Георгий Сатаров: Президент бессилен
Колезев Д.
Президент фонда «ИНДЕМ», бывший советник президента и один из наиболее влиятельных политологов России Георгий Сатаров рассказал «УралПолит.Ru», во что выльется построение вертикали власти, как Москва будет выбирать глав регионов, насколько поменяется губернаторский пул, что за судьба грозит полпредствам и пойдет ли президент Путин на третий срок. Читайте эксклюзивное интервью.
- Георгий Александрович, самое важное явление, о котором больше всего говорят, – путинская реформа региональной власти. Очевидно, сейчас центр принятия решений переносится из регионов в Москву. Как вы думаете, насколько федеральный центр компетентен в своей кадровой политике? Удастся ли президенту грамотно назначать губернаторов субъектов? Ведь их 89 штук.
- Вот вы говорите – «компетенция». Тут надо говорить о двух аспектах. Есть чисто юридическое понятие компетенции, предусмотренное Конституцией. И Конституция говорит, что федеральный центр не имеет к региональной политике никакого отношения. Фактически, путинская реформа – это узурпация власти, нарушение Конституции.
Второй аспект – это компетентность в смысле того, как понимается Москвой ситуация: насколько она разбирается в людях, насколько она способна разобраться в ситуации. Здесь тоже есть два нюанса. Первый – желание разобраться, а второй – возможность это сделать.
Я думаю, что если у администрации президента есть желание разобраться, возможность такая всегда найдется. Не считаю, что для Москвы это какая-то неразрешимая проблема. Другой вопрос – нужно ли центру это проблему решать вообще.
Думаю, в регионах есть много порядочных и достойных людей, и найти их при желании вполне возможно. Но вот нужно ли это Москве? Смотрите сами. Практика формирования кабинета министров показывает, что далеко не всегда назначение происходит по принципу профессионализма. Порой назначение происходит за взятки, порой – из-за шантажа.
- Как думаете, насколько изменится нынешний губернаторский пул?
- Тоже непростой вопрос. Думаю, он будет решаться по-разному. Представьте себе регион, где сравнительно недавно избран популярный губернатор, – активно работающий, пользующийся доверием населения. При этом он независим и не заглядывает в рот президенту. Высок шанс, что такого губернатора сменят, потому как основный принцип кадровой политики сегодня – это лояльность Москве.
Но можно ли предсказать реакцию граждан в таком случае? Потенциально – это источник очень большой нестабильности. Есть регионы с достаточно патриархальным укладом, где попытка сменить власть может привести к волнениям. Вспомните, например, события в Казахстане конца 80-х. Горбачев попытался там поменять власть: вместо казахского секретаря комитета партии он поставил русского. Это привело к серьезным проблемам, кровопролитию. Там просто резали и выбрасывали из окон этнических русских. Где гарантии, что подобного не повторится? Сможет ли сегодняшняя власть справиться с такими явлениями? Видимо, нет.
Если администрация президента это осознает, она будет достаточно плавно менять губернаторский пул.
- Вот вы упираете на то, что предложенная Путиным система, – нарушение Конституции. А где оно? Ну, пусть будут не прямые выборы, а двухуровневые. Ведь есть демократические страны, где подобная практика существует.
- Нарушение Конституции состоит в том, что игнорируется 55-я, если мне не изменяет память, статья. В ней говорится: в России не могут приниматься законы, которые уменьшают действующий объем прав граждан. Среди прав граждан есть одно фундаментальное – избирать власть. Введение нового порядка уменьшит права населения в этой части.
Второе. В Конституции есть статьи, разграничивающие полномочия федеральной и региональной властей. Так вот, определение способа формирования региональной власти – это полномочие субъекта Федерации.
Третье. В Конституции записано, что наша страна является Федерацией. Предложенная Путиным реформа нарушает принципы федерализма, и это тоже нарушает Конституцию.
Наконец, есть решение Конституционного суда, в котором черным по белому записано, что губернаторы могут избираться только в результате прямых выборов.
- И все же – многие страны живут с назначаемыми губернаторами. И ничего.
- Это страны с унитарной моделью, а не федеративной. В РФ у каждого уровня должны быть свои полномочия, и каждый уровень должен избираться гражданами.
- В новой ситуации полпредства не оказываются лишним звеном? Вот губернаторы Аяцков и Шаймиев заявляли, что теперь этот институт не нужен – ведь, по сути, губернаторы становятся полпредами в регионах.
- Я считаю, что полпредства всегда были лишним звеном. И теперь тем более. Тут я согласен с Аяцковым.
А президент с вами и Аяцковым согласен, как думаете? Будет что-то меняться в этой сфере?
- Вряд ли. Это не в стиле Путина – отменять собственные решения. Я думаю, на полпредства как раз и будет возложена функция определения кандидатур губернаторов и контроль над главами регионов.
- Поговаривают, что эта реформа – сигнал о том, что Путин останется как минимум на третий срок. Мол, если президент наделил себя гигантскими полномочиями по назначению губернаторов, он не сможет оставить их другому человеку.
- Это сомнительно. Мне лично кажется, что здесь президент будет соблюдать Конституцию и не останется дольше положенного.
- Вот на днях замглавы администрации президента Владислав Сурков заявил, что вертикаль власти будет продолжена и губернаторам будет дарована возможность назначать мэров областных центров. Это – тоже возможная почва для конфликтов?
- Безусловно. За истекшие годы во многих муниципалитетах появились очень эффективные управленцы, и, я боюсь, «путинско-сурковская» вертикаль просто выкинет их из процесса. Придут опять подловато-вороватые «крепкие хозяйственники» и будут воровать дальше. А современные молодые менеджеры просто вынуждены будут уйти.
- Эта «путинско-сурковская», как вы говорите, вертикаль – куда она нас вообще заведет? Если смотреть вперед…
- А не надо смотреть вперед – можно посмотреть вокруг. У нас уже действует подобная вертикаль – это вертикаль МВД. Вы считаете ее эффективной, защищающей граждан?
- Да нет…
- Вот именно! Это полная противоположность задуманному! Где гарантии, что новая вертикаль не будет такой же?
- Ну, может построение вертикали вкупе с борьбой с коррупцией даст какой-то результат.
- Знаете, вот президент в своей речи после Беслана заявил о проблеме коррупции. Что-то я пока ни одного шага по ограничению этого явления не видел. В том, что касается ограничения прав граждан, – здесь Путин последователен и быстр. В том, что касается борьбы с коррупцией, – президент медлителен и, видимо, бессилен.
Вопросы – Дмитрий Колезев
30.09.2004
Интервью опубликовано на сайте УралПолит.Ру
Постоянный URL статьи http://www.uralpolit.ru/polit/?art=10895
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
Демократия.Ру: Новый "ледниковый период" в России
Демократия.Ру: Сатаров Г., Почему они ликвидируют демократию
Демократия.Ру: Георгий Сатаров: я утверждаю, что первопричиной этой трагедии стала привычная властная ложь
Демократия.Ру: Георгий Сатаров: оппозиции нет, но сильно недовольство
Индем.Ру: Сатаров Г., Можно ли извлечь уроки из трагедии?
|