Нового главу государства уже выбрали
Вардуль Н.
Думаю, перемены произойдут. Причем в направлении, многими давно приветствуемом. Если сейчас кто-то еще говорит о том, что в стране есть некий рынок, а некоторые даже помнят о декларируемом равноправии разных форм собственности, то новое сотрудничество крупнейших нефтегазовых российских компаний, причем, что немаловажно, государственных, ситуацию окончательно проясняет. Конечно, формально на сцене по-прежнему действуют оба хозяйствующих субъекта, так что при желании можно утверждать, что ничего существенного не произошло. Однако прописанные в соглашении правила общежития «Газпрома» с «Роснефтью» по существу означают, что по отношению к окружающей их среде они будут действовать как единое целое. На сугубо паритетных началах. И очевидно, что этот сдвоенный центр будет сердцевиной или ядром российской экономики, вокруг которого все остальное будет вращаться, борясь не на жизнь, а на смерть за максимально близкую к ядру орбиту.
Что именно будет вращаться - вопрос не праздный. Нашу жизнь в значительной мере определяет экономика. А лицо, хребет, кровь и мускулатуру экономики определит товарищество на вере «Газпрома» с «Роснефтью». На вере в нефть, газ и Кремль. Значит, выборы в совет директоров координационного комитета этой углеводородной пары будут гораздо важнее для нашей жизни, чем выборы в Государственную думу.
Можно сделать и напрашивающийся шаг в недалекое будущее. Говорят - и с полным основанием - что экономика, построенная на частной собственности, подталкивает политическую надстройку к усвоению принципов демократии. Однако в рамках самих хозяйствующих субъектов никто демократию культивировать не собирается. Как в бытность свою российским олигархом честно высказался Каха Бендукидзе, «демократия кончается на проходной моих предприятий». Это я к тому, что, на мой взгляд, паритетная кооперация «Газпрома» с «Роснефтью» по экономической логике должна завершиться их объединением. Впрочем, логика может быть и другой - за помолвкой довольно часто случается свадьба. Если углеводородная свадьба не состоялась сразу, то, очевидно, по политическим соображениям.
Уж больно мощный центр силы создается, он перечеркивает такое причудливое ублюдочно-демократическое свойство внутреннего устройства российской власти, как постоянное наличие противостоящих групп интересов или система сдержек и противовесов. Но все меняется.
2008 год не за горами. Владимир Путин не раз заявлял, что не допустит переделки Конституции «в интересах одного человека». Он же говорил, что намерен остаться в российской политике. И, понятно, не на последних ролях. Так вот, лучшая позиция для самого влиятельного российского политика - пост руководителя объединенной компании «ГазпромРоснефть» (ГР). Кто-то может напомнить высказывание Путина о том, что он «не видит себя в бизнесе». Но кто сказал, что глава такой компании, как ГР, будет бизнесменом? Конечно, он будет политиком. А президенту России ничего другого не останется, как согласовывать все свои шаги с ГР. Какой же это бизнес? Это залог стабильности нашей нефтегазовой (не путать с банановой) республики.
Николай Вардуль
28.11.2006
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://gzt.ru/business/2006/11/28/220155.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Провал операции "Газ в обмен на пенсию для Президента". Планы Путина на 2008 год теперь могут кардинально измениться
Демократия.Ру: Арсенин М., Нефть, газ и политика
Демократия.Ру: Каспаров Г., Империя нефти и газа
Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Любарская Е., Длинные уши Игоря Сечина. Игорь Сечин возглавил совет директоров "Роснефти"
Демократия.Ру: Погодин М., Путин займет место Ходорковского
Демократия.Ру: Рыклин А., Путин, Абрамович – одна сатана
Демократия.Ру: Дабагян Э., «Дедасо» – технология преемственности
Демократия.Ру: Лось Д., А ты голосовал за депутата-бабуина?
|