Демократия.Ру




Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. Сенека Младший (4 до н.э.-64 н.э.), римский философ и писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:56

Обновлено: 24.10.2006  Версия для печати

Они готовили материалы по Чечене для Международного Военного Трибунала

Дмитриевский С.

12 октября суд Нижегородской области принял решение о ликвидации Общества российско-чеченской дружбы. Суд удовлетворил иск прокурора Нижегородской области Владимира Демидова о признании деятельности ОРЧД, нарушающей федеральный закон «Об общественных объединениях».

Общество российско-чеченской дружбы — известная общественная организация, базирующаяся в Нижнем Новгороде. С 2000 года активно занималась оперативным распространением информации о ситуации с правами человека на Северном Кавказе, отстаивала интересы жертв военных преступлений, помогала детям и инвалидам, пострадавшим в ходе военного конфликта. Издавала газету «Право-защита». Ежедневно на собственном сайте ОРЧД публиковались пресс-релизы с информацией о нарушении прав человека в Чечне.

Мы беседуем с исполнительным директором ликвидированного общества Станиславом ДМИТРИЕВСКИМ.

— Какой была главная цель работы вашего информагентства?

— Поставлять гражданам и СМИ, международным и правозащитным организациям независимую информацию из Чеченской Республики. Альтернативную официозу. И теперь, учитывая последние события, я с большой гордостью вспоминаю, как покойная Аня Политковская приезжала свидетелем на предыдущий суд по поводу нашей газеты «Право-защита» и говорила судье: «Ваша честь, если бы у меня как у журналиста хоть раз возникло сомнение в ценности этой информации, я бы ею не пользовалась».

Аня постоянно пользовалась нашей информацией. Часто эта информация становилась поводом для ее командировок.

Еще ею пользовались зарубежные организации — например, рабочая группа по расследованию исчезновения людей в Чечне при ООН, различные структуры при Совете Европы, ПАСЕ.

Но эта информация не являлась самоцелью. Мы помогали тем, о ком писали, пройти реабилитацию, лечение, выехать за границу. Мы еще выступали как правозащитники.

Моя коллега Оксана Челышева только что вернулась из Варшавы, со встречи в ОБСЕ. Там проводился брифинг на тему запрета пыток в ходе контртеррористических операций. Мы выступали как эксперты, приводили следственные факты. На этот раз официальная российская делегация присутствовала, хотя раньше подобные встречи игнорировались.

— После гибели основного эксперта — Анны Политковской — кто еще остался на этом информационном поле?

— Мы и грозненский «Мемориал».

— Сможете работать дальше?

— Мы ограничены в наших маневрах. Но если прокуратура рассчитывает, что, ликвидировав нас, она заставит нас замолчать, я должен донести до г-на прокурора, что для этого надо лично нас ликвидировать. Мы будем работать, искать новые организационно-правовые формы. Решение в законную силу не вступило. Мы будем обжаловать его в Верховном суде.

— А каким будет ваш основной аргумент?

— Во-первых, аргумент в том, что новая редакция закона о неправительственных организациях, по которой нас ликвидировали судом первой инстанции, неконституционна. Соответственно, будет жалоба в Конституционный суд. Что касается остальных нарушений, которых у нас, как блох, наловили — там в налоговую 50 рублей недоплатили, тут несанкционированный митинг, — то по этим мотивам можно сейчас ликвидировать любую организацию. И мы будем говорить о принципе соразмерности.

— Вы можете на некоторое время свернуть информационную деятельность и заняться только благотворительной?

— А для чего тогда существовать? Мы приняли нашим маленьким коллективом решение: защищаться будем, но от информации не отойдем. Теряется смысл. Так рассуждали журналисты и сдавали окоп за окопом, пока не осталось никого, кроме «Новой газеты» и «Эха Москвы». Я считаю, что после первого подобного компромисса будет другой и третий.

— Давление на ваших чеченских журналистов со стороны Кадырова есть?


— Люди боятся. Страх в Чечне в отношении Кадырова зашкаливает, но пока провокаций не было. Хотя мы там достигли невозможного — нашим людям доставляли повестки в суд. Я считаю: это показатель того, что правильная позиция и давление международных организаций оказывают сдерживающее влияние.

— Скольких вы потеряли?

— Одного нашего волонтера. Он был участковым милиционером в Автурах. Он всегда сопровождал наших людей в поездках.

— Круг сжимается. На кого будете рассчитывать?

— Вчера на электронный ящик мы получили предложения помощи от незнакомых людей. Это русские люди, живущие за границей.

— Как нижегородские СМИ освещают историю с вашей ликвидацией?

— Как ни странно — адекватно. Прокуратура решила пойти по пути минимизации скандала. Они не дают комментариев и исключают из дела политическую составляющую.

— А сколько уголовных дел, по вашей информации, было возбуждено?

— Точно не скажу, мы никогда их не считали. Только в течение последнего месяца мы направили пять дел группе экспертов при ООН по насильственному исчезновению людей в Чечне. По одному из этих дел получили ответ, что они отправили встречный запрос в правительство РФ. Это десятки дел.

— Какой у вас прогноз?

— Тяжелый период. У нас же очень важный проект начался. Я не готов утверждать, что очередная серия давления с ним связана, но это нужно учесть. В мае мы с Политковской его обсуждали и к сентябрю получили финансирование. В 2003 году ПАСЕ было заявлено, что, если ситуация в Чечне будет продолжаться, мировое сообщество рассмотрит вопрос о создании трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечности в Чечне. Мы занялись подготовкой юридической базы для этого трибунала. Это серьезное исследование, в котором нарушения в Чечне, во-первых, будут оценены с точки зрения международного уголовного права как преступления против человечности. Во-вторых, в итоге появится и список лиц, подозреваемых в совершении этих преступлений. А международное право отличается от российского тем, что ставит вопрос об ответственности военачальников и командиров, вплоть до самых высших. Понятно, кто там появится из подозреваемых. С Аней мы говорили две недели назад об этом. Договаривались уже о конкретных материалах.

Беседовала Наталья ЧЕРНОВА

23.10.2006

Статья опубликована в Новой Газете, № 81 от 23 октября 2006 г.

Постоянный URL статьи http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/81n/n81n-s17.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Ковалев Г., Потому что государственные

 Демократия.Ру: Козенко А., Персоны нон гранта. НКО могут быть разорены налогом на прибыль

 Демократия.Ру: Людмила Алексеева: Власть ведет продуманное наступление на жизненные интересы граждан. Газетная версия выступления на конференции «Другая Россия»

 Демократия.Ру: Драконовские законы "настоящего демократа"

 Демократия.Ру: Фирсов А., Власть, НКО и благотворительность

 Демократия.Ру: Алексеева Л., Зачем душить НКО?

 Демократия.Ру: Азуан А., Политика и экономика гражданского общества

 Демократия.Ру: Об атаке властей на демократическую оппозицию и гражданское общество. Обращение правозащитников

 Демократия.Ру: Убита Анна Политковская

 Демократия.Ру: Масальцев М., Бей чужих, чтоб свои боялись




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта