Основная тенденция 2005 года - складывание внесистемной оппозиции
Козьма П.
При всех бравурных оценках экспертов о том, что уходящий год - один из самых успешных за 15 лет, именно прошедшие месяцы, на мой взгляд, заставляют говорить о некоторых тревожных тенденциях, которые в ближайшем будущем могут привести к печальным последствиям для страны.
Формально власть торжествует одну победу за другой, иллюстрируя свои победы статистикой, свидетельствующей о триумфальном шествии "Единой России" по городам и весям. Все больше и больше региональных парламентов обзаводятся монстрообразными фракциями, получающими монополию на власть. Оппозиция (левая и правая) скромно жмется по углам, а победители получают возможность диктовать политическую моду.
Власть заявляет, что это хорошо: история показывает, что модернизация бывает успешной лишь тогда, когда она не отягощена демократией, а происходит в условиях "просвещенного абсолютизма". То есть, триумф "Единой России" - это не что иное как свобода действий для президента и правительства в осуществлении непопулярных, но так необходимых для страны реформ.
Тем не менее, руководство страны, похоже, все больше и больше становится заложником собственного оптимизма. Это примерно как человек, живущий в теплом и светлом доме и не выходящий на улицу, постепенно начинает думать о том, что и во всем остальном мире тоже сухо, светло и тепло - хотя на дворе может стоять лютая зима и царить глубокая ночь. Власть сейчас находится на положении принца Сиддхартхи - до того, как он вышел за пределы своего дворца.
Перефразируя знаменитые числа Вильфредо Парето, можно сказать, что 20 процентов наиболее активных граждан фактически диктует политические решения остальным 80 процентам. Власть уверена, что эти активные 20 процентов наших сограждан - как раз и есть члены "Единой России" за минусом чудаков, которые почему-то примыкают к другим, с их точки зрения бесперспективным, партиям.
Тем не менее, похоже на то, что эти пресловутые активные 20 процентов все больше и больше выходят из политической системы общества, скатываясь во внесистемную оппозицию, в которой нет ни выборов, ни парламентов, ни цивилизованных средств борьбы. И если лет 10-15 назад это было относительно неопасно, потому что отдельного бунтующего индивида, не вписанного в систему, можно было легко изолировать, то теперь, с появлением интернета, существует масса способов объединить усилия таких индивидов и заставить их действовать одномоментно. Флэшмобовские акции от безобидных (когда в общественном месте несколько сотен человек одновременно по предварительному сговору через интернет выпускают в воздух воздушные шарики) до весьма опасных (когда собирается банда и идет громить ближайший рынок с засевшими там кавказцами) - тому подтверждение.
Мы привыкли говорить о скинхедах как об отморозках. А между тем, именно они тоже в числе 20 процентов Вильфредо Парето. И это только самая одиозная протестная группировка, формально не вписанная в современную политическую систему. Но кроме них есть и масса других категорий граждан, внешне тихих, но группирующихся по принципам, которые невозможно вписать в нынешнюю политическую систему (например, неформальные тусовки компьютерных хакеров), которые при всей своей маргинальности как раз и являются самой активной категорией населения. Распространение ЖЖ ( livejournal . com ) в Сети - еще одна иллюстрация таких возможностей (не случайно Виктор Шендерович попытался задействовать и этот канал влияния на избирателя, создав в ЖЖ свою страничку).
И при этом не надо тыкать в физиономию результаты парламентских выборов, где число голосов "против всех" отнюдь не кажется таким уж угрожающим. Нужно понять одно: эти люди на выборы просто не ходят. Потому что себя в партийно-политической системе современной России они не видят. То есть, обеспеченная пенсионерами явка на выборы может составить и 80 процентов, но не пришедшие на выборы 20 процентов как раз и будут теми активными людьми, которых система вытолкнула из себя, но которые, тем не менее, во время "Ч" будут в состоянии навязать свою политическую волю остальным 80 процентам.
Создание вертикали власти и партийной вертикали предполагает наличие правил игры, которые не всякий человек (прежде всего, молодой), желающий проявить свою общественную активность, а главное индивидуальность, сможет принять. А это значит, что многие из них просто уходят из системы, предпочитая иной путь быть востребованным и заявить о себе миру.
Вместо нынешнего издания обкомов и партийных офисов они создают невидимую глазу сетевую структуру, позволяющую им, находясь на территории России и формально подчиняясь ее законам, фактически жить по правилам другого, сетевого государства. Сейчас эти сетевые государства чересчур разрознены и во многом психологически несовместимы (как у Цоя: "тот, кто в четырнадцать лет сбежал из дома вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе"). Но если протестный элемент окажется для них определяющим (а власть своими реформами по "укреплению вертикали" словно сама провоцирует на такой сценарий), тут уже никому мало не покажется. И в результате выяснится, что монополия на власть "Единой России" - это не более чем миф, который депутаты могут поддерживать лишь в отдельно взятом зале отдельно взятого областного парламента.
Возвращаясь к итогам 2005 года, можно сделать неутешительный вывод: жить в стране за год стало более душно. И речь не идет о том, что левая и правая оппозиция хуже или лучше тех, кто сейчас у власти. Эта оппозиция все равно вписана в существующую партийно-политическую систему, играет по ее правилам, а значит отношение к ней у людей, ушедших во внесистемную оппозицию, точно такое же, как и к системе в целом. На мой взгляд, электорат правых отнюдь не растворился в "Единой России", как об этом гордо заявляют представители партии власти. Он просто ушел из этой системы и теперь действует на свой страх и риск вне ее.
Власть до некоторой степени понимает эту опасность, предлагая молодежи менее забюрократизированные и более неформальные маленькие "вертикальчики" типа движения "Наши", где можно сделать карьеру и стать маленьким начальником. Вопрос только в том, что это: "софт-эдишн", облегченная копия существующей системы, в то время как для отдельно взятого индивида, порвавшего для себя с вертикалями и системами, неприемлема никакая власть с ее вертикалями, как неприемлема она для талантливого хакера-одиночки, атакующего сайт президента России. А непризнание нынешней власти, забюрократизированного и коррумпированного монстра, украшенного для создания мифа о "равных возможностях" партийными воздушными шариками и бантиками, при вписанности этого человека в некую сеть таких же как он - это как раз и есть основная угроза для людей, которые сейчас думают, что они контролируют ситуацию.
Можно уверенно предположить, что это "вымывание" активных 20 процентов из нынешней системы власти и уход их во внесистемную оппозицию при нынешних тенденциях в будущем году только продолжится. И существующая власти все более и более будет чувствовать себя неустойчиво, считая при этом, что она все контролирует. А там уже близко выборы 2008 года:
Петр Козьма,
политолог
27.12.2005
Статья опубликована на сайте Кремль.Орг
Постоянный URL статьи http://www.kreml.org/opinions/106195801?user_session=b7e78dcbc45bfc3abe90f0b4b8ce51c2
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Левченко А., Чиновники отделили государство от общества
Демократия.Ру: Кынев А., Оранжевые революции как аллергия на суррогат демократии
Демократия.Ру: Становая Т., Беслан консолидировал власть против общества
Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти
Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии
Демократия.Ру: Леонид Седов:«Сейчас наступает момент смены поколений во властных структурах…»
Демократия.Ру: Гольц А., Откуда оппозиция берется
Демократия.Ру: Новопрудский С., Власть в себе
Демократия.Ру: Крик души
|