Эффект капитана Овсянникова
Латынина Ю.
В Читинской области расследуют убийство капитана ФСБ Александра Овсянникова. Расследовать, собственно, особенно нечего: капитана забили до смерти «черные» лесорубы. Как сообщает Читинская прокуратура, капитан приехал на лесоприемный пункт на личном автомобиле и потребовал у троих лесорубов предъявить документы на сдаваемый лес.
Те, будучи пьяны, стали бить капитана. Труп погрузили в машину, отвезли к селу Жимбиры и там сожгли в поле в стоге сена, забрав пистолет. И отправились по домам. Через два дня их задержали: пистолет и машина капитана Овсянникова так и были при них.
Во всей этой нехитрой бытовухе есть только один неясный вопрос. А зачем, спрашивается, офицер ФСБ в одиночку и на личной машине приехал на лесопункт?
Изобличать преступников?
Воля ваша, преступников так не изобличают. Не положено. Для этого выписывают ордер, собирают группу и пользуются служебным транспортом.
Если человек приехал один и на личной машине, но со служебным стволом и служебным удостоверением, скорее всего, он использовал служебный ствол в личных целях: крышевал этот пункт. Или пытался перебить крышу. И что-то там не сложилось между офицером и тремя пьяными подонками.
История капитана Овсянникова не исключение.
Ранним утром 1 сентября 2004 года участковый села Хурикау Султан Гуражев увидел ГАЗ-66, едущий по проселочной дороге. Участковый направился к машине, чтобы — как утверждают он сам и прокуратура – проверить у водителя документы. Как известно, в машине сидели террористы Хучбарова, ехавшие в Беслан. Участкового разоружили и усадили обратно в машину, и она поехала впереди ГАЗа, обеспечивая террористам свободный проезд. (Одна из заложниц, Инга Чеджемова-Басаева, рассказывает в своих показаниях, как она испугалась, идя к школе и услышав рев двигателя за спиной, но когда она обернулась и увидела, что в белой «семерке» сидит милиционер в форме, она тут же успокоилась, решив, что это прислали людей охранять школу.)
Вопрос: а зачем, собственно, майор Гуражев поехал навстречу ГАЗу? Считал, что там террористы? Так он что, хотел остановить их в одиночку? Считал, что это везут нелегальную нефть? Опять же, он что, хотел задержать преступников?
В одиночку бензовоз не остановишь. В одиночку можно только получить с него деньги. Один из осетинских милиционеров так и показывал на процессе: «Именно по этой дороге нефть шла из Ингушетии, Пседаха. Я работал там на дорожно-постовой службе (ДПС) и знаю эту дорогу. Ведь кто только ни стоит на этой дороге! Там не только сотрудники милиции стоят! Удивительно, как там пожарные не стоят. Из каких только ведомств там ни стояли (сотрудники): и 6-ой отдел стоял, и сотрудники милиции, и ФСБ».
ГАЗ-66 ехал мимо Хурикау. В селе – куча людей, и все друг друга знают. Семья Гуражева почему-то не встревожилась, когда, вместо того чтобы вернуться, майор поехал сопровождать грузовик. Представьте себе жену и мать, которые знают, что человек поехал проверить, не преступники ли в машине – и вдруг отправляется с этими преступниками дальше. Есть только один случай, при котором родичи не встревожатся: если так принято.
Спустя пару месяцев после убийства Пола Хлебникова начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин отрапортовал о завершении дела. По словам Пронина, к убийству были причастны двое чеченцев, Аслан Сагаев и Казбек Эльмурзаев, а арестовали чеченцев в тот момент, когда они удерживали заложника, бывшего дагестанского милиционера, а ныне бизнесмена Ахмед-Пашу Алиева. Мол, Алиев задолжал им крупные деньги, и оперативники, прослушивавшие телефон, решили, что жизнь заложника в опасности.
И все было б хорошо – но тут показания стал давать освобожденный заложник. По его словам, украли его вовсе не чеченцы, а трое офицеров ФСБ, Роман Сливкин, Олег Сачков и Дмитрий Фролов. Они занимались совместным бизнесом, продавали Алиеву какую-то там землю, Алиев им задолжал, его и украли. А потом перепродали знакомым чеченцам.
Капитана ФСБ Сливкина даже судили, но в ноябре этого года оправдали за отсутствием состава преступления. Ну какое, в самом деле, это преступление – кража человека с последующей перепродажей?
Капитану Овсянникову, майору Гуражеву и капитану Сливкину не повезло: один напоролся на пьяных преступников, другой – на бесланских террористов, третий нечаянно перепродал человека людям, которые попали под колпак милиции.
Они – случайное исключение.
А какова норма?
Юлия Латынина
22.12.2006
Статья опубликована в Ежедневном Журнале
Постоянный URL статьи http://www.ej.ru/comments/entry/5683/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Прибыловский В., Реестр олигархов в штатском
Демократия.Ру: Латынина Ю., Особисты. Нами правят вирусы
Демократия.Ру: Латынина Ю., Даниил Хармс и ингушские милиционеры
Демократия.Ру: Качуровская А., Итоги операции "Вихрь-антигрузин"
Демократия.Ру: Латынина Ю., Чекисты стреляют копеечку. Бизнесменов заставили скинуться на спецподразделение ФСБ
Демократия.Ру: Фирсов А., Потомучта! Два года условно за взятку инспектору ГАИ
Демократия.Ру: Установлена личность водителя заминированной машины
|