Продается гражданин РФ. Все включено
Полухин А.
Не хотите ли вы стать участником реалити-шоу? Поздно. Потому что — уже. Все мы находимся в той же ситуации, что и обитатели любого застеколья: за задернутыми шторами, в ванной и на кухне вас снимают, делая вашу конфиденциальную жизнь открытой для всей страны. Нет, пока еще спецслужбы не установили камеру в каждом доме. Но если кому-то захочется узнать о вас буквально все, это будет легко сделать, затратив минимум усилий и чуть-чуть наличных денег.
Ваши паспортные данные. Адреса. Семейное положение. Телефоны (городские и мобильные). Доходы (пока только «белые»). Жилплощадь (метры, этаж, стоимость). Авто (марка, цена, комплектация, госномер). Бизнес (регистрация, гор. адрес, проводки по банковским счетам). Все — на нескольких CD. Доставка курьером.
Сейчас в моде так называемый product placement — это когда вам показывают, как участники реалити-шоу потребляют товар Х (бренд — крупным планом) и делают вид, что это не реклама. Свой product placement появился и на рынке баз данных.
К примеру, одному из наших сотрудников по почте (не электронной!) пришло письмо от довольно солидной организации (логотипы, телефоны, подпись директора — все, как надо) с предложением купить чудо-фильтры и чудо-масло для Audi по чудо-цене. То есть авторы письма знали ФИО человека, его домашний адрес и марку его автомобиля. Каким образом? Пишут, не скрывая: «Адреса для рассылки взяты из клиентской базы данных нашей компании и базы данных ГАИ, которая продается на любом перекрестке». И — продается! Иначе каким бы еще образом неизвестные люди предложили другому нашему коллеге позаботиться о своем турбонаддуве. И ведь знают не только, какое у человека авто, но и в какой комплектации! А политики, которые рассылают агитационные письма в период предвыборного гона, — они откуда берут ваши адреса? Оттуда же…
Но жизнь — это не реалити-шоу. Здесь все, что вы скажете, может быть использовано против вас. И все, что про вас расскажут другие, — тоже.
Что на бытовом уровне может произойти — понятно. Позарятся на вашу машину, посмотрев базы данных. Узнают, посмотрев базы данных, домашний адрес и угонят. А потом позвонят по известно как полученному мобильному телефону и предложат вернуть авто за определенное вознаграждение (еще поинтересуются в только на этой неделе украденной базе данных налоговой инспекции за 2004 год, есть ли у вас, собственно, средства). Деньги возьмут — и ищи-свищи. Кинут дважды.
В бизнесе ситуация та же. Понравилось кому-то ваше предприятие. Этот кто-то нанимает группу профессионалов (имя им — рейдеры), которые, прошерстив базы данных регистрационной палаты (в продаже давно), реестродержателей (появилась две недели назад), налоговиков, банковских проводок (год как украдены), узнают о фирме буквально все. Например, имена и адреса миноритарных акционеров, к которым потом можно прийти и настойчиво предложить расстаться с акциями в пользу рейдеров. Дальнейший захват предприятия — дело техники.
Конфиденциальная информация — это даже в большей степени собственность человека, чем квартира, машина или завод. И эта вот частная собственность у нас стала общенародной, публичной. Такой вот информационный коммунизм. Да, у нас самая прозрачная страна в мире. Но стеклянные двери здесь ставят не в госучреждениях, а в наших квартирах.
Алексей ПОЛУХИН
КОММЕНТАРИЙ
Алексей КОНДАУРОВ, член Комитета по безопасности Госдумы РФ:
«Речь идет не только о банальных кражах»
— Я считаю, что появление в свободной продаже все новых и новых баз данных в меньшей степени представляет собой опасность для экономики страны. Другое дело, что они становятся опасными в руках криминальных элементов. Речь идет не только о банальных кражах. На мой взгляд, при похищениях людей с целью выкупа также используются нелегальные базы данных.
Если все-таки говорить о бизнесе, то и здесь, я думаю, угроза в большей степени носит не чисто экономический, а криминальный оттенок. Речь идет о таких вещах, как рэкет, шантаж и другие методы силового давления на бизнес. Причем этим грешат как бандиты, так и сотрудники правоохранительных органов. Разница только в том, что вторые имеют доступ к конфиденциальной информации по роду службы, а первые — за деньги.
Записала Юлия МАРТОВАЛИЕВА
10.11.2005
Статья опубликована в Новой Газете, № 84, 10 ноября 2005 г.
Постоянный URL статьи http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/84n/n84n-s00.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Корня А., 1% доверия. Россияне не верят ни милиции, ни прокуратуре, ни судам
Демократия.Ру: ВЦИОМ: 56 процентов россиян недовольны спецслужбами
Демократия.Ру: Колесниченко А., Стоять, бояться!
Демократия.Ру: Россиян лишают банковской тайны
Демократия.Ру: Лю Ю., Слушали, слушают и будут слушать
Демократия.Ру: Желенин А., Мысли для базы. Госдума решит, кто вправе собирать персональную информацию на каждого из нас
|