Процедурный федерализм
За последние недели все мы узнали о Якутии больше, чем знали за всю жизнь. Нечасто подворачивается такой повод, как выборы президента республики Саха (Якутия), которые должны пройти 23 декабря. Случилось так, что Конституция Республики Саха не очень соответствует желанию теперешнего президента этого субъекта Российской Федерации быть избранным в третий раз. Вообще-то, она может не соответствовать и желаниям большинства жителей республики, но дело не в этом.
Дело в том, что у Якутии есть своя Конституция, принятая 4 апреля 1992 года, которая ясно говорит, что:
Статья 67.
Президент Республики Саха (Якутия) избирается гражданами республики всеобщими, равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на 5 лет. Никто не может быть избран на должность Президента республики более двух раз.
Конституцию нужно соблюдать. Казалось бы, какие здесь могут быть вопросы? Выясняется, что вопросов больше, чем ответов. Михаил Николаев возглавляет Якутию с 1989 года, а с декабря 1991 является ее президентом, и по Конституции Республики Саха (Якутия) – основному закону республики - не может быть избран вновь. Что же заставило избирательную комиссию Якутии пойти против закона и зарегистрировать действующего президента кандидатом на выборах? То, что лежит на поверхности – противоречия между федеральным и местным законом, умело используемые в своих нуждах теми, кто должен исполнять закон и тем, кто должен быть гарантом Конституции.
Якутские законы могут дополнять и развивать федеральное законодательство, и разночтения не обязательно являются противоречиями. А если бы и так, то для снятия противоречий нужно изменить Конституцию (Основной закон) республики в соответствии с процедурой внесения поправок в Конституцию, естественно. Это долгий процесс. Видимо, взвесив все плюсы и минусы, один из кандидатов, которого и не должно было быть на горизонте, решил обойти закон. Получилось не очень изящно, но действенно.
Вот что говорит Федеральный закон:
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"
(с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г.)
Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
. . .
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
. . .
Статья 30.1. Определение сроков полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
Положение пункта 5 статьи 18 настоящего Федерального закона применяется без учета начавшегося до вступления в силу настоящего Федерального закона срока, на который избиралось лицо, замещавшее на день вступления в силу настоящего Федерального закона должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Ссылаясь на то, что в федеральном законе фраза о невозможности избираться на второй срок содержит еще и слово «подряд», а в Конституции его нет, ЦИК Якутии решил вообще не применять якутскую Конституцию, тем более, что Федеральный закон написан таким образом, что президентам и губернаторам теперь вообще ничего не грозит. За якутским ЦИКом последовал и Верховный Суд республики Саха (Якутия). Говоря о «юридических нюансах», М. Николаев ставит целью затягивание решения вопроса до самых выборов. Путаница в законах позволяет местным князькам выбирать, по какому закону им выгоднее жить в каждый отдельный момент времени.
Сейчас Центризбирком России и Верховный Суд РФ занимают позицию, которая может показаться противоречием сложившимся традициям – федеральная власть встала на защиту местных законов, а в этом случае – Конституции субъекта Федерации.
Тем временем, команда крючкотворов, работающая на действующего президента Якутии, решила использовать все процедурные возможности для оттягивания того момента, когда Михаил Николаев будет снят с выборов, поскольку он зарегистрирован с нарушением закона. Впервые Центризбиркому России противостоит команда квалифицированных юристов, которые собираются извлечь максимальную выгоду для своего клиента, не думая о последствиях.
А последствия будут.
В первую очередь последуют оргвыводы для структуры избирательных комиссий – единственного органа государственной власти, где пока не существует властной вертикали.
Общество еще раз убедится, что закон у нас – что дышло, и его можно поворачивать в любую сторону.
Виноватыми во всем будут объявлены Госдума и законодательные органы субъектов федерации, поскольку безответственно относятся к подготовке законов.
В результате все мы окажемся еще на шаг дальше от правового государства, к которому и должны привести демократические, честные и прозрачные выборы.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Общая Газета : Репутация, подмытая рекой
Независимая газета: Суд принял соломоново решение
Независимая газета: "Кто не выполняет решения ЦИК - еще пожалеет об этом"
Независимая газета: О ПРАВОВОЙ СИТУАЦИИ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
|