Демократия.Ру




Каждый волен верить, во что он хочет. Я только против того, чтобы заставлять всех верить во что-то одно. Айзек Азимов


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:55

Обновлено: 10.11.2002  Версия для печати

Новый порядок выборов в Мосгордуму заставит ее больше ориентироваться на Кремль

Михайлова С.

В конце октября московское правительство одобрило проект городского закона «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», который значительно увеличивает роль политических партий в жизни столицы. Согласно законопроекту с 2005 г. в Москве будет действовать та же избирательная система, что и на федеральном уровне, - смешанная. Половина депутатов Московской городской думы будет избираться, как сейчас, в мажоритарных округах, другую половину сформируют по партийным спискам.

Законопроект родился не от хорошей жизни. Московские власти вынуждены отказаться от привычной мажоритарной системы ради приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Законодательство предусматривает возможность роспуска президентом региональных парламентов и отстранения от должности губернаторов - противников создания единого правового пространства на территории России. После того, как летом этого года Госдума приняла новую редакцию закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», по которому до 14 июля 2003 г. в региональном законодательстве всех субъектов РФ должна появиться норма о смешанной системе формирования региональных парламентов, у столичных законодателей просто не осталось другого выхода.

Скрепя сердце, московские власти внесли в избирательное законодательство положения об участии в выборах в Мосгордуму политических партий и блоков, зарегистрированных, как минимум, за год до выборов. Право на выдвижение списков кандидатов, по словам представителя мэра в Мосгордуме Анатолия Петрова, получат только общероссийские партии и их региональные отделения, при этом в избирательном блоке не может быть более трех участников. Для прохождения в столичный парламент законом установлен 5%-ный барьер. Кроме того, новацией станет введение открепительных удостоверений. «Для города это очень важно, так как у нас избиратели часто живут не там, где зарегистрированы, и не приходят на выборы», - сказал заместитель Ю. Лужкова. Досрочного голосования, заявил журналистам А. Петров, больше в столице не будет. Зато 25%-ный порог явки избирателей будет снижен до 20%. А при выборах в муниципальные органы власти и органы местного самоуправления порога явки вообще не будет.

Впрочем, сдавать свои позиции, даже ради единого правового пространства, Ю. Лужков не собирается. Он дал получение юристам мэрии проверить, соответствует ли Конституции норма о введении смешанной системы: «На мой взгляд, она лишает москвичей права свободно выбирать весь состав городской думы, при ее реализации начнется излишняя политическая борьба». По мнению столичного градоначальника, из 7 млн. московских избирателей только 200 тыс. состоят в той или иной партии. «Что же получается, - возмутился Ю. Лужков, - одну половину Мосгордумы будут выбирать 200 тыс. партийных москвичей, а другую - 6 млн. 800 тыс. беспартийных?! Это несправедливо!».

Сами депутаты Мосгордумы считают, что новый закон может привести к расколу депутатского корпуса, который сегодня состоит из представителей «Отечества», «Единства», СПС и «Яблока». Несмотря на разность политических позиций, по большинству вопросов парламентарии голосуют дружно, и явной оппозиции на Петровке нет - московская исполнительная власть уже не первый раз сформировала «послушный» городской парламент. Главной интригой выборов в Думу, состоявшихся в декабре 2001 г., был вопрос, сумеют ли городские власти в условиях растущей аполитичности москвичей обеспечить минимальный уровень явки - после того, как было партии «поделили» избирательные округа, сомнений в том, что борьба за голоса избирателей обернется профанацией, не оставалось.

В качестве одного из аргументов в пользу того, что менять работающую схему выборов нельзя, называют то обстоятельство, что при сокращении количества мажоритарных округов с 35 до 17 сильно вырастает электоральная нагрузка на депутата - в результате каждый депутат-одномандатник будет представлять не 200 тыс. избирателей, как сегодня, а почти полмиллиона, что сравнимо с представительством в Госдуме. Предложение депутата Степана Орлова увеличить число кресел в Мосгордуме вдвое (35 по партийным спискам и столько же по мажоритарным округам) также было встречено критикой - это приведет к росту расходов бюджета.

Без сомнения, демарш Ю. Лужкова отражает не заботу о кармане москвичей, а общее настроение региональных властей, стоящих перед перспективой ослабления своего влияния на избирательный процесс. Новое федеральное законодательство предполагает существование только федеральных партий, которые и будут формировать свои фракции в местных парламентах. Какими бы малочисленными эти фракции ни были, с ними придется договариваться. Таким образом, губернаторы лишаются обычно лояльных дум и законодательных собраний и получают еще один ограничитель своих инициатив. Ю. Лужков, традиционно находящийся в авангарде борьбы за права региональных элит, первым высказал то, что у других губернаторов «на уме».

Между тем юристы, специализирующиеся на избирательном законодательстве, относятся к инициативе мэра Москвы весьма скептически: по смешанной системе в России уже трижды выбирали Госдуму, а конкретных норм о формировании региональных органов законодательной власти субъектов Федерации в Конституции нет. Поэтому единственное, что может помочь московским правоведам, - это множество коллизий, которые содержатся как в местном так и в федеральном законодательстве о выборах. Тем не менее мало сомнений в том, что эта попытка региональных элит воспрепятствовать планам Центра по усилению роли партийной системы в политической жизни России будет отбита Кремлем.


Статья опубликована в «Российском региональном бюллетене»
Института «Восток-Запад», №20, 2002г.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Институт Восток-Запад: «Российский региональный бюллетень»




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта