Государство поспорило с «Домодедово»
Канаев П.
Росимущество отсудило у компании «Ист Лайн» движимое имущество крупнейшего в России аэропорта «Домодедово». Это первая победа государства в споре с управляющей компанией аэропорта.
Десятый апелляционный суд признал частично недействительным договор между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и структурой группы «Ист Лайн» – ОАО «Аэропорт Домодедово-2». В соответствии с договором, ряд положений которого оспорило Росимущество, управляющей компании «Ист Лайн» в 1997 году был передан терминал «Домодедово» и движимое имущества аэропорта.
Спор между Росимуществом и компанией «Ист Лайн», управляющей аэропортом «Домодедово», вызвала сделка восьмилетней давности. В 1996 году ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации», комитет имущества Московской области и компания «Ист Лайн» учредили ОАО «Аэропорт Домодедово-2». ГУП получило 26% новой компании, на долю правительства Московской области пришлось 5% акций. Компании «Ист Лайн» достался самый крупный пакет – 69% акций.
В 1997 году была проведена допэмиссия акций ОАО «Аэропорт Домодедово-2». В рамках допэмиссии ГУП внесло в капитал акционерного общества здание аэровокзала «Домодедово». Позднее доля государственного предприятия в компании «Аэропорт Домодедово-2» была размыта в ходе последующих допэмиссий.
В итоге сейчас здание аэровокзала «Домодедово» принадлежит ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Основным акционером этого ЗАО выступает офшорная компания FML Limited, зарегистрированная на острове Мэн. Этот офшор также выступает единственным акционером управляющей компании «Ист Лайн».
Основные претензии Росимущества к «Ист Лайн» связаны именно со зданием аэровокзала. Юристы Росимущества утверждают, что комитет имущества Московской области не имел полномочий для одобрения сделки между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и компанией «Ист Лайн».
Претензии Росимущества основаны на разграничении собственности Российской Федерации и регионов. Государство настаивает на том, что аэропорт «Домодедово» находится в федеральной собственности. Но раньше серьезных успехов в судах против «Ист Лайна» Росимуществу добиться не удавалось.
Срок исковой давности по сделкам в России составляет 3 года. Но в конфликте Росимущества с компанией «Ист Лайн» суд мог не учитывать эту норму.
«С юридической точки зрения, в данном случае собственник истребует имущество из чужого незаконного владения. Применение срока давности к подобным случаям в теории права не проработано. Возможно, суд посчитал, что здесь сроки вообще не применимы», – считает юрист компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
Но суд удовлетворил иск государственного ведомства только в отношении движимого имущества аэропорта, так как ответчиком по иску Росимущества выступает ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», а терминал «Домодедово» не находится в собственности этой компании. Он принадлежит другой структуре «Ист Лайна» – кипрскому офшору Hacienda Investments.
К этой офшорной компании Росимущество также предъявляет претензии. Ранее юристы ведомства подали иск в Арбитражный суд Московской области об истребовании терминала «Домодедово» у Hacienda Investments. Но суд приостановил рассмотрение этого иска до принятия решения по иску о недействительности договора между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и ОАО «Аэропорт Домодедово-2».
В случае признания договора недействительным и применения последствий его недействительности производство по иску к Hacienda Investments возобновится, поясняет представитель Росимущества.
«С возвратом недвижимого имущества у государства возникнут проблемы, так как аэропорт был сильно реконструирован, – отмечает Эдуард Кучеров. – По документам у «Ист Лайна» могли проходить даже не реконструкция здания, а его снос и последующее строительство нового».
По мнению эксперта, суд имеет основание отказать в удовлетворении иска Росимущества к группе «Ист Лайн» по поводу недвижимого имущества.
«После полной реконструкции комплекса можно считать, что то имущество, на которое претендует государство, уже физически отсутствует. Если суд встанет на сторону «Ист Лайна», скорее всего, компании предложат выплатить некую компенсацию», – предполагает Эдуард Кучеров.
А в случае удовлетворения иска Росимущества нынешние собственники аэропорта «Домодедово» смогут потребовать возместить им те средства, которые были инвестированы в развитие терминала.
Петр Канаев
09.11.2005
Статья опубликована в Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/2005/11/09/oa_177151.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Прибыловский В., Происхождение путинской олигархии. Президентское окружение: досье, связи, возможные назначения. Часть 1
Демократия.Ру: Прибыловский В., Происхождение путинской олигархии. Президентское окружение: досье, связи, возможные назначения. Часть 2
Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Рыклин А., Путин, Абрамович – одна сатана
Демократия.Ру: Погодин М., Путин займет место Ходорковского
Демократия.Ру: Любарская Е., Длинные уши Игоря Сечина. Игорь Сечин возглавил совет директоров "Роснефти"
|