Без альтернативы
Андрей Белов
Около года тому назад главный российский спасатель и один из лидеров “Единой России” Сергей Шойгу всерьез вознамерился лишать российского гражданства избирателей, которые трижды без уважительной причины не приняли участие в выборах. Интересно, как сочетается предложение столь беспрецедентным образом наказывать граждан страны за то, что они не пожелали воспользоваться своим избирательным правом, с анонсированным Владимиром Путиным решением отнять у населения это самое право вообще?
Фурор, произведенный Президентом на расширенном заседании правительства 13 сентября, для широкой общественности был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Просто диву даешься, с какой легкостью политическая элита меняет свои взгляды и убеждения, с каким дружным, трусливым согласием подписываются под своей фактической отставкой влиятельные региональные начальники, еще совсем недавно столь своенравные и капризные. Хотя разве можно было ожидать чего-то иного от выходцев из советского прошлого, от убежденных коммунистов, которые в начале 90-х годов в угоду политической конъюнктуре в одночасье перекрасились в демократические цвета?
Очередные инициативы Президента в течение последних двух недель комментировали политики, политологи и журналисты, говорилось о сворачивании демократических свобод и о похоронах федерализма. Переход к назначению губернаторов по представлению главы государства действительно кардинальным образом меняет систему взаимоотношений между центром и регионами, а отмена выборов по мажоритарным округам фактически делает депутатов Государственной Думы неподконтрольными своим избирателям. И что бы там ни пытались доказать присягнувшие на верность кремлевские юристы, президентские инициативы идут вразрез с Конституцией страны, лишая население важнейших гражданских прав.
Однако ускользает главное: при практически задушенной свободе слова, “ручном” парламенте, губернаторах - “марионетках”, контролирующих региональные избиркомы, и присматривающем за ними всесильном оке спецслужб провести свободные, демократические выборы Президента РФ в 2008 году становится невозможно. А значит, уже сейчас можно сказать, что главная и единственная их интрига (если, конечно, выборы состоятся) заключается в ответе на вопрос, кого мы будем всенародно утверждать: В.Путина или преемника? Странно, что об этом фактически никто не говорит.
Истинная цель предложенных реформ исполнительной власти и избирательной системы заключается в окончательном удалении оппозиции от центров принятия политических решений, в удовлетворении интересов столичной бюрократии и приближенных к кремлевским группировкам финансово-экономических кланов и, в конечном итоге, закреплении сложившегося статус-кво на долгие годы. Власть, шокированная очередными терактами и собственной неэффективностью в кризисных ситуациях, пытается обезопасить не общество, а себя. У оппозиции же не остается ровным счетом никакой возможности повлиять на происходящее в стране.
Отмена всенародных выборов – это не что иное, как перехват инициативы. Это тактический маневр, упреждающий реакцию населения, которое вдруг возьмет да и проснется от пятилетней комы, последовавшей за всплеском политической активности и гражданского самосознания начала 90-х гг. Это реставрация, закручивание гаек, о котором еще в 1999 году, когда был избран силовой путь решения чеченской проблемы, предупреждали многие представители демократических партий и правозащитники. Только поводом к уничтожению демократии стал не социально-экономический кризис, а теракты. Теракты, спровоцированные самими властями, имперскими амбициями и политикой России на Северном Кавказе.
Люди до 30-ти не помнят советской жизни, не знакомы с эпохой брежневского застоя и уж тем более не знают сталинских времен. Они не столкнулись с доносами и репрессиями, не прошли через исправительные колонии и лагеря. К воспоминаниям современников, историческим документам и рассказам родителей молодое, наиболее активное поколение россиян относится свысока, считает их неким анахронизмом, реликтом из прошлого, невозможным в начале XXI века.
Проблемы плановой, социалистической экономики и ужасы тоталитаризма начинают стираться и из памяти старшего поколения. Люди, выросшие и сформировавшиеся в СССР, в наибольшей степени пострадали за годы реформ. Гиперинфляция, финансовые пирамиды, обесценивание вкладов и накоплений, бедность и разруха, безработица, повальная коррупция, отключения электроэнергии, тепла и воды… Все эти лишения и страдания ассоциируются у людей с демократией. Так с какой же стати им ее защищать?
