Либералы или маргиналы?
Центр стратегического анализа и прогноза
Центр стратегического анализа и прогноза
(руководитель — проф. Д. Ольшанский)
Пресс-релиз
Политика на «макушке лета»: новые рейтинги и потенциал политических партий
Данные проведенного ЦСАиП совместно с ЦИОМ «Глас народа» 23-26 июля очередного экспертного опроса (45 экспертов — политологов, журналистов, политических функционеров и штатных экспертов спецслужб) позволяют выявить определенные «подводные камни» нынешней предвыборной кампании и оценить потенциал ведущих политических партий по 10 параметрам: сила региональных партструктур, творческий потенциал «штабов», «административный ресурс», известность и популярность программ («программно-идеологический ресурс»), финансовые ресурсы, харизма лидеров, яркость и наступательность PR-акций, известность в электорате, информационная поддержка СМИ, готовность избирателей голосовать «за» — электоральная поддержка. Помимо оценок по параметрам, эксперты оценивали и потенциал партий обобщенно, в целом — также по 10-балльной шкале. Результаты видны из таблиц.
Либералы или маргиналы?
Общее состояние российской политики в разгар массовых отпусков: боязнь фальстарта. Все ждут чьей-то «отмашки» и боятся опередить ее. Однако «отмашки» нет, а время уходит. В итоге, постепенно почти все уже начали реальную кампанию, но ведут ее «исподтишка». В Кремле продолжается конкуренция двух основных проектов — Единой России и Народной партии. Оппозиция ждет ошибок власти. Их немало, что позволяет оппозиции экономить собственные ресурсы. Малые партии заняты поисковой деятельностью: ищут варианты прибыльных коалиций.
Основная тенденция лета: на первое место по интересу выходит не борьба «партии власти» и «партии оппозиции», а битва за 3-4 месте между силами, которые можно обозначить как «либералы» и «маргиналы». Первые постепенно сдают ранее высокие позиции: вначале СПС, а теперь и Яблоко испытывают многочисленные трудности, что снижает их потенциал. Напротив, постепенно растет потенциал партий маргинальной направленности. ЛДПР закрепилась на 3 месте. В лидирующую шестерку прочно вошла и Народная партия — «партия нравственного протеста» или, по некоторым оценкам, «ЛДПР для интеллигенции». Либеральные тенденции в стране на глазах слабеют, тогда как маргинальные быстро набирают силу.
Оценка партийных ресурсов в целом по стране
Место |
Названия партий |
Ср. балл |
01 |
Коммунистическая партия РФ |
7.21 |
02 |
Единая Россия |
6.28 |
03 |
Либерально-демократическая партия России |
4.33 |
04 |
Яблоко |
3.82 |
05 |
Народная партия России |
3.60 |
06 |
Союз правых сил |
3.58 |
07 |
Аграрная партия России |
2.13 |
08 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.30 |
09 |
Партия возрождения России |
1.29 |
10 |
Партия пенсионеров |
0.95 |
11 |
Другие партии |
1.99 |
В целом, сохраняется ряд устойчивых тенденций. Лидируют две партии: КП РФ борется с Единой Россией за 1-2 места. За ними идет четверка парламентских партий с достаточно близкими показателями: ЛДПР, Яблоко, Народная партия и Союз правых сил. После весеннего провала пытающийся возродиться СПС почти настиг НП РФ, однако PR-интриги вокруг «народников» позволяют им удерживать высокое место. Позиции остальных партий заведомо ниже. Однако нельзя не заметить прогресс Аграрной партии России и Российской объединенной промышленной партии. При общем ослаблении идеологической составляющей партийно-политической жизни, ее могут подменять корпоративно-профессиональные общности.
За последний месяц общий уровень оценок партийных ресурсов вырос. Особенно возрос ресурс первой тройки партий — КП РФ, Единой России и ЛДПР. Напротив, он несколько снизился у второй тройки — Яблока, Народной партии и СПС. Вместе с тем, растет потенциал партий и во второй части списка — прежде всего, у АПР, РОПП и ПВР.
Данные по России существенно отличаются от партийных ресурсов в Москве.
