Кузькина мать модернизированная
Фельгенгауэр П.
Владимира Путина никто не спрашивал на пресс-конференции о боеголовках. Французский журналист из TF-1 спросил о том, насколько Россия использует газ и энергию как оружие. Но Путин в ответ вдруг принялся рассказывать про то, как развивается «комплекс сдерживания», и об испытаниях «боевых комплексов, которых нет и вряд ли появятся на вооружении других стран». В своих публичных выступлениях наш президент уже два года все хвастается новым ядерным сверхоружием, напускает туману, сообщая о ракетах, что «работают на гиперзвуке, меняя траекторию по курсу и по высоте», в отличие от «ракет, которые наносят, могут наносить удар, двигаясь по баллистической траектории».
Точно так же, невнятно, но образно, в свое время Никита Хрущев грозил Западу «кузькиной матерью» и рассказывал с трибуны, что у нас ракеты делают тысячами, «как сосиски». Потом выяснилось: речь шла о созданной при активном участии Андрея Сахарова водородной бомбе мощностью более 100 мегатонн, а насчет тысяч ракето-сосисок Хрущев вообще погорячился. Впрочем, хрущевский блеф был использован американским ВПК для небывалого раскручивания гонки вооружений, а Западом в целом — для последовательной изоляции Москвы, что в конечном итоге привело к крушению СССР в 91-м году.
Сегодня Путин, обращаясь с трибуны к родной стране, по-хрущевски темнит и преувеличивает, но президенту Франции, как выясняется, «показал принципы работы этих систем». Путин утверждает: «Это очень серьезные комплексы, которые, как бы помягче сказать… не являются ответом на системы противоракетной обороны, для которых: что есть система ПРО, что нет, им безразлично. Ширак знает, о чем я говорю».
И вправду, противоракеты, которые американцы сейчас развертывают на Аляске и ради которых денонсировали договор по ПРО от 72-го года, никакого отношения к новым «комплексам» не имеют. Путинское сверхоружие, известное специалистам как планирующая боеголовка, совершает непредсказуемые гиперзвуковые маневры при вхождении на высокой скорости в плотные слои атмосферы. Американские же противоракеты рассчитаны на перехват межконтинентальных целей на космическом участке полета, где планирующая боеголовка движется, как обычный баллистический объект.
В США в свое время также исследовали возможности планирующих боеголовок, но от практического использования благоразумно отказались. В СССР, когда в восьмидесятые годы президент США Рональд Рейган объявил программу стратегической ПРО «Звездные войны», стали ударными темпами разрабатывать «асимметричный ответ», и маневрирующая (планирующая) боеголовка стала приоритетной программой.
После распада СССР испытательные пуски в рамках «асимметричного ответа» продолжались, хоть и с меньшей интенсивностью. Было вложено немало сил и средств, и сегодня маневрирующая (планирующая) боеголовка в принципе готова к принятию на вооружение (ее можно цеплять к различным носителям, но планируется развертывание на новейших ракетах «Тополь-М» и «Булава»). Как говорят наши генералы: «Если мы сегодня ее не начнем производить и развертывать, то технология будет утрачена и потом ничего не получится».
Существенная проблема состоит, однако, в том, что новая маневрирующая на гиперзвуке боеголовка дороже уже существующих, при том, что надежность и точность попадания у нее существенно ниже. Ни в Америке и вообще нигде сегодня нет и в ближайшие 20 лет точно не будет развернута стратегическая ПРО, для преодоления которой объективно нужна планирующая боеголовка. Вполне возможно, что подобную ПРО, основанную на «ближнем перехвате» межконтинентальных боевых блоков при вхождении в плотные слои атмосферы, никто не станет никогда всерьез развертывать.
Короче, путинское сверхоружие бессмысленно. Оно и вправду, как говорит наш президент, не скоро появится на вооружении других стран, поскольку ненадежно и никому не нужно, а России — в первую очередь. Это вроде водородной сверхбомбы, которую не то что использовать, а испытать на безлюдной Новой Земле решились только на половинную мощность в 57 мегатонн, слив часть тяжелой воды. Понятно, что все подобные сверхбомбы давно уже списаны в утиль.
Хрущев, очевидно, полагал, что без сверхмегатонной «кузькиной матери» его никто не станет всерьез воспринимать на Западе. Теперь и Путин туда же со своим гиперзвуковым сверхоружием, а Запад все не пугается и всерьез не воспринимает.
Дело, скорее всего, в том, что наша правящая элита не только детей посылает на Запад учиться, покупает там собственность и яхты, но и наворованные миллиарды долларов десятками в год тащит туда же. А в США уже давно создана для борьбы с оборотом наркодолларов система, которая весьма конкретно контролирует все существующие офшорные финансовые зоны. Чего им бояться наших дурацких гиперзвуковых боеголовок, если кремлевские миллиарды, а значит, и сам Кремль у них и так уже в кармане?
Давно, впрочем, известно, что нет лучшего способа прикрыть воровство, чем разработка и внедрение заведомо ненужной, бессмысленной техники. Если Запад так и не получится напугать, то хотя бы выросший с 2000 года в 4 раза оборонный бюджет можно будет, как и прежде, растаскивать под разговоры о сверхоружии.
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель «Новой Газеты»
09.02.2006
Статья опубликована в Новой Газете №9, 9 февраля 2006г.
Постоянный URL статьи http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/09n/n09n-s02.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Пионтковский А., Мощь и мощи
Демократия.Ру: Гольц А., Главковерх не в курсе…
Демократия.Ру: Кременюк В., Концепция "сильного государства" - очередной российский миф
Демократия.Ру: Липский А., Возвращение Кузькиной матери
Демократия.Ру: Белковский С., Последний блеф Путина
Демократия.Ру: Паин Э., Война как образ жизни
Демократия.Ру: Шевцова Л., Вперед, в прошлое! Или манифест стагнации
|