид, что это «салон массажа».
Единственное несколько менее предсказуемое и печальное решение – назначение Дмитрия Козака полпредом Южного округа. Не в том смысле, что он сможет как-то изменить ситуацию – нет, конечно, ожидать такого было бы чрезмерным даже от любого из героев древности. Зато периодическая возникающая волна разговоров о возможном пути Козака через чеченские тернии в премьеры и наследники гипотетически может иметь под собой резоны. Каков бы он ни был, новый «южный» полпред заведомо лучше любых других кандидатов на первое место – хотя бы уж тем, что ему никогда не осуществить столько страстно ожидаемой иными эволюции нынешнего строя от неприятного, но относительно терпимого шинельного патриотизма к шовинистической «России для русских». С другой стороны, маленькой победоносной войнушки в стиле 1999 года на Кавказе может уже и не случиться, равно как и сколько-нибудь прочного замирения. Новый же этап нашей собственной «интифады» вполне может обрушить либерального кандидата в преемники.
Какова же общая мораль свершений 13 сентября? Она неутешительна.
Двигателем русской истории на данном этапе является стремительно возрождающийся и не знающий никаких рамок этатизм. Самодостаточный культ государства под видом «антитеррора», усиление государства только и исключительно во имя материального благополучия его правящих агентов – плюс силовые меры, как единственный способ предохранить агентов этих от социально-экономического разоблачения. По сути, налицо та же логика, что и в США Буша-младшего, только стократно умноженная за счет отсутствия традиций что демократического, что «левого» сопротивления. Россия Путина забавным образом списана с того классового анализа, что давал сталинскому СССР Троцкий, только тогда, в 1930-е, он заблуждался, а вот сейчас, по прошествии семидесяти лет, его схема наконец сработала. Диктатор как последовательный выразитель и защитник интересов бюрократии, которая полностью подменяет собой систему общественных интересов и… Кстати, применительно к СССР Троцкий действительно во многом ошибся – и уж тем более ошибаются современные антипутинские либералы, заявляющие о «восстановлении советизма».
Полноте. Недостатки Советского Союза (в том числе и роковые) всем известны, однако старосоветская элита действительно занималась и бесплатным образованием, и ВПК, и инфраструктурой страны. Пусть Политбюро ЦК КПСС для либералов – коллективный демон, но демонов нельзя путать, иначе ваши магические заклинания не подействуют. В лице Путина и Ко мы имеем дело отнюдь не с «ужасным советским реваншем», это совсем не Примаков-Маслюков. Смесь банановой латиноамериканской правой диктатуры с типично царской «ревизоровщиной», системой, замыкающей всю структуру воровского управления лично на императора – вот что такое новейшая сентябрьская «вертикаль». И дальше ее последние звенья будет торопливо воссоединяться.
Что ж, пусть поиграют в самодержавие. Конец этой игры нам известен.
Дмитрий Ольшанский
15.09.2004
Cтатья и фото опубликованы на сайте Прогноз.Ру
Постоянный URL статьи http://www.prognosis.ru/news/politic/2004/9/15/olshanskiy.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Краснов М. Путин исказил Конституцию
Демократия.Ру: Бронвен Мэддокс, Путинские реформы - путь к повторению Чечни
Демократия.Ру: Олейник А., Потешная палата
Демократия.Ру: Костюков А., Реставрация. Президент обнародовал план государственного переустройства
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински
Демократия.Ру: Олейник А., Перед заходом солнца
|