Потенциал партий в целом по Москве
Место |
Названия партий |
Ср. балл |
01 |
Единая Россия |
6.59 |
02 |
Коммунистическая партия РФ |
4.97 |
03 |
Яблоко |
4.52 |
04 |
Союз правых сил |
4.43 |
05 |
Народная партия России |
3.80 |
06 |
Либерально-демократическая партия России |
3.60 |
07 |
Российская объединенная промышленная партия |
2.16 |
08 |
Партия возрождения России |
1.40 |
09 |
Аграрная партия России |
1.00 |
10 |
Партия пенсионеров |
0.95 |
11 |
Другие партии |
2.50 |
В Москве выше всех потенциал Единой России — «партии власти», опирающейся в первую очередь на административный ресурс, мощные финансы и массированную поддержку центральных СМИ. За прошедший месяц снизился ресурс Яблока — на 2 место, как и весной, вышла КП РФ. Однако в целом в Москве либералы сильнее маргиналов. Более заметным стал СПС, приближающийся к Яблоку. В отличие от страны в целом, в Москве Народная партия продолжает опережать ЛДПР, занимая неожиданно высокое место — обычно ее считают «партией региональных элит». У ЛДПР в Москве традиционно мало шансов — это партия маргинальной «глубинки». Во второй половине списка несколько выделяется Российская объединенная рабочая партия. Остальные политические партии в столице мало заметны (многочисленные билборды Партии возрождения России и Либеральной России, как и ролики Партии жизни, на экспертов впечатления пока не произвели). Однако это — «столичный расклад».
По-другому выглядит ситуация в провинции — хотя бы в таком типичном для средней России регионе как Подмосковье. Там намечается напряженная борьба. Лидерство КП РФ не столь уверенно: наращивает ресурсы подмосковная Единая Россия. ЛДПР приближается к Народной партии в споре за 3 место. Положение Яблока и СПС в Подмосковье в сравнении с Москвой — почти зеркальный перевертыш: в области они идут лишь на 5-6 местах, ненамного опережая Аграрную партию. Здесь «либералы» явно проигрывают «маргиналам».
Десять параметров предвыборной борьбы
Сила региональных партструктур позволяет считать только Единую Россию и КП РФ партиями в привычном смысле слова — как структуры, обладающие разветвленной региональной сетью. Остальные партии имеют немало проблем с местными отделениями. Единственное исключение из этой тенденции — Народная партия: ее местные отделения сильны в тех регионах, где есть депутаты-одномандатники, на которых опирается эта партия.
Творческий потенциал партийных штабов («креатив») в основном ожидается от Яблока и СПС. В последние недели креативно выглядит предвыборная кампания Народной партии. Напротив, очень низко по этому параметру оценены лидера общего списка — Единая Россия (5 место) и КП РФ (6 место). Эксперты не верят в «мозговой ресурс» как власти, так и оппозиции.
Львиная доля «административного ресурса» отдана Единой России. За оставшуюся малую часть борются КП РФ (регионы «красного пояса»), Народная партия (позиционирует себя как»партия региональных элит», что импонирует некоторым губернаторам), а также либералы — СПС и Яблоко. У остальных партий, в том числе ЛДПР, надежд на административный ресурс почти нет.
«Программно-идеологический ресурс» наиболее силен у КП РФ — ее программные установки известны давно и популярны у определенной части населения. Программа Единой России состоит из одного слогана: «Вместе с президентом!». Пока этого достаточно для 2 места. Программные месседжи ЛДПР носят откровенно популистский характер (типа «Мы за русских и за бедных»). «Нравственный протест» Народной партии раскрывается через требования восстановить смертную казнь, ограничить аппетиты олигархов и «Насилие — вон с телеэкрана!». Программа реформы ЖКХ, продвигаемая Яблоком, на политическую идеологию не тянет. Как и слоганы СПС типа: «Чтобы жизнь не кончалась».
С финансовыми ресурсами ситуация практически стабилизировалась и едва ли будет меняться. Богаче всех Единая Россия. Затем идет «партия олигархов», СПС. На 3 месте почему-то КП РФ. Только на 4 месте Яблоко — похоже, сказываются проблемы с ЮКОСом. ЛДПР и Народная партия выглядят бедными.
Харизма партийных вождей сильнее всех у ЛДПР — В. Жириновский вне конкуренции. На 2 месте — Яблоко с Г. Явлинским. На 3 — КП РФ с Г. Зюгановым. Только на 5 месте вожди Единой России — их харизма оставляет желать лучшего.
По яркости и масштабу PR-акций лидирует ЛДПР. На 2 месте — Единая Россия, берущая свое если не качеством, то количеством мероприятий. По инерции, 3 место сохраняет СПС, хотя заметных PR-акций в либералов в последнее время не видно. Рядом — Народная партия, в последнее время ведущая PR-войну с Единой Россией. Не замечено в последнее время в PR-активности Яблоко.
По известности партий среди населения, то есть раскрученности партийных брендов, лидирует бренд компартии. На 2 месте — старейший после коммунистов бренд В.Жириновского. Быстро прибавляет в известности Единая Россия. На глазах уменьшается известность брендов СПС и Яблока. Бренд молодой Народной партии вошел в шестерку самых известных.
Информационная поддержка СМИ в основном отдана Единой России. Далее плотной группой идут ЛДПР (за счет регионального телевидения), СПС (личные выступления лидеров в центральной прессе) и Народная партия (серия знаковых статей в центральных и региональных газетах). Коммунисты используют собственную прессу. Заметно снизило пресс-активность Яблоко.
Ситуация с электоральной поддержкой практически не меняется. «Если бы выборы были в ближайшее воскресенье», то победила бы КП РФ, а Единая Россия заняла бы 2 место. Но в ближайшее воскресенье их точно не будет. Более того, уже появились слухи о переносе парламентских выборов на март. Значит, партии получают время для усиления этого ресурса. Пока «маргиналы» в целом опережают «либералов»: 3 место ЛДПР + 6 место Народной партии больше чем 4 место Яблока + 5 место СПС. Однако у партий еще есть время для изменения ситуации.
Три «кита» успеха
Анализ позиций партий по разным параметрам позволяет вскрыть основные факторы успеха, на которые делают ставки партии. Продолжается противостояние двух принципиально разных принципов ведения предвыборной кампании. Единая Россия как «партия власти» по прежнему опирается на три «кита»: мощнейшие административный, финансовый и информационный ресурсы. Это «прозападное» понимание политики. Пока оно, в целом, дает только 2 место. Свои «три кита» имеет и «партия оппозиции», КП РФ: это сила местных парторганизаций, известность программных лозунгов и партийного бренда среди населения. Это более традиционное понимание политики. Пока коммунистические «киты» дают более весомый уровень электоральной поддержки. Какое понимание политики восторжествует — покажут выборы.
Уже два крупных ресурсных «кита» имеет ЛДПР (харизма лидера и яркость PR-акций). Один такой «кит» у Яблока (креативный потенциал штабов). СПС в июле уступил своего «кита» ЛДПР (яркость, заметность партийных PR-акций). Однако жесткий акцент каждой из партий исключительно на «свои» параметры, ставшие своего рода «фирменными», оборачивается определенной однобокостью их предвыборных кампаний. В лидирующей группе ровнее всех распределены ресурсы Народной партии: тут нет броских «китов», но нет и очевидных провалов. Судя по всему, главная опора данной партии депутаты-«одномандатники», обеспечивающие ей, в отличие от преимущественно «списочных» партий (ЛДПР, Яблоко, СПС), более тесную связь с регионами. Противоборство «списочной» и «мажоритарной» стратегий — главная «новелла» кампании.
Усредненные ресурсы российских политических партий (июль 2003 г.)
