Демократия.Ру




Здравая политика не считает себя вправе копаться в совести своих поданных. Буаст


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:56

Обновлено: 23.11.2006  Версия для печати

Хроника отмены выборов

Вишневский Б.

Этот процесс начался не вчера и даже не позавчера — «секвестирование» конституционных прав граждан на участие в управлении государством имеет уже четырехлетнюю историю, которую следует напомнить.

Сентябрь 2002 года — в федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» вносятся изменения, запрещающие проводить референдумы в последний год полномочий президента и Государственной Думы, а также запрещающие выступать с инициативой о проведении референдума во время общефедеральных избирательных кампаний. Тем самым запрет распространяется на большую часть каждого избирательного цикла, и возможности граждан инициировать референдумы резко сужаются.

Декабрь 2004 года — в федеральный закон «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вносятся изменения, предусматривающие, что высшие должностные лица (президенты и губернаторы) субъектов Федерации назначаются соответствующими региональными парламентами по представлению президента РФ. Тем самым граждане лишаются возможности выбирать глав регионов, которые становятся полностью независимыми от населения. В свою очередь, у губернаторов остается единственный избиратель, с которым следует считаться, — президент страны.

Май 2005 года — в федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» вносятся изменения, предусматривающие проведение выборов исключительно по партийным спискам. Тем самым граждане лишаются возможности выбирать по одномандатным округам депутатов, представляющих их интересы.

Июль 2005 года — в федеральный закон «Об основных гарантиях...» вносится целый ряд изменений. Вводится запрет на создание избирательных блоков на выборах всех уровней — тем самым мелкие партии лишаются возможности объединиться и общими усилиями пройти в парламент, а избиратели этих партий серьезно ограничиваются в возможности быть представленными в законодательных органах.

Снижается с 25% до 10% процент недостоверных подписей избирателей, при превышении которого партиям или кандидатам можно отказать в регистрации на выборах. В условиях, когда проверку подписей ведут встроенные в вертикаль избирательные комиссии и правоохранительные органы, это дает возможность отсечь от выборов любую неугодную партию.

Вводятся ограничения на работу наблюдателей на выборах: до этого их могла направить любая общественная организация, после этого — только партии, зарегистрировавшие свои списки на выборах. Тем самым резко ограничиваются возможности для независимого контроля за выборами.

Июль 2006 года — в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» вносятся новые изменения.

Политическим партиям запрещается выдвигать на выборах членов других партий. Таком образом, мелкие партии лишаются возможности объединять усилия, формально не создавая избирательные блоки (уже запрещенные), но выдвигая своих кандидатов по какому-то одному «базовому» списку, как это происходило на выборах Московской городской Думы в декабре 2005 года. Более того, тем самым партийность гражданина, по сути, становится основанием для ограничения его пассивного избирательного права.

Кроме этого, отменяется графа «против всех» на выборах всех уровней. Тем самым граждане лишаются возможности, голосуя «против всех», выразить недоверие всем допущенным к выборам кандидатам или партиям и добиться новых выборов. До этого — если против всех голосовало большинство избирателей — выборы признавались несостоявшимися.

Ноябрь 2006 года — принимаются новые изменения к федеральному закону «Об основных гарантиях...».

Отменяется минимальная явка на выборы не менее 20% избирателей (для выборов Госдумы — 25%, для выборов президента — 50%), при которой они признаются состоявшимися. Тем самым избиратели лишаются последней возможности, голосуя ногами, добиться новых выборов и выдвижения новых кандидатов, а сами выборы уже можно проводить без избирателей.

Далее: запрещается регистрация кандидатов, обвиненных в «экстремистской деятельности», в том числе имеющих непогашенную судимость за указанные деяния или административное наказание за изготовление и пропаганду нацистской символики. В условиях чрезвычайно расширительного толкования понятия «экстремизма» это создает дополнительные механизмы отстранения оппозиции от выборов. Тем самым вводится внесудебное ограничение избирательных прав граждан: Конституция не позволяет ограничить избирательное право гражданина, объявленного «экстремистом», — для этого надо, чтобы он находился в местах лишения свободы по приговору суда.

Наконец, запрещается агитация в телеэфире одних кандидатов и партий против других кандидатов и партий. Тем самым на выборах устраняются последние элементы политической конкуренции, оппозиция лишается возможности проинформировать граждан об ошибках власти, а граждане лишаются права об этом узнать.

Резюмируем: из ключевого политического механизма, позволяющего гражданам влиять на власть и добиваться ее замены на другую власть, более соответствующую их интересам, выборы все больше и больше превращаются в декорацию, стыдливо прикрывающую несменяемость российской власти. В этом на самом деле и состоит цель непрерывных изменений избирательного законодательства, проводимых «Единой Россией».

Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты»
20.11.2006

Статья опубликована в Новой Газете, № 88,
20 ноября 2006 г.

Постоянный URL статьи http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/88n/n88n-s45.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Драгунский Д., Разделение властей и народа

 Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов

 Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор

 Демократия.Ру: Вишневский Б.Л., Пять технологий подкупа избирателей

 Демократия.Ру: Рубинштейн Л., Урна с прахом

 Демократия.Ру: Кынев А., Агония власти

 Демократия.Ру: Кынев А., Время зачищать

 Демократия.Ру: Новопрудский С., Власть в себе

 Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта