Работа над ошибками
Федотов М.
Что можно делать с ошибками? Можно их исправлять. Можно на них учиться. Можно не обращать на них внимания и множить, множить, множить. Последнее, оказывается, предпочтительнее. Именно такой вывод напрашивается, когда берешься анализировать новейшие сообщения с трассы движения нашего парламентского каравана к торжеству диктатуры закона над окружающей действительностью.
Самая свежая задача, поставленная перед караванщиками, – принять четвертую часть Гражданского кодекса, проект которой президент внес в Государственную думу сразу по завершении саммита. Вот уже полгода этот документ держит в напряжении как российских, так и иностранных творцов интеллектуальной собственности. Шутка ли: предполагается отменить все действующие в этой сфере федеральные законы (патентный, о товарных знаках, об авторском праве и т.д.), заменив их единственным разделом Гражданского кодекса точь в точь, как в ГК РСФСР 1964 года. А это означает, помимо прочего, отправку на свалку истории сложившейся за последние, не советские десятилетия правоприменительной практики, обычаев делового оборота, устоявшейся научной доктрины, учебников, комментариев... Сколько лет или десятилетий понадобится для выращивания чего-то удобоваримого, способного заменить выброшенное? Не удивительно, что проект вызвал крайне негативную реакцию крупнейших российских правоведов, многочисленных организаций правообладателей, Комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты... Всполошились и иностранные правительства, постоянно тыкающие нас носом в разгул так называемого «интеллектуального пиратства», наносящего многомиллиардные убытки как их собственным, так и нашим отечественным правообладателям. Они верно уловили, что законодательные новеллы чреваты новыми лазейками для всевозможного жулья, а значит, дополнительными убытками.
В какой-то момент казалось, что голоса, предостерегающие о возможной ошибке, услышаны. В ушах членов делегации Международной торговой палаты (ICC) еще звучат уверения Владимира Путина о том, что «не только в рамках подготовки к «восьмерке», но и в практической ежедневной работе мы будем сверять часы по этой проблематике через российских представителей Ай-Си-Си, для того чтобы понимать актуальную ситуацию на данный момент времени по проблемам защиты прав интеллектуальной собственности». Еще не высохли чернила на подписанной в Стрельне резолюции G8 о борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, где подчеркнуто приоритетное внимание к «совершенствованию и принятию законов, правил и /или процедур в целях обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности». Но лишь осела пыль от самолетов лидеров «большой восьмерки», как стало ясно: наш законодательный караван твердой поступью движется прежним путем, полагая всех, кто не принадлежит к числу седоков, погонщиков и верблюдов, не более чем привычными элементами пейзажа пустыни. И с этим еще можно было бы смириться, двигайся караван правильно, с толком, с умом, с перспективой. При таком раскладе можно было бы удовольствоваться и ролью постороннего наблюдателя, да и аплодировать гораздо удобнее не со сцены, а из зрительного зала. Но вот беда: наши законодательные караванщики ищут не правильный путь, а предначертанный, и потому они заранее готовы к тому, что принимают не закон, а его черновой набросок, имея в виду пренепременно переписать его набело когда-нибудь в будущем.
Именно в такой логике на минувшей неделе разбирался Совет Федерации со скандальными поправками в закон «О противодействии экстремистской деятельности». Казалось, всем было ясно, что законопроект, мягко говоря, сыроват, а его формулировки позволяют объявить экстремистами и тех, кто стучит кулаком по начальственному столу, и тех, кто режет правду матку, а заодно и всех тех, кто оправдывает подобное гражданское поведение. Но на то, чтобы вернуть в нижнюю палату законопроект, кстати, инициированный не президентом, а группой депутатов от разных фракций, у сенаторов рука не поднялась: ведь если подобные проекты прямо-таки пролетают все три чтения, значит, это кому-нибудь в Кремле нужно. Единственное, чего удалось добиться от своих коллег бесстрашной сенаторше Людмиле Нарусовой, так это протокольного поручения «Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и Комиссии Совета Федерации по информационной политике подготовить с учетом состоявшегося обсуждения... предложения по законодательной инициативе Совета Федерации, касающиеся устранения возможных противоречий в квалификации понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность» и «критические выступления» физических и юридических лиц, для рассмотрения палатой в период осенней сессии 2006 года».
Итак, сенаторы решили дать жизнь закону-уродцу, публично признавая при этом его, мягко говоря, несовершенство. Полагаю, что точно так же поступит и президент, своей подписью под законопроектом запуская юридическую мясорубку, способную поломать немало судеб за тот период времени, пока парламент не исправит ее врожденные уродства. Не удивлюсь, если и четвертой части ГК РФ будет уготована подобная участь. Зачем, спросит наивный читатель, делать заведомые законодательные ошибки? Ведь от них одни убытки! А затем, ответит его опытный собрат, что если в одном месте что-то убудет, то в другом – обязательно присовокупится.
Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.
24.07.2006
Статья опубликована в газете "Новые Известия"
Постоянный URL статьи http://www.newizv.ru/news/2006-07-24/50702/
___________________________________________________
"Борьба с пиратством - это когда со злыми дядями, которые бесплатно качают музыку и фильмы, борются добрые дяди, которые бесплатно качают нефть и газ". (Неизвестный автор).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
Демократия.Ру: Бовт Г., Усталость побеждает...
Демократия.Ру: Лев Сигал, Черным пиаром займется государство
Демократия.Ру: Токарева Е., Сначала - неизлечимая болезнь. Потом - кончина в грязной ночлежке
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
|