Россия должна быть вполне удовлетворена исходом референдума
Игрунов В.
- Состоялся референдум в Южной Осетии. Что этот референдум значит для простого жителя страны?
- Сегодня идет довольно ожесточенная борьба вокруг Южной Осетии. Приводятся разные аргументы. В частности, грузинские власти говорят о том, что существуют силы в Южной Осетии, которые стремятся к единству с Тбилиси, есть российские войска, которые, по сути, носят оккупационный характер, что Южная Осетия де-факто аннексирована Россией и много других версий. Эти версии мешают и политическим переговорам Южной Осетии с Тбилиси, они мешают работе миротворческих войск. Кроме того, создается очень много политических проблем на международном уровне. Для того, чтобы облегчить себе жизнь, южно-осетинские власти решили провести референдум, чтобы показать, какое количество людей желает существования в рамках грузинского государства, а какое количество ориентировано на независимость и существование с Россией. Вот это и должен был показать референдум.
- Если говорить о прогнозах, то как будут развиваться события в связи с этой ситуацией?
- Сам референдум по большому счету не будет иметь никаких юридических последствий. Дело в том, что сама республика сегодня непризнанное государство. Более того, Европа, международные структуры, США заранее заявили, так же как и Грузия, что они не будут считаться с этим референдумом, они не считают его законным. И в этих условиях использовать результаты референдума для принятия каких-нибудь политических решений, например, для признания Южной Осетии со стороны других государств было бы крайне затруднительно и рискованно для того государства, которое идет на этот шаг. С другой стороны, такое ясное проявление воли осетинского народа дает очень весомые аргументы для диалога с Тбилиси. И с этим совершенно невозможно не считаться. Если в мире не произойдет событие, выходящее за пределы общего течения, например, признание Косова как независимого государства, то тогда этот референдум будет очень серьезным аргументом в пользу предоставления независимости Южной Осетии. Это как бы вклад в копилку политического будущего Южной Осетии. И естественно, что сейчас мы не можем ожидать никаких серьезных изменений. Сейчас этот референдум помогает сохранить статус кво, статус для российских миротворческих сил, которые будет теперь гораздо сложнее выдворить с территории Южной Осетии, чем если бы этого референдума не было. И Грузия, судя по всему, уже дает сигналы России и другим странам, что она готова отступить о своей жесткой позиции и искать политическое решение для юго-осетинской проблемы.
- Как Вы считаете, как Россия отнесется к данному референдуму?
- Россия неизбежно должна защищать своих граждан, которых очень много в Южной Осетии. Для нее очень важно, чтобы политическое волеизъявление народа соответствовало тем действиям, которые проводятся со стороны России. Важно, чтобы здесь не было противоречия между действиями России и ожиданиями российских граждан на территории Южной Осетии, а также южноосетинского народа, который является неотъемлемой частью осетинского этноса. И в этом смысле Россия должна быть вполне удовлетворена исходом этого референдума, и может его использовать как политический аргумент в своем диалоге с Грузией и с другими странами.
Россия, конечно, не только знала о проведении этого референдума – он был оглашен – но и оказывала поддержку в проведении этого референдума. Вряд ли его легко было бы провести без поддержки миротворческих войск, которые находятся на территории Южной Осетии. И, конечно, после такого результата Россия, безусловно, будет им пользоваться. Она не сможет апеллировать сегодня к результатам референдума для того, чтобы признать Южную Осетию. Но при обсуждении статуса Южной Осетии Россия, безусловно, может предъявлять результаты этого референдума, проводя сравнение с аналогичными документами в других странах. Если в Косово мы имеем более 90% голосов в поддержку независимости Албании, то и в Южной Осетии мы имеем приблизительно тот же результат. Если западные партнеры говорят, что нельзя рассматривать Южную Осетию в том же ключе, в котором рассматривается Косово, это особая проблема, то результаты референдума показывают, что ситуация в Южной Осетии не отличается от ситуации в Косово.
Вячеслав Игрунов
13.11.2006
Интервью опубликовано на сайте Игрунов.Ру
Постоянный URL интервью http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-civil/inter_relations/russ_sng/russ_sng-new/1163450914.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Гольц А., Сдача Абхазии
Демократия.Ру: Альбац Е., Игры пацанов
Демократия.Ру: Валентин Федоров: «То, что Россия делает в отношении Абхазии и Южной Осетии – это эрозия федерации изнутри»
Демократия.Ру: Становая Т., Двойные стандарты Президента Путина
Демократия.Ру: Малютин М., Бюрократический феодализм: жребий брошен
Демократия.Ру: Новоселов Н., Референдум в Чечне прошел. Что дальше?
|