Место |
Названия партий |
Ср. балл |
|
Сила региональных партструктур |
|
01 |
Коммунистическая партия РФ |
8.02 |
02 |
Единая Россия |
6.00 |
03 |
Либерально-демократическая партия России |
4.19 |
04 |
Яблоко |
4.11 |
05 |
Союз правых сил |
3.10 |
06 |
Народная партия России |
3.00 |
07 |
Аграрная партия России |
2.82 |
08 |
Партия возрождения России |
1.56 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.22 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.12 |
|
Творческий потенциал партийных «штабов» |
|
01 |
Яблоко |
4.72 |
02 |
Союз правых сил |
4.61 |
03 |
Народная партия России |
4.50 |
04 |
Либерально-демократическая партия России |
4.32 |
05 |
Единая Россия |
4.21 |
06 |
Коммунистическая партия РФ |
3.59 |
07 |
Аграрная партия России |
2.23 |
08 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.33 |
09 |
Партия возрождения России |
1.32 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.29 |
|
«Административный ресурс» в регионе |
|
01 |
Единая Россия |
8.62 |
02 |
Коммунистическая партия РФ |
3.82 |
03 |
Народная партия России |
3.22 |
04 |
Союз правых сил |
3.07 |
05 |
Яблоко |
3.00 |
06 |
Либерально-демократическая партия России |
2.99 |
07 |
Аграрная партия России |
2.51 |
08 |
Партия возрождения России |
2.02 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.50 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.10 |
|
Программно-идеологические ресурсы |
|
01 |
Коммунистическая партия РФ |
6.38 |
02 |
Единая Россия |
4.51 |
03 |
Либерально-демократическая партия России |
4.44 |
04 |
Народная партия России |
4.24 |
05 |
Яблоко |
4.15 |
06 |
Союз правых сил |
3.90 |
07 |
Аграрная партия России |
2.97 |
08 |
Партия возрождения России |
1.23 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.14 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.02 |
|
Финансовые ресурсы |
|
01 |
Единая Россия |
8.75 |
02 |
Союз правых сил |
6.00 |
03 |
Коммунистическая партия РФ |
5.48 |
04 |
Либерально-демократическая партия России |
5.26 |
05 |
Яблоко |
5.17 |
06 |
Народная партия России |
3.93 |
07 |
Аграрная партия России |
2.93 |
08 |
Партия возрождения России |
2.55 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
2.52 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.97 |
|
«Харизма» партийных лидеров |
|
01 |
Либерально-демократическая партия России |
6.75 |
02 |
Яблоко |
5.31 |
03 |
Коммунистическая партия РФ |
4.57 |
04 |
Союз правых сил |
4.12 |
05 |
Единая Россия |
3.82 |
06 |
Народная партия России |
3.15 |
07 |
Аграрная партия России |
2.10 |
08 |
Партия возрождения России |
1.70 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.20 |
10 |
Партия пенсионеров |
0.75 |
|
Яркость партийных PR-акций |
|
01 |
Либерально-демократическая партия России |
5.22 |
02 |
Единая Россия |
4.80 |
03 |
Союз правых сил |
4.59 |
04 |
Народная партия России |
4.50 |
05 |
Яблоко |
4.26 |
06 |
Коммунистическая партия РФ |
2.67 |
07 |
Аграрная партия России |
2.00 |
08 |
Партия возрождения России |
1.99 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.02 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.00 |
|
Известность партий в электорате |
|
01 |
Коммунистическая партия РФ |
8.57 |
02 |
Либерально-демократическая партия России |
7.20 |
03 |
Единая Россия |
6.62 |
04 |
Яблоко |
6.34 |
05 |
Союз правых сил |
5.24 |
06 |
Народная партия России |
3.53 |
07 |
Аграрная партия России |
3.11 |
08 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.64 |
09 |
Партия возрождения России |
1.32 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.39 |
|
Информационная поддержка СМИ |
|
01 |
Единая Россия |
8.41 |
02 |
Либерально-демократическая партия России |
4.77 |
03 |
Союз правых сил |
4.30 |
04 |
Народная партия России |
4.24 |
05 |
Коммунистическая партия РФ |
4.13 |
06 |
Яблоко |
4.05 |
07 |
Аграрная партия России |
2.95 |
08 |
Партия возрождения России |
2.82 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
2.00 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.12 |
|
Электоральная поддержка |
|
01 |
Коммунистическая партия РФ |
7.42 |
02 |
Единая Россия |
6.02 |
03 |
Либерально-демократическая партия России |
4.16 |
04 |
Яблоко |
3.60 |
05 |
Союз правых сил |
3.22 |
06 |
Народная партия России |
3.02 |
07 |
Аграрная партия России |
2.93 |
08 |
Партия возрождения России |
1.13 |
09 |
Российская объединенная промышленная партия |
1.10 |
10 |
Партия пенсионеров |
1.00 |
Справка о методике и опросе
Методика построения параметрических прогнозных рейтингов разработана специалистами ЦСАиП и многократно использовалась в ходе федеральных (парламентских и президентских) предвыборных кампаний 1995-1996 и 1999-2000 годов. Это давно отмечено специалистами: «Обоснование прогноза аналитических центров отличалось как характером подхода, так и мерой основательности. Чаще всего+ использовались опросы экспертов. Так или иначе, со всеми достоинствами и недостатками, они пытались идти путем суммирования мнений экспертов. Достаточно характерна в этом отношении была процедура Д.Ольшанского, опросившего 50 экспертов по 10 параметрам предвыборной кампании. Эта процедура, помимо социологических рейтингов, включала оргструктуры поддержки кандидата на должность Президента, интеллектуальный потенциал команды, «административный ресурс», известность и привлекательность программы, финансовые ресурсы, яркость харизмы, популярность лозунгов, известность в электорате, информационную поддержку средств массовой информации. Как видно, это были интересные и достаточно продуктивные категории анализа».
Андрющенко Е.Г.
Социологические прогнозы результатов выборов Президента Российской Федерации // Выборы Президента Российской Федерации. 1966. Электоральная статистика. — М.: Центризбирком, изд-во «Весь мир», 1996. — С.284.
Предвыборные прогнозы, полученные с помощью параметрических рейтингов, оказались достаточно точными: «Перед голосованием 16 июня наиболее точный прогноз результата Б.Н.Ельцина дали Институт сравнительных социальных исследований (В.Андриенков) — 35 процентов и Фонд «Общественное мнение» — 34 процента, Центр стратегического анализа и прогноза (Д.Ольшанский) и «Циркон» (И.Задорин) — 36 процентов. По кандидатуре Г.А.Зюганова ближе других к итогам голосования оказались прогнозы ВЦИОМа (31%) и те же центры Д.Ольшанского и И.Задорина (33% и 31,5%)».
В 2000 г. «МК» писал: «Тема соответствия президентских рейтингов Путина реальности перед выборами не сходила с экранов и газетных страниц. Теперь можно сделать выводы+ ближе всех к истине оказался ЦСАиП, отведший лидеру президентской гонки 53%+ Только ЦСАиП выдал результат, по которому Аман Тулеев обогнал Жириновского». И т.д. Аршанский Р. Час истины для «звездочетов»: Кто из социологов попал в точку? // Московский комсомолец. — 2000. — 29 марта. — С.4.
В настоящем опросе участвовало 45 экспертов: политологов, журналистов, функционеров политических структур, партий и движений, штатных аналитиков спецслужб. Представители последних групп участвовали в опросе на условиях анонимности. Список экспертов первых групп прилагается.
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ
Эксперты |
Организации |
Борев Владимир Юрьевич |
Газета «Советник президента» |
Вардуль Николай Владимирович |
Газета «КоммерсантЪ» |
Гульбинский Николай Арсентьевич |
Фонд «Реформа» |
Дианов Максим Анатольевич |
Институт региональных проблем |
Загородняя ЕленаВикторовна |
Газета «Известия» |
Задорожнюк Иван Евдокимович |
«Психологический журнал» |
Зудин Алексей Юрьевич |
Центр политических технологий |
Кинсбурский Александр Владимирович |
ЦИОМ «Глас народа» |
Лапшин Аркадий Олегович |
Журнал «Власть» |
Любашевский Юрий Яковлевич |
Независимый институт политический технологий |
Маршак Аркадий Львович |
Российская Академия предпринимательства |
Милитарев Виктор Юрьевич |
Горбачев-Фонд |
Никифорова Валентина Николаевна |
Газета «Правда» |
Ольшанский Дмитрий Вадимович |
Центр стратегического анализа и прогноза |
Орешкин Дмитрий Борисович |
Аналитическая группа «Меркатор» |
Пионтковский Андрей Андреевич |
Центр стратегических исследований |
одберезкин Алексей Иванович |
Институт современного социализма |
Римский Владимир Львович |
Фонд ИНДЕМ |
Рябов Андрей Виленович |
Фонд Карнеги |
Сироткин Владлен Георгиевич |
Дипломатическая академия МИР РФ |
Степанов Евгений Иванович |
Центр конфликтологии РАН |
Топалов Михаил Николаевич |
Институт социологии РАН |
Тощенко Жан Терентьевич |
Журнал «Социологические исследования» |
Туранов Сергей Анатольевич |
Агентство экономических новостей |
Федоров Андрей Владимирович |
Фонд политических исследований и консалтинга |
Федоров Валерий Валерьевич |
Центр политической конъюнктуры России |
Харичев Игорь Александрович |
Центр прикладных избирательных технологий |
Хвостов Андрей Анатольевич |
Институт психологии РАО |
Черняк Игорь Александрович |
Газета «Комсомольская правда» |
Чумиков Александр Николаевич |
Международный пресс-клуб |
Центр стратегического анализа и прогноза
117133, Россия, Москва, ул. Теплый Стан, 4-2-201.
Тел.: (095)760-9344. Тел/факс: (095)954-2726. E-mail: [email protected]
|