Помнится, Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и прочие архитекторы шоковой терапии, ныне сидящие тише воды, ниже травы, в качестве одного из оправданий за стремительный характер реформ и за их беспрецедентные социальные последствия называли необходимость недопущения коммунистического реванша, реставрации. Нужно сделать все возможное, говорили они, чтобы возврат в прошлое стал невозможным. Логика эта оказалась в корне ошибочной. Давайте вспомним, что горбачевская перестройка началась с гласности, и лишь потом последовали решения в экономической области. А путинская реакция началась с борьбы против этой самой гласности, что выразилось в уничтожении независимых средств массовой информации. Все это не означает, что политика первична, а экономика вторична. Первичны настроения людей, их мироощущение, которое определяется уровнем и качеством жизни. Убежден: если бы не экономические кризисы 90-х годов, возврат к прошлому действительно был бы невозможным. А теперь он более чем реален. И не надо сомневаться: экономические решения также непременно последуют, и вслед за уничтожением свободы слова и отменой института выборов власть займется свободой предпринимательства и правами собственности.
Обиднее всего, что мы каждый раз оказываемся застигнуты врасплох. Хотя уже самые первые шаги Владимира Путина на посту Президента России, вроде возвращения прежней мелодии гимна или создания семи федеральных округов, шесть из которых возглавили люди в погонах, наглядно продемонстрировали, куда движется страна. Но оставались еще какие-то иллюзии, уверенность в том, что существует какой-то предел, далее которого процесс не зайдет. Ну не может же страну на протяжении всего десяти лет так бросать из одной крайности в другую!
Может. Потому что на самом деле демократы у нас к власти и не приходили. Была игра в демократию. Ельцин “играл” нами, удовлетворяя наше желание свободы, а сам желал только одного – власти. Представители старой советской номенклатуры так и остались у руля, только мелкие чиновники перепрыгнули через несколько карьерных ступеней и назвали себя демократами. Демократические принципы в нашей стране не укрепились. Ну о каких демократических принципах можно говорить, если мы не прошли первый же тест на смену российского президента, которая под кодовым названием “преемник” была осуществлена фактически по принципу наследственности в духе лучших монархических образчиков? И что это за “преемник”, при котором все в нашей стране снова переворачивается с ног на голову?
Вся митинговая и избирательная активность населения оказалась растрачена вхолостую. Разочаровавшись в том, что гордо именовалось демократией, отчаявшись что-либо изменить, люди потеряли интерес к публичной политике, перестали осознавать необходимость отстаивать свободу слова, пустили процесс на самотек.
По всей видимости, для того, чтобы население снова вышло из спячки, необходимы какие-то очередные потрясения, способные отодвинуть экономические кризисы 90-х годов в памяти людей на второй план. Таких потрясений, подобных Беслану, и боится власть, уничтожая любые институты, посредством которых мы с вами можем донести до нее нашу позицию.
Реакция всякий раз в нашей стране следовала за реформами, будь то царская Россия или Советский Союз. Глоток свежего воздуха в начале 90-х был таким мощным, что, казалось, мы навсегда избавились от тоталитарного прошлого. Мы ошиблись.
Русский человек долго запрягает. Известно, чем закончилось всенародное обожание Ельцина. Но на этот раз все серьезнее. Времени поспать нет. Если не проснемся сейчас, нашим детям придется начинать все, что делали мы последние 15 лет, с нуля.
Очнитесь! Вспомните, как в 1991-м развалилась страна, вспомните, какой дорогой ценой нам досталась демократия. И теперь у нас хотят ее отнять! Вспомните, как всего 10-15 лет назад мы шли на баррикады. Помните: уничтожение свободы слова, отказ от всенародных выборов губернаторов, отмена местного самоуправления, которая неизменно последует за этими мерами – не приближение к решению ваших каждодневных проблем, а напротив, фактический отказ властей их решать.
Андрей Белов
04.10.2004
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Туровский Р., Кому мешали губернаторские выборы?
Демократия.Ру: Бовт Г., Усталость побеждает...
Демократия.Ру: Георгий Сатаров: Президент бессилен
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Независимая Газета: Евгений Ясин: После всех этих изменений я пребываю в шоке
|