Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г.
Без сомнения, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по жалобе А.М. Траспова заставило серьезно задуматься всех руководителей избирательных комиссий и официальных лиц, определяющих политику в области избирательного законодательства. Признаны неконституционными нормы избирательного законодательства и практика их применения, в соответствии с которыми результаты выборов могут быть признаны недействительными только в случае, если в ходе выборов имели место такие нарушения избирательного законодательства, в результате которых невозможно с достоверностью установить результаты состоявшегося волеизъявления избирателей.
Конституционный Суд посчитал, что законодатель не может игнорировать влияния на действительность выборов существенных нарушений избирательных прав граждан, имеющих место при незаконном отказе в регистрации кандидату со стороны избирательной комиссии. В самом деле, с учетом того, что по таким кандидатам голосование не проводится, указанные нарушения как таковые прямо не влияют на волеизъявление граждан, проводившееся по другим кандидатурам. Однако незаконный отказ в регистрации кандидатов способен нанести самый серьезный ущерб для проведения подлинно свободных, демократических выборов. Это, в частности, происходит, когда власти оказывают давление на избирательные комиссии с тем, чтобы зарегистрированы были только те кандидаты, участие которых выборах дает заранее известный результат.
Теперь в соответствии с принятым Постановлением Конституционного Суда федеральному законодателю предстоит принять целый ряд серьезных мер, направленных на то, чтобы при установлении результатов выборов были максимально защищены избирательные права граждан. Эти меры должны быть направлены на одновременное решение сразу нескольких задач:
1. создать законодательные препятствия для необоснованного отказа избирательными комиссиями в регистрации кандидата либо аннулирования уже осуществленной регистрации.
2. усовершенствовать судебные процедуры рассмотрения жалоб кандидата на отказ в его регистрации, на отмену решения о его регистрации с тем, чтобы было обеспечено своевременное восстановление пассивного избирательного права. Для решения этой задачи в первую очередь следует урегулировать вопрос с установлением сокращенных сроков рассмотрения соответствующих жалоб кандидатов в кассационной инстанции;
3. предусмотреть в избирательном законодательстве (и прежде всего в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") возможность признания выборов недействительными если вопреки вступившему в законную силу до дня голосования решению суда избирательная комиссия не допустила кандидата (кандидатов) к участию в выборах.
Наиболее важным с точки зрения реализации решения Конституционного Суда и в то же время наиболее сложным представляется решение первой задачи. Для ее решения следует существенно сузить перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов и отмены (аннулирования) их регистрации, установленный в действующем избирательном законодательстве. В настоящее время поводами для исключения кандидата из избирательной кампании могут быть неточности в сообщении им информации о себе и своем имуществе в избирательную комиссию, отдельные малозначительные нарушения установленного порядка предвыборной агитации и т.п. При этом соответствующее решение принимается по усмотрению избирательной комиссии. Регистрация превращается в некую разрешительную процедуру, а зарегистрированный кандидат оказывается в положении обладателя некой временной лицензии на участие в выборах, которой его могут произвольно лишить практически в любой момент. Такого рода цензово-бюрократическая фильтрация кандидатов в корне противоречит Конституции Российской Федерации, гарантирующей проведение свободных выборов и осуществление гражданами принадлежащих им избирательных прав.
Полагаем, что основанием для отказа в регистрации кандидата может быть лишь несоблюдение установленных в законе условий осуществления пассивного избирательного права (наличие российского гражданства, достижение определенного возраста, дееспособность, лицо не должно находиться в местах лишения свободы по приговору суда) либо невыполнение требований закона, связанных с порядком выдвижения кандидата (сбор установленного количества подписей, внесение избирательного залога). Что касается всех иных нарушений избирательного законодательства со стороны кандидата, то основаниями для отказа в регистрации или аннулирования регистрации могут являться только такие действия кандидата, которые посягают на основы конституционного строя Российской Федерации, а именно возбуждают социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, направлены на захват власти, насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности государства, представляют собой пропаганду войны и терроризма. Использование такого рода критериев для применения к кандидатам санкций в форме отказа в регистрации либо аннулирования регистрации позволит значительно сузить возможность признания выборов недействительными на основании нарушений, допущенных избирательными комиссиями при применении избирательного законодательства, которые препятствуют осуществлению гражданами пассивного избирательного права.
д.ю.н. А.Е.Постников, к.ю.н. Л.Г.Алехичева
(Доктор юридических наук Александр Постников - автор многих монографий, статей и отдельных публикаций по вопросам избирательного права; Ляля Алехичева - адвокат, заслуженный юрист России, ведет "Горячую линию" на Демократии.Ру)
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
AKDI.Ru: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по жалобе А.М. Траспова
|