27 пропавших сенаторов
Укрепление вертикали власти переходит из области политической риторики в русло рутинно-бюрократического процесса претворения в жизнь решений президента и правительства. Вскоре после вступления Владимира Путина в должность, в максимально короткие сроки были приняты некоторые лаконичные по объему, но судьбоносные по значению федеральные законы. К числу подобных, безусловно, относится и закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года.
Конечно, можно радоваться, что к парализации деятельности нашего парламента эта реформа не привела, но, из 178 предусмотренных законом сенаторов, в Совете Федерации сейчас находится лишь 151, причем из них 35 направлены туда уже в соответствии с новым порядком. А где же остальные почти пятнадцать процентов? Затерялись в дебрях новой системы получения мандатов членами Совета Федерации.
Законодательное собрание Нижегородской области приняло закон "О порядке избрания и назначения членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ от области". После долгих споров были сняты разногласия по срокам полномочий будущих сенаторов и другим позициям. Камнем преткновения был срок полномочий представителей. Итоговая формулировка закона такова: оба сенатора назначаются сроком на четыре года, но оба в любой момент могут быть заменены новыми. Дело в том, что федеральный закон требует избрания (назначения) сенаторов на срок полномочий соответствующего органа, т.е. либо на губернаторский, либо на парламентский срок. Хотя заложенный в законе дамоклов меч в виде возможности отзыва в любой момент может вызвать в дальнейшем возражения со стороны сенаторов. Не добавит это, безусловно, стабильности в работе верхней палаты нашего парламента, но может быть прибавит особое ощущение ответственности будущим членам Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий ни в федеральном, ни в законе субъекта не обозначается никакими основаниями.
Таким образом, после избрания в марте 2002 года нового депутатского корпуса сенатор от областного парламента не подлежит автоматической замене, но исключать такую возможность он тоже не должен. Представителя от исполнительной ветви власти назначает единолично губернатор. Но затем в течение двух недель Законодательное собрание вправе наложить на кандидатуру "вето" - отклонить ее двумя третями депутатских голосов, что тоже способно породить определённые коллизии с федеральным законодательством. Ведь в федеральном законе прописано право регионального парламента двумя третями голосов отклонить назначение сенатора от исполнительной власти без указания жестких временных рамок. Формулировка «на очередном или внеочередном заседании» никак не подразумевает столь строгие ограничения.
Так что хотелось бы увидеть в полном составе Совет Федерации. Тем более, что крайний срок формирования в новом составе – 1 января 2002 года – стремительно приближается.
|