Демократия.Ру




Мы, экономисты, в отличие от политологов, можем не заглядывая в конституцию сказать, это авторитарный режим или демократический. Не глядя за процедурами выборов. Это определяется по тому, как формируются налоги, на каком уровне они устанавливаются. Связан Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:57

Обновлено: 10.11.2006  Версия для печати

Контроль насилия: Идет охота на верволков

Антон Олейник

Сообщения в средствах массовой информации о «Русском марше», проведенном 4 ноября в ряде городов России от Владивостока до Калининграда, и о «заговоре» против действий правительства по наведению порядка на алкогольном рынке появились с интервалом всего в несколько дней. Совпадение выглядело бы чисто случайным, если не задумываться о некоторых тендециях в решении конфликтов и управлении насилием, которые и отразились в этих двух не связанных между собой на первый взгляд событиях.

Франко-американский антрополог Рене Жирар в книге «Насилие и священное» описывает ряд методов решения конфликтов и локализации насилия, которые позволяют обществу сохранить целостность и избежать состояния войны всех против всех. Наряду с институционализацией насилия, то есть его успешной монополизации государством в лице судебной и правоохранительной систем, особый интерес представляют альтенативные варианты контроля насилия.

Во-первых, насилие может быть направлено «вовне», на аутсайдеров, тех, кто не является полноправным членом общества. Агрессия, генерируемая в результате трений и конфликтов внутри общества, направляется на жертву-субститут: чужестранца, одного из «них», а на не того из «наших», кто стал ее непосредственной причиной. Во-вторых, жертвой насилия вместо тех, чьи действия породили конфликт или агрессию, могут назначить кого-то из «своих», «наших». «Козла отпущения» (сам термин имеет больше общего с ритуальными жертвами, чем с общепринятым в «разборках» сравнением с конкретным животным) назначают исходя из критерия доступности или наименьшей ценности для социальной группы по сравнению с непосредственным виновником. В-третьих, агрессия может направляться на «оборотней», «ведьм» и «монстров», которым вменяются запретные желания и действия по их осуществлению. Если доминирующие в обществе стремления и интересы представляют угрозу устойчивости социальной системы и объявляются отклонением от нормы, оборотнем может оказаться любой. Контроль насилия тогда заключается в методическом поиске оборотней «в средней полосе», среди «своих».

Если вернуться к «странному совпадению» во времени «Русского марша» и антиправительственного «заговора», то в первом случае нетрудно увидеть элементы поиска жертвы-субститута в лице выходцев из Средней Азии, Кавказа, «нелегальных иммигрантов» в целом, ведь все они – «чужие», в отличие от «своих», «наших» (национальность или гражданство в данном случае используется лишь для проведения четкой границы между «своими» и «чужими»), а во втором – пример назначения «козла отпущения». Действительно, ответственными за кризис на алкогольном рынке и растущее число отравлений суррогатами, в том числе более двух сотен (в сентябре-октябре) – со смертельным исходом, назначены ряд «своих»: трое заместителей федеральных министров и пока неназванные «заговорщики» из числа отечественных производителей алкоголя.

Альтернативы институционализации насилия активно используются как представителями государства, так и самими россиянами – в повседневных взаимодействиях. Предствители государства, например, недвусмысленно указали на грузин и других выходцев из Казказа как источник бед на российских рынках (понаехали, дескать, тут). Они же выступили в роли спонсоров движения, само название которого несет весьма красноречивый месседж: «Наши». А недвусмысленное указание на «зарубежный» след в деятельности неправительственных организаций? «Свои» ведь не могут критиковать власть, это, по мнению ее представителей, делается по указке «оттуда» и на «их» деньги.
Не менее значимая роль отводится и поиску «оборотней», которые при ближайшем рассмотрении оказываются повсюду: в погонах, в судебных мантиях и даже в штатском. Интересно, что инкриминируемые «обортням» действия являются обычными для российского государственного аппарата: их обвиняют в коррупции с использованием откатов и взяток. В этих условиях «оборотнем» может потенциально оказаться любой государственный служащий, стремящийся к тому же, что и другие, и использующий те же средства. Вина «оборотня» заключается лишь в том, что он забыл убрать с лацкана офисного пиджака «волчий коготь» от своего другого наряда, чем и облегчил публичное разоблачение.

