Пока только цветочки...
Одним из этапов передела государственных отношений в России, безусловно, станет реформирование избирательного законодательства. И процесс этот уже начался. Как мы писали раньше, 28 августа сего года президентским распоряжением была создана специальная комиссия по вопросам совершенствования избирательного законодательства.
11 сентября А. Вешняков выступил с заявлением о возможном повышении проходного барьера на выборах с 5% до 7%. Это выкинутое ЦИК коленце ввело партийных лидеров в некоторый ступор. Однако пока они не стали волноваться … и правильно! Потому что уже на следующий день председатель ЦИК говорил совсем по-другому…
12 сентября состоялось первое заседание той самой - созданной по распоряжению Президента - комиссии. По всей видимости, к заседанию члены комиссии подготовились добросовестно, потому что кое-какие предложения уже были выдвинуты.
Прежде всего, инициативы касаются вопросов деятельности политических партий. По мнению А. Вешнякова, партии должны быть крупными и сильными, а также прозрачными. Вернее, вся их финансовая деятельность должна просматриваться насквозь. Не совсем ясно, почему вопросами функционирования политических партий занимается ЦИК, а не Министерство юстиции, которое регистрирует общественные и избирательные объединения или, например, Прокуратура, следящая за законностью деятельности общественных объединений. Наученная горьким опытом прошлых кампаний, Центральная избирательная комиссия решила действовать по принципу «вечером стулья, утром деньги» и выделять средства партиям уже по факту прохождения установленного барьера, то есть по «эндцать» копеек за каждый отданный голос. С одной стороны, для ЦИК это удобнее, так как не надо требовать от нерадивых кандидатов и объединений, в случае недобора нужного количества голосов, возврата бюджетных средств. С другой стороны, опять все сводиться к тому, что на выборах будут участвовать крупные объединения и блоки, финансируемые либо из неизвестных источников, либо аккумулирующие денежные фонды из мелких вкладов граждан, как, например, Компартия. Таких партий в России немного, вернее всего две, одну из них мы уже назвали.
Дальше. Реформирование затронет также и сроки проведения кампании. Четыре месяца, отведенные законом, как считает ЦИК, это слишком… Долго, накладно и хлопотно. Наиболее приемлемый срок – три месяца или лучше как в Англии – шесть недель. Однако к чему же такая спешка? Выходит, что для кандидатов 4 месяца мало, а для ЦИК – много. Неувязочка получается…
Президент не отступает от идеи введения «демократического централизма» не только в системе органов исполнительной власти, но и в системе избирательных комиссий, по сути, независимых от иных органов государственной власти. Предложение комиссии по совершенствованию избирательного законодательства относительно системы избирательных комиссий заключается в следующем: вышестоящие комиссии будут назначать нижестоящие, вне зависимости от предпочтений региональных лидеров. В данном случае не будет составлять какого-либо труда спустить ЦУ сверху. Если в ближайшее время в России подразумевается, что Президент будет заниматься всем и вся, то исход выборов в каком-либо субъекте будет определяться главой государства. И региональные авторитеты здесь уже будут ни причем.
Более того, предположительно будет ограничено пассивное избирательное право лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Вопрос ограничения в правах данной категории лиц является действительно спорной не только в свете избирательного законодательства, но и уголовного права и процесса. Единой точки зрения по данному вопросу специалистами не выработано и решать этот вопрос, как и сказал А. Вешняков, будет Минюст.
Комиссия также добавила несколько мелочей в виде голосования по почте и обязательного медосвидетельствования кандидата. Последняя идея является явно провальной, с этим согласился сам председатель ЦИК.
Предложения комиссии носят пока черновой характер. Дополнительно они будут обкатаны на совещании в Пятигорске, которое состоится 14-15 сентября сего года. 20 сентября все инициативы комиссии будут в лучшем виде представлены Президенту РФ.
Сомнений в том, что избирательное законодательство в ближайшем будущем измениться, уже не остается. Придется менять закон «Об основных гарантиях…», являющийся, по сути, конституцией для избирательного права. Более того, если настаивать на ограничениях для осужденных, придется вносить изменения в саму Конституцию, т.к. в соответствие со ст. 32 Основного закона не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Список ограничений является исчерпывающим.
Действующее избирательное законодательство, в пору его применения на федеральных выборах, обвиняли в чрезмерной детализированности. Однако от этого порока, по всей видимости, не удастся избиваться. Путем введения дополнительных ограничений и правил к процедуре свободных и демократических выборов власть пытается подменить собой гражданское общество и направить народное волеизъявление в нужное ей русло. Гражданское общество, в силу своего несовершенства, способно лишь равнодушно созерцать потуги властьпридержащих и позволять манипулировать собой в интересах последнего.
|