В общественную палату попадают только по спискам
Ковалев Г.
Благодаря усилиям некоторых депутатов Госдумы содержательная часть летнего выступления Владимира Путина на встрече с членами Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека не умерла, как многие на то надеялись, а, напротив, наконец-то была формализована. В нижнюю палату парламента был внесен законопроект, предусматривающий поправки к законам "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Суть поправок вкратце сводится к словам президента: "Ни одно уважающее себя государство не допускает финансирования из-за рубежа политической деятельности, и мы не допустим".
Тогда, 20 июля, столь жесткое заявление Путина было расценено наблюдателями и правозащитниками вполне однозначно: Кремль боится реализации оранжевого сценария в России, а потому власти просто необходимо поставить под государственный контроль все существующие в России НКО. Ибо, если верить идеологу ненасильственных революций Джину Шарпу, именно негосударственным организациям принадлежит весомая роль в расшатывании устоев "ненавистного режима", и чем их больше, тем легче перейти "от тоталитаризма к демократии". Более того, в июле можно было даже говорить о том, что выступление президента на встрече с правозащитниками стало своего рода ответом на появившуюся информацию о выделении в бюджете госдепартамента США на 2006 год 5 млн. долларов на поддержку "программ по развитию политических партий" в России.
Как бы там ни было, но на реализацию инициатив главы государства требовалось время: необходимо было выработать механизм, с помощью которого можно было бы не только поставить на учет существующие НКО, но и заставить их вскрыть источники своего финансирования. И вот, спустя три с половиной месяца, появились соответствующие поправки.
В соответствии с действующим законодательством созданные НКО вовсе не обязаны проходить госрегистрацию, а значит, могут функционировать "втихаря" от государства. В целях пресечения подобной практики депутаты предлагают на законодательном уровне обязать общественные организации уведомлять госорганы о начале своей деятельности. Это положение, судя по всему, и призвано выявить все НКО, осуществляющие свою деятельность на территории России. Но это не главное. Коль скоро президент понимает тот факт, что "кто платит, тот и заказывает музыку", - понимать это должны и госорганы. Причем не навскидку, а на основании финансово-хозяйственных документов, которые НКО должны будут предоставлять регулярно в регистрирующие органы, равно как и информацию о роде своей деятельности. При этом госорганы будут обязаны следить за тем, чтобы средства, расходуемые НКО, точно соответствовали уставным целям организации. И чтоб никакой политики.
Впрочем, это далеко не все предложения депутатов Госдумы. Внесенные ими поправки предполагают существенные ужесточения требований собственно к регистрации НКО.
Так, организация не будет зарегистрирована, если цели, задачи и формы деятельности ее учредителя противоречат Конституции или направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем.
Иными словами, если смотреть с позиции власти, предложенные поправки направлены на то, чтобы пресечь, прежде всего, финансирование экстремистских и террористических организаций. Это явственно следует из новых требований, предъявляемых к регистрации НКО. С позиции же действующих НКО и, прежде всего, правозащитников, ужесточение требований и условий функционирования направлено на то, чтобы поставить "общественность" под контроль, сделать так, чтобы гражданское общество в России было выражено только в одной форме - насаждаемой сверху Общественной палате.
И действительно, если все НКО в России будут поставлены "на учет", и появится ясность с их финансированием, то и существенно облегчится задача по дальнейшему формированию Общественной палаты. Вследствие запуска механизма, предложенного депутатами, все нелояльные власти НКО будут просто-напросто отфильтрованы.
Как уже отмечал "Политком.Ру", в политическом спектре резко прибудет сил, лояльных Кремлю, будь то "национально ориентированные" или "оппозиционно либеральные". Круг деятельности таких известных международных организаций, как Международный республиканский институт (MRI) или Национальный демократический институт (NDI), резко сузится. Количество общественных организаций, тем или иным образом работающих на смену власти, существенно уменьшится, если они останутся вообще. Более-менее свободно будут себя чувствовать организации, связанные с конкретными политическими партиями, близкими к Кремлю, или же имеющими представительство в Госдуме, а значит, получающими госфинансирование.
Георгий Ковалев
10.11.05
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/2005/zloba6206.php
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Мнение общественное и личное
Демократия.Ру: Гудков Л., Механика общественного распада. Гордость и самоуничижение
Демократия.Ру: Алексеева Л., Общественная палата как муляж гражданского общества
Демократия.Ру: Ковалев Г., Общественная палата: "Совет мудрецов" или деловая игра?
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Демократия.Ру: Олейник А., Потешная палата
Демократия.Ру: Федотов М., Чайник с глушителем
|