Россияне думают и действуют в тех же категориях. Движение Против Нелагальной Иммиграции (ДПНИ) и другие организаторы «Русского марша» солидарны с мнением, что источник большинства проблем следует искать в среде инородцев, «чужих». Баланс позитивных и негативных оценок грузин по данным на ноябрь 2006 г., к примеру, является резко отрицательным: о хорошем к ним отношении, по данным Левада Центра, заявляют 32% россиян, о плохом – почти в два раза больше, 58%. Еще больше, 74%, поддерживают проведение проверок компаний, принадлежащих грузинам, по «национальному признаку».

Отношение к чеченцам попадает в другую категорию: их формальный статус российских граждан, накладываясь на негативное в целом восприятие свидетельствует об их превращении в глазах россиянина в «козлов отпущения». По данным Фонда Общественное Мнение (ФОМ) на начало 2003 года, например, большая часть россиян, проживающих в городе (селе), где пока нет чеченцев, не одобрила бы их появление по соседству (число одобривших меньше меньше почти в 5 раз).
Что касается оборотней в повседневной жизни, то, пожалуй, лучше всего идею их скрытого присутствия удалось выявить не методами социологических опросов (что и не удивительно – кто же признается?), а литературными средствами, в рассказе «Проблема верволка в средней полосе» (1991) В. Пелевина и его же романе «Священная книга оборотня» (2004). Оборотень, если верить предложенной автором реконструкции российской повседневности, потенциально живет в каждом из нас, только вот не все это осознают.

Если и власть, и россияне используют одни и те же средства контроля насилия и агрессии, то почему вместо ожидаемой в таком случае идиллии наблюдается периодическое «взаимное непонимание» и трения между ними? Так, власти попытались запретить проведение «Русского марша» или как минимум вытеснить его на периферию населенных пунктов. Только ли в «перегибах» при следовании генеральной линии дело?

Дискомфорт и растущая озабоченность представителей власти по поводу инициатив населения в поиске жертв-субститутов, козлов отпущения и вервольфов могут объясняться, во-первых, неспособностью монополизировать насилие и управлять им действительно современными методами (М. Вебер в классическом определении государства во главу угла ставит именно монополию на легитимное использование насилия его аппаратом). Что-то не то происходит в обществе и государстве, если насилие управляется теми же методами, что и в Древней Греции (Жирар делает свои выводы на основе анализа древнегреческих трагедий), или в Советском Союзе образца 1930-ых годов (процессы над «вредителями», «шпионами» и другими нелюдями).

Во-вторых, сами представители власти занимают нишу в социальной структуре, идеально подходящую для превращения при случае в «козла отпущения»: они находятся и внутри общества («свои») и вне его («чужие») в силу своего привелигированного положения. Королям в древнегреческих трагедиях по этой причине была часто уготована незавидная судьба жертвы, приносимой на алтарь порядка. В более близких к нам во времени вариантах трагедий представителям властной элиты тоже не всегда удавалось отказаться от этой ключевой по законам жанра роли. Достаточно вспомнить расправу над семьей Николае Чаушеску в 1989 году в Румынии или над Мухаммедом Наджибуллой (президент Афганистана с 1986 по 1992 год) и его братом в 1996 году. Может быть, все дело в осознании риска перенесения погромов с палаток и кафе инородцев на «священное», – офисы представителей власти?


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Олейник А., Уличные протесты как зеркало русской контрреволюции

 Демократия.Ру: Олейник А., Потешная палата

 Демократия.Ру: Олейник А., Перед заходом солнца

 Демократия.Ру: Олейник А., Шаг к укреплению формальной демократии

 Демократия.Ру: Олейник А., Ритуальное заклание

 Демократия.Ру: Олейник А., Господи, сколько же можно?

 Демократия.Ру: Олейник А., Повелитель крыс




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта