Диктатура посредственности
С.Ланаускас
Меньшинство всегда не право — вначале.
Герберт Прокноу.
Незавидна роль любого меньшинства в России. Ощущать себя в меньшинстве в нашем обществе биологически неудобно. Таков генетический код, измененный длительным рабством и социальными экспериментами. Психика того, кто ощущает себя в меньшинстве, находится в стрессовом, угнетенном состоянии. Это способствует понижению иммунитета и повышению заболеваемости. Страдает самооценка.
Для того, чтобы представить, насколько плохо живется представителям меньшинства, нужно представить себя богатым, удачливым, независящим от государства, желательно нерусским по происхождению. Что еще? Ну, представьте себя неправославным, и в довершение всего геем. Сможете ли вы чувствовать себя нормально, не беспокоиться ни за что и не опасаться ничего? Если вы считаете, что все знаете и понимаете, значит вам не обо всём говорят...
Вот кто-то скомпилировал набор банальностей, кочующих из форума в форум в российском интернете, в один текст. Эффект был близок к нулю. Но после публикации в деловой газете за подписью заключенного в СИЗО олигарха все бросились либо каяться, либо гадать, что там между строчек написано. Погадаем? Там видно и желание перестать быть меньшинством и готовность жить по понятиям. Но не все так просто. Вряд ли кто-то сейчас скажет, что Ельцин был представителем большинства. Однако, при сдаче дежурства Путину он покаялся (попросил прощения у дорогих россиян) за то, что не успел сделать(!), но не за то, что сделал. Ну да ладно, требовать от власти ответственности за свои действия будет выглядеть наглостью в глазах большинства россиян. Не покаялись коммунисты за то, что сделали со своим народом, не говоря уж о других, не каялся никто и после них ни в чем.
Первыми сдали нервы у меньшинства, которое было допущено до кормушки, но не было допущено до краника. Главное, в чем приходится каяться – это в том, что сделали наши президенты со своими правительствами и администрациями; в попытках «вмешательства в политику», а также в неприличном богатстве. Где-то в тексте потерялись покаянные строки о том, что олигархи подсыпали толченое стекло в сметану рабочим, но это им тоже припомнят. И остались непокаянными желание проложить трубу, независимую от чиновников и квот, допустить иностранцев к части бизнеса и одновременно обналичить его же, и многие другие вещи, которые по понятиям являются достаточным поводом для разборок. Так что у меньшинства есть вопросы к другому меньшинству.
А большинство? Безмолствует, злорадно. Чума на оба ваших дома! Авось что-то обломится. Хуже точно не станет. А что, собственно, греет большинство наших сограждан при осознании того, что «Ходорковского посадили»? Дождаться материальных изменений вряд ли кто-то сможет. Даже если и отдаст он все свои миллиарды, при их дележке каждому, включая Путина, достанется по 950 рублей (допустим). Не густо. Не стоит овчина выделки.
Большинство не может быть право уже потому, что умных людей – меньше.
Статистика – великая вещь. Известно, что если один человек съел целую курицу, а другой не ел вообще ничего, то в среднем на каждого приходится по полкурицы. Однако, статистика статистике – рознь. Остались еще наивные люди, которые продолжают надеяться на лучшее и ждать, что однажды нам повезет. Что мы получим хорошего, умного царя, при котором наступит если не рай земной, то все же какая-то лучшая реальность. Неистребима эта вера, хотя неясно, на чем она основана. Уж точно не на статистике. Печально, но шансы на то, что царь будет лучше, чем среднестатистический житель, наугад подобранный на дороге, не позволяют смотреть в будущее с оптимизмом.
Вот в США президента не очень любят, но политику делает его команда, и это не один человек, а сложный механизм, имеющий обратную связь. Нельзя себе представить, что вся страна сможет пойти в ошибочном направлении, поскольку оппозиция сразу же даст сигнал администрации, что она действует неверно.
К сожалению, нет уверенности в том, что в России существует какая-то система отбора кадров, которая позволила бы найти наиболее головастых и талантливых для того, чтобы поднять уровень остальных. Жрите, что дают. Вот простой силлогизм: если средний уровень по стране равен 100 единиц ума (или 100 рублей будет понятнее?), а реально этот самый ум или талант раскладывается приблизительно так (в расчете на 10 человек):
800 – у одного;
по 10 – у четверых (40);
по 20 – у двоих (40);
по 60 – у двоих (120).
Это, допустим, будет отражать то, с каким материалом придется работать. На десятерых и получится 1000 единиц… В среднем на каждого – как раз по 100. А теперь вопрос: если взять первого попавшегося, то каковы шансы, что такой человек будет умнее, чем средний по стране? Получается, что шанс заполучить кого-то с уровнем выше среднего – один из десяти. Это совсем не густо.
Можно возразить, что в начальники попадают как раз уже после отбора предварительно кем-то сделанного, и тогда такой простой подход не действует. Можно было бы поверить, если бы хоть кто-то смог рассказать о том, как отбирают кандидатов во власть, как отсеивают тех, кто не подходит, и что с ним потом происходит. Но нет никаких данных о том, что кто-то не прошел экзамен, аттестацию или конкурс, и теперь моет посуду на вокзале или торгует на рынке сахаром. Попав однажды в обойму, оттуда уже не вылететь. Власть (чиновники) представляет арифметическое меньшинство, во всяком случае, хотелось бы надеяться. Но организованное меньшинство, которое имеет свои (корпоративные) интересы. Очевидно, это не то меньшинство, к которому принадлежат так называемые «либералы», против которых – 70% населения, включая всю власть без исключений, и только что родившихся детей, видимо. И это меньшинство (государство) по должностным обязанностям должно заботиться о порядке, безопасности, обеспечивать тепло, воду и свет и гарантировать единые правила для ВСЕХ.
Но пока оно занято обеспечением в первую очередь самих себя, не забывая о повышении своего жалования.
Незавидная доля меньшинства в России.
Механическое понимание демократии, как осуществления воли большинства приводит к полному отрицанию меньшинства как такового. И это несмотря на то, что ни Ельцин, ни Путин, ни большинство губернаторов не могут похвастаться поддержкой подавляющего большинства избирателей на выборах. А нужно ли это? Ведь ведут они себя так, как будто за них голосовали минимум 110% избирателей… В том смысле, что не принимают во внимание мнение меньшинства вообще. Хотя должны были бы выражать не только волю большинства, но и обеспечивать интересы меньшинства. Кстати, а хоть кто-то спрашивал само большинство о том, чего оно хочет? Если бы спросили напрямую, хотите ли вы, чтобы вам выплатили вашу долю национальных богатств наличными, или оставили вашим внукам, то результат голосования большинства был бы легко предсказуем.
Меньшинству сейчас нужно думать о том, как дожить до того славного времени, когда демократию станут понимать как систему управления обществом, которая позволяет проводить в жизнь решения большинства при соблюдении интересов меньшинства. Это очень сложная мысль, недоступная пониманию представителей власти, а также представителей СМИ, чего уж говорить об остальных. И нельзя без сожаления наблюдать, как глумятся наши чиновники от Вешнякова до Путина над результатами президентских выборов в США, когда более месяца окончательный результат зависел от пересчета голосов в одном из графств штата Флорида, а впоследствии – во всем штате Флорида. В силу закрытости российской корпорации (власти) никто не смог им объяснить, что судьи в США действительно не зависят ни от кого, а закон о выборщиках от разных штатов исторически уравновешивает мелкие штаты с крупными, чтобы удержать федерацию от распада. И голос каждого избирателя исключительно важен. Не возможность как можно раньше доложить президенту о том, что он переизбран, а именно воплощение демократии через влияние каждого, кому это нужно.
В России никто не хочет оставаться в меньшинстве, это опасно для здоровья. Реальность такова, что остановить бессознательное движение всех в одну сторону уже невозможно – скоро вся страна встанет под знамена «Единой России», весь бизнес будет грызть глотку за право пожертвовать денег «на выборы», Госдума будет штамповать пустые бланки, по телевизору мы будем видеть только протокольные встречи президента с трудовыми коллективами и испытывать немного забытое чувство полного удовлетворения.
Хочется надеяться, что жизнь все же не прекратится, а просто уйдет на другой уровень. Хотя пока все происходящее напоминает лечение от температуры, когда необходимо лечение от перитонита.
Других писателей у меня для вас нет.
Говорят, однажды (вскоре после войны) секретарь правления Союза писателей Поликарпов, который отвечал за партийный надзор, стал жаловаться Сталину, что подопечные плохо себя ведут: этот пьет, этот гуляет, этот пишет совсем не то, что надо, а тот вообще давно уже ничего не пишет. А Сталин в ответ сказал: "Других писателей, товарищ Поликарпов, у меня для вас нет! Придется работать с этими..."
Гражданское общество, где оно? Вялая реакция на происходящее показывает, что общество не созрело пока даже для осознания происходящего. Спонсор и филантроп отправлен на нары, а те, кто получал деньги, зачастую не нашли, что и сказать. Те, кто не получал, ждут своей части трофеев, доли награбленного. Спецоперация по ликвидации потенциальной угрозы Кремлю с попутным устрашением всех афилиированных с ЮКОСом местных боссов идет успешно. Остается выжженное поле, где теперь нескоро вырастет что-то полезное.
Пока чиновники намекают, что неплохо было бы «поделиться» и подкинуть денег на «социалку», бизнесу дают ясно понять, что на закон или суд надеяться нельзя. Если нужно будет, то сядут все. Обкатанная московская схема, когда платят одни, бесплатно ездят другие, а избирают одного и того же мэра, теперь будет применяться по всей России.
Похоже, что несогласным с общим курсом придется подождать, пока у нас заведется настоящая оппозиция, а не опереточная.
С.Ланаускас
27.04.2004
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Дни.Ру: Остался один олигарх - Путин
РГГУ: О. Карпухин, Э. Макаревич, Союз "новой" интеллигенции и интеллигенции массы как фактор социальных изменений и социальной стабилизации
Национализм.Орг: Йозеф Геббельс, Ленин или Гитлер? (Речь в Цвиккау, 1926 г.)
Geocities.Com: Г.Мясников “Очередной обман” (отрывки из брошюры- конец 20-х годов)
КПРФ.Ру: Князев А., Уроки демократии
ПОЛИС: И.К. Пантин, Демократический процесс в современном мире
Обнинск.Com: Артур М. Шлезингер, Демократия и лидерство
Либерал.Ру: Людвиг фон Мизес, Основы либеральной политики
Лента.Ру: Ходорковский М., Записки из мертвого дома
Демократия.Ру: С.Ланаускас, Опыты на избирателе
|