Продажа рабочей силы как полная хтонь
Фирсов А.
Марксисты носятся с продажей рабочей силы как попы с бессмертной душой.
Маркс выдает себя за материалиста, но обосновывает идеалистический подход к экономике.
Сколько у человека рабочих сил
Почему-то в марксизме предполагается, что рабочая сила у человека одна и продать ее он может только один раз. Это его единственное богатство, на которое претендуют капиталисты, с продажей которого он лишается практически всего, что у него есть.
В реальности все иначе. Каждый человек может пробовать себя в различных специальностях (курьером, водителем такси, дворником, строителем и т.д.). И в каждой специальности его оплата будет разной. И в каждой специальности у него будут различные права, обязанности и результат.
Поэтому если уже говорить о продаже, то надо говорить о продаже не просто рабочей силы, а продажи одной из десятка или миллиона имеющихся у человека рабочих сил.
Продажа рабочей силы долями
Я вчера закончил ковку —
Я два плана залудил —
И в загранкомандировку
От завода угодил. (В.Высоцкий)
В марксизме предполагается, что, когда человек устраивается на работу, он продает свою рабочую силу такой, какая она у него есть целиком и без остатка. Но если подумать, и вспомнить сдельщину, то надо признать, что, выполнив половину плана, работник продал только половину своей рабочей силы. А если он сегодня выполнил два плана, то он продал сразу две рабочих силы. Или точнее – одну продал, а вторую – подарил.
Когда услуга становится рабочей силой
Если парикмахер стрижет меня за мои деньги у меня дома или уборщица убирает у меня дома, то они оказывают мне услугу.
Тут у марксистов все понятно. Один раз поработал за деньги – оказал услугу. Но дальше начинается сложность.
Если адвокат ведет мои дела в суде, то тут уже можно говорить о найме на процесс. И тут перед нами как бы и найм работника с определенными целями, и услуга.
Если я нанял корректора для печати своей книги (на которой я могу заработать несколько тысяч рублей), то тут уже можно говорить о найме рабочей силы.
А если я являюсь адвокатом и принимаю клиентов на дому, то уборщица становится одновременно и частью уборки помещения для моего бизнеса, т.е. уже продает мне свою рабочую силу. А если парикмахер стрижет меня для процесса, на котором я заработаю несколько тысяч рублей, то она тоже становится участником моего бизнеса, и, можно сказать, продает мне свою рабочую силу.
Если парикмахер устраивается в парикмахерскую, и договаривается о постоянной зарплате, оцениваемой им примерно в половину выручки от своего труда, то он продает свою рабочую силу, а услугу мне оказывает уже заведение.
Но если парикмахер стрижет меня в парикмахерской, забирая себе по договору половину выручки, а вторую половину оставляет заведению? Он при этом наполовину продает свою рабочую силу или не продает? А если он забирает себе 40% или 60% от выручки?
Если проститутка обслуживает меня на дому – она оказывает мне интимную услугу. Но с какого процента от выручки она становится продавцом рабочей силы? Если она отстегивает сутенеру 1% — это уже продажа рабочей силы или еще нет? А если 10%? А если 60% или 80%?
Если водитель с автомобилем возит меня на работу – это услуга или покупка рабочей силы?
А если я на работе зарабатываю деньги, и без его (водителя) услуги денег не заработаю – можно ли говорить, что я покупка рабочую силу с целью извлечения прибыли?
Бартер рабочих сил
Вчера я починил кран своей соседке. За эту работу я беру 500 рублей. Это было продажей/покупкой рабочей силы или услугой? А сегодня соседка заштопала мне дыру на джинсах. Обычно она берет за эту работу 500 рублей. Это было продажей рабочей силы или услугой?
Но фактически она не успела заплатить мне вчера за ремонт крана, а я сегодня она не взяла с меня денег за штопку. Мы друг к другу претензий не имеем.
Мы покупали друг у друга рабочую силу или взаимно обменивались рабочими силами? Мы друг друга эксплуатировали или нет?
Рабочая сила в семье
Если домохозяйка в семье обеспечивает мужа всем необходимым, а он по взаимной договоренности отдает ей всю свою зарплату – можно ли говорить, что жена продает рабочую силу? Ведь, без ее труда у мужа однозначно не было бы прибыли в его бизнесе.
Или она сохраняет свою рабочую силу при себе, а ему дарит свой труд?
Рабочая сила в современном производстве
Если при рабовладении можно было говорить, что вместе с рабом продается некоторая потенциальная энергия, которую можно выбить из раба кнутом, то в современном производстве сила не используется. Человек, принятый на работу, выполняет работу, продает свою деятельность/бездеятельность в виде конкретных обязанностей в течение определенного времени.
