Потемкинский компромисс
The Wall Street Journal
Вчера Россия и Украина завершили свою газовую ценовую войну, заключив сбивающую с толку сделку. Все стороны, и не в последнюю очередь, замерзающая от холода Западная Европа, поспешили объявить ее выигрышной для обоих участников конфликта. Однако четырехдневная схватка нанесла большой ущерб имиджу России и ясно продемонстрировала, что богатому миру в перспективе будет все труднее обеспечивать свои энергетические потребности.
Кремлю, а точнее, его доверенным лицам из монопольной компании 'Газпром' не очень-то понравится анализ затрат и прибылей. В приходной части 'Газпром' получает от украинцев почти двойную цену за газ в сравнении с тем, что он имел раньше. Хотя вначале русские требовали практически пятикратного увеличения согласованной цены в 50 долларов за тысячу кубометров, новый контракт хотя бы немного сближает Украину с ценовыми показателями Западной Европы (около 250 долларов). 'Газпром' повысил цены на газ и для других стран, хотя поступил с ними менее агрессивно, чем с Украиной. Но около трети новых поступлений в российскую копилку перекрывается поднятием тарифов за транзит газа в Западную Европу через украинскую территорию. 'Газпрому' не удалось также осуществить свою давнишнюю мечту - получить хотя бы частичный контроль над трубопроводной сетью Украины.
В результате Россия будет ежегодно получать от Украины на 1 миллиард долларов больше. За это 'Газпром' и Кремль будут вынуждены заплатить высокую цену собственной репутацией, которую трудно измерить в рублях и центах. 'Газпром', который контролирует 16 процентов известных мировых запасов природного газа, стремится войти в высшую лигу ведущих энергетических компаний, заняв место рядом с такими гигантами, как Exxon и British Petroleum. В рамках движения в данном направлении Россия в прошедшем месяце сняла ограничения на приобретение акций 'Газпрома' иностранцами. Однако она увидела лишь то, что Владимир Путин нагло использует эту компанию в собственных политических целях. Инвесторы и потребители напуганы. И разве можно их за это винить?
Когда-то безупречная репутация 'Газпрома' как надежного партнера, являвшаяся, как говорят, самым ценным достоянием компании, была подорвана в считанные часы. Перекрыв 1 января краны трубопроводов, ведущих на Украину, президент Владимир Путин отрезал от газа европейских потребителей, расположенных 'ниже по течению'. И произошло это как раз в тот момент, когда Европа, получающая из России четверть потребляемого ею газа, страдает от необычно холодной зимы. Снижение поставок газа было отмечено в Польше, Венгрии, Австрии, Германии и Италии, что вызвало состояние, близкое к панике.
Украина откачала часть газа для собственных нужд, однако свою роль сыграло и снижение давления в трубопроводах. Никогда, даже в самые черные дни холодной войны, Советский Союз не прибегал к энергетическому шантажу. Господин Путин вновь разжег пожар, в одностороннем порядке аннулировав контракт, заключенный с Украиной. Если такое могло произойти с Украиной, то кто может гарантировать, что в один прекрасный день подобным образом не обойдутся с Германией или Францией?
В отличие от автомобилестроителей или даже нефтедобытчиков 'Газпрому' нелегко доставлять свою продукцию на рынок. Компания зависит от трубопроводов, которые, в свою очередь, делают ее зависимой от Украины. Когда в 90-е годы у Украины возникали долги по оплате, руководители 'Газпрома' использовали все возможные методы кнута и пряника, но ни разу всерьез не рассматривали возможность отключения газа. Такую ошибку за них совершил господин Путин. После этого непродолжительного эпизода перспективы расширения позиций 'Газпрома' в Европе вдруг стали более мрачными. И пока 'Газпромом' руководят два ближайших друга Путина, ни один сторонний инвестор не поверит, что компания действует в интересах акционеров, а не Кремля.
Путин хотел запугать Украину, но вместо этого, и уже не впервые, сам себе навредил. Как и зимой 2004 года, когда Кремль хотел поставить на должность президента в Киеве своего человека, российский лидер рассчитывал, что более слабая Украина подчинится его воле. Этот шаг был совершенно открыто направлен на то, чтобы подорвать позиции Виктора Ющенко и той молодой демократии, что родилась в ходе оранжевой революции 2004 года. Но вместо ожидаемого результата Путин спровоцировал рост националистических настроений в Украине, что усилило положение Ющенко и вызвало упреки мировой общественности. Как раз в тот момент, когда Россия готовится занять место председателя 'большой восьмерки', Путин напомнил всем, что его страна не заслуживает того, чтобы быть членом этого западного клуба.
В своем противостоянии русским неопытные украинские демократы выдержали крупное испытание. Новая газовая сделка дает им возможность начать осуществление экономических реформ, которые с момента победы оранжевой революции вызывали лишь разочарование. Одной из причин этого были искусственно заниженные цены на энергоресурсы.
Контракт 'Газпрома' на самом деле может даже укрепить экономическую независимость Украины, поскольку заставит ее низкоэффективную и расточительно расходующую энергоресурсы промышленность принять меры по собственной модернизации. Наибольшую выгоду от дешевого газа получают не старушки в своих теплых квартирах, а олигархи страны. Россия своими односторонними действиями по резкому увеличению цен на газ поступила жестко и неуклюже, однако для процветания Украины рост цен на энергоресурсы просто необходим.
Для Европы также прозвучал полезный звонок. Этот континент слишком зависим от российских поставок энергоносителей. Если бы кризис продлился на несколько недель дольше, значительная часть Европы оказалась бы без тепла и электричества. Давно уже назрела настоятельная необходимость в серьезной дискуссии по проблемам энергетической безопасности. Совершенно очевидное решение, которым долгое время пренебрегали, состоит в диверсификации источников и маршрутов поставок. Европе нужны новые газопроводы из северной Африки и с Ближнего Востока. Мощное экологическое лобби выступает против сжиженного природного газа, угля и ядерной энергетики, однако и эти источники являются реальной альтернативой.
В прошлом году Путин объявил главной темой своего председательства в 'Группе восьми' энергетическую безопасность. Сегодня это звучит довольно ироническим пророчеством. Запад должен согласиться на его предложение. Но после прошедшей недели он вступит в диалог с открытыми глазами. 'Конфликт показал, что российская торговля энергоресурсами является политически мотивированной, - заявил бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов, ушедший в отставку в знак протеста против его авторитарной политики, - она никак не может сделать Россию 'надежным глобальным поставщиком энергоресурсов''. А может быть, и надежным партнером во всех остальных областях?
"The Wall Street Journal", США
05.01.2006
Статья опубликована на сайте ИноСМИ.Ру
Постоянный URL статьи http://www.inosmi.ru/stories/06/01/05/3473/224680.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Прибыловский В., Сомнительный посредник
Демократия.Ру: Джеймс Голдгейер и Майкл МакФол, Что делать с Россией?
Демократия.Ру: Эксперты наблюдают в России "дефектную" демократию и "тенденцию к автократизации"
Демократия.Ру: Леон Арон, Куда идет Россия?
Демократия.Ру: Ганс-Иоахим Шпангер, Опасный лик путинизма
Демократия.Ру: Кунов А., От «управляемой демократии» к «сырьевой автократии»
Демократия.Ру: Радзиховский Л., Горькая обида
Новые Известия: Гамова С., Газовый спор России с Украиной может перерасти в войну за Крым
ИноСМИ.Ру: Текст соглашения между "Нафтогазом" и "Газпромом"
|