Человек на определенное время становится частью производственного процесса, такой же необходимой частью, как электроэнергия или производственное здание.
Ничего кроме своего конкретно оговоренного труда он не продает. Никакой рабочей силы в договоре найма нет. Договор найма – это не сказка, это - материальная вещь о материальном труде, там рабочая сила не нужна.
Какие рабочие силы продаются в современном обществе
Если считать, что наемный работник продает свою рабочую силу за зарплату, то какую силу продает работник умственного труда? Умственную? Дизайнер – дизайнерскую? Менеджер – менеджерскую? Модель – модельную, а натурщик – натуральную, а сторож – сторожевую?
Если это одна и та же рабочая сила, почему она стоит совершенно по-разному?
Цена рабочей силы
У марксистов считается, что рабочая сила продается по цене прожиточного минимума.
Какой-нибудь работодатель когда-нибудь при приеме на работу интересовался минимальным прожиточным минимумом кандидата?
Или, может, все капиталисты в мире проводят исследования и договариваются между собой, чтобы никто, никогда и нигде не платил работнику выше прожиточного минимума?
Если в среднем всех наемных работников принимают на работу по минимальному прожиточному минимуму, значит каждый второй наемный работник принимается на работу с оплатой выше прожиточного минимума, а каждый второй с оплатой ниже прожиточного минимума.
Но я что-то не слышал, чтобы кто-то соглашался идти на работу с такой оплатой, которая не позволит ему выжить и еще что-то иногда откладывать.
Тогда получается, что все работники получают выше прожиточного минимума, и идея о том, что цена рабочей силы находится на уровне минимума, – высосана из пальца.
Есть ли способ сравнивать рабочие силы без привлечения рынка?
У марксистов существует допущение, что есть некоторая «абстрактная рабочая сила», к которой можно свести все остальные рабочие силы.
Сложность только в том, что все эти «сведЕния» – это чисто умственные выкладки, базирующиеся на том, сколько конкретный работник получает за ту или иную работу.
Если у этого менеджера, футболиста, дизайнера зарплата в 100 или 1000 раз больше, чем зарплата дворника, значит в труде этого работника содержится в 100 или 1000 абстрактных трудов, и, соответственно, в стоимости этого работника содержится 100 или 1000 абстрактных рабочих сил.
Рабочая сила и душа
Продажа рабочей силы от продажи души отличается только названием. И то и другое оплачивается. И то и другое подразумевает оказание продавцом некоторой услуги покупателю. И то и другое нельзя увидеть, пощупать, взвесить, убрать на склад. И то и другое нельзя передать физически. В результате и того и другого у покупателя появляются определенные права и обязанности. В обоих случаях объект продажи существует только в нашем сознании/воображении. В обоих случаях мы по воле продавца отказываемся от каких-то своих благ (свободное время, отдых, физическое и моральное расслабление).
Материальность рабочей силы
Если бы рабочая сила существовала материально - по ней не мог бы возникнуть ни один из описанных выше вопросов. Все было бы понятно и просто.
Но никто и никогда не видел рабочей силы. Никто и никогда не получил ничего физического или практического от допущения, что у человека существует рабочая сила. Ничего, кроме умственных выкладок, ведущих к допущению других нематериальных сущностей (стоимость, прибавочная стоимость), допущение гипотезы о существовании рабочей силы не дает.
Если бы «рабочая сила» была не вымышленной сущностью, из ее существования можно было бы получить хотя бы какой-то практический результат.
Вымышленная абстрактная сущность «рабочая сила» нужна теоретикам марксизма только для создания других таких же вымышленных сущностей на вымышленном фундаменте.
Заключение
Маркс называет себя материалистом, но в своем экономическом учении проповедует идеализм в виде продажи души дьяволу.
Только дьявола подменяет на капиталиста, а душу подменяет на рабочую силу.
Александр Фирсов
20.01.2023
Статья опубликована в Живом Журнале
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Шесть подходов Маркса к квалифицированному труду
Демократия.Ру: Фирсов А., Семь подходов Маркса к услугам
Демократия.Ру: Фирсов А., Три источника, три составные части марксизма
Демократия.Ру: Фирсов А., Что Маркс не понял в смене экономических формаций
Демократия.Ру: Фирсов А., Мираж коммунизма
Демократия.Ру: Фирсов А., Корректируем Трудовую Теорию Стоимости или «Притча о столяре и кузнеце»
Демократия.Ру: Фирсов А., Притча про шамана и лук
Демократия.Ру: Фирсов А., Эксгумация пролетариата
Демократия.Ру: Фирсов А., Человеческий капитал
|