Демократия.Ру




У нас очень часто думают, что демократия - это такая удобная игрушка, которую можно приспособить к капризам и амбициям какого-то одного политика. Руслан Хасбулатов


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:33

Обновлено: 10.01.2007  Версия для печати

Дары без волхвов

Фаликов Б.

Празднование Рождества по новому стилю помогло бы православию уменьшить разрыв с российским обществом и христианским Западом

Левада-центр провел опрос общественного мнения, из которого выяснилось, что Рождество в этом году будут встречать 69 процентов россиян, причем в основном молодых, образованных, не бедных и проживающих в городах. Казалось бы, хороший повод Русской православной церкви возрадоваться – народ неуклонно возвращается к вере. Но не все так просто. Число тех, кто празднует Рождество, резко выросло в этом году (на 9 процентов) во многом потому, что россияне освоились наконец с мыслью, что этот праздник стал государственным и они получили зимние каникулы, длящиеся почти две недели. Для многих эти каникулы стали одним сплошным застольем, которое начинается 31 декабря и не сразу заканчивается после 7 января. Поэтому они могут с полным правом сказать, что Рождество справляют. Но остается ли в таком затяжном празднике религиозное содержание? Тревожным симптомом стало разграбление церкви и убийство в рождественскую ночь многодетного священника в свердловской области. Жажда наживы оказалась сильнее страха Божьего. Но и без таких экстремальных происшествий проблем с Рождеством хватает.

Те, кто бурно справляет Новый год, наверняка не блюдут Рождественский пост.

На это способны лишь истовые аскеты, которые отходят ко сну среди общего ночного веселья. Но даже они вряд способны лишить детей подарков, которые принято класть под елочку. Однако сказать им, что подарки эти знаменуют дары волхвов, поднесенные младенцу Христу в Вифлеемских яслях, они не могут. Их приносит Дед Мороз, к христианству никакого отношения не имеющий.

Церковь тратит немало сил на борьбу с язычеством, понимая под ним все что угодно – от кришнаизма до Бабы-яги. Нередко в язычники зачисляют и неверующих, в этом случае оплотом современного язычества оказывается секулярный Запад, который растерял свою христианскую веру и поклоняется молоху консюмеризма. Потребительский дух, и верно, силен, он действительно разыгрывается в сезон Рождества, об этом давно печалятся западные христиане. Но едва ли найдется в Европе или Америке хоть один ребенок, который не знал бы наизусть рождественских песенок и не получал подарки от Санта-Клауса, который, как ни крути, все же слегка замаскированный святой Николай, а не славянский божок зимнего леса.

Безбожникам-большевикам этот божок пришелся как нельзя кстати. Он помог им вытравить из народного сознания память о Рождестве, поскольку промывка мозгов начиналась с раннего детства. Поспособствовал и переход России на новый стиль. Отмечать старый Новый год сил хватало, а вот Рождество провалилось в черную дыру между 1 и 13 января. И вытащить его оттуда церкви до сих пор не под силу. Напрасно пытается она объяснить народу, что Новый год никакой не праздник. Уважаемый московский священник утверждает, что он никогда его не встречает: ну минул еще один год – чему тут радоваться? Можно и согласиться, а еще добавить, что в разных культурах новый год начинается в разное время, на Востоке радоваться году Свиньи начнут лишь через месяц. Но подобное резонерство вряд ли способно убедить многих, и новогодняя ночь наполняется таким грохотом китайских петард, что впору прятаться в бомбоубежище.

Все было бы проще, решись РПЦ перейти с юлианского на григорианский календарь, который есть не что иное, как исправленный юлианский.

Дело в том, что дата 25 декабря, установленная для Рождества в IV веке, каждое столетие отстает на один день от того отношения Земли к Солнцу, которое было зафиксировано юлианским календарем. Если продолжать его придерживаться, спустя несколько тысячелетий Рождество придется праздновать летом. Так что ничего криминального в новом календаре нет, если, конечно, не считать криминальным то, что его учредил папа римский Григорий X. Однако по нему давно живут не только западные христиане, но и подавляющее большинство православных церквей (11 из 15). И неплохо, надо сказать, живут.

Румынскому православию переход на новый стиль нисколько не помешал пережить мощный религиозный подъем, который делает его на сегодняшний день одним из самых активных в Европе.

Мы же предпочли компанию неправославных египетских коптов, которые изо всех сил цепляются за древность, включая юлианский календарь. Коптов понять можно, на них со всех сторон надвигается море ислама, их изоляционизм носит вынужденный характер. От кого спасается РПЦ?

Переход на новый стиль все расставил бы по своим местам. И постящимся было бы меньше искушений, и подарки бы детям клали под рождественскую елочку в память о младенце Христе, и венчала бы ее Вифлеемская звезда, а не бессмысленный наконечник или, хуже того, коммунистическая пентаграмма. Глядишь, и Новый год утратил бы свое языческое содержание, которое искусно поддерживала советская власть, и, по крайней мере для людей верующих, превратился в разговение после Рождественского поста. Правда, несколько затянувшееся.

Актуализировался бы и другой смысл Рождества, который не может оставить равнодушными и людей неверующих.

Ведь ни один другой христианский праздник не имеет столь широкого значения – он прославляет и тайну человеческого рождения, придавая ему космическое измерение.

«Ребенок – Бог, Бог – ребенок... Почему даже у людей, теплохладных к вере, даже у неверующих, не перестает радостно сжиматься сердце при созерцании в эти рождественские дни единственного несравненного видения – молодой Матери с Ребенком на руках и вокруг них волхвов с Востока, пастырей с ночного поля, животных, неба, звезды?» – писал протоиерей Александр Шмеман. Не это ли чувство наделяет такой силой рождественские стихи Иосифа Бродского, которого трудно назвать верующим христианином.

Смена церковного календаря помогла бы российскому православию не только уменьшить свой разрыв с обществом, но и снять одно из различий между собой и западным христианством. Вместо этого, настойчиво пестуя свою обособленность, оно исправно поставляет кирпичи, из которых возводится очередная стена между Россией и Европой.


Борис Фаликов
09.01.2007

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://gazeta.ru/comments/2007/01/09_a_1237929.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Колесников А., Тройной одеколон русской идеологии

 Демократия.Ру: Митрополит Кирилл заявляет, что демократия в России должна иметь свою специфику

 Демократия.Ру: Рощин А., Попы атакуют!

 Демократия.Ру: СМИ – под «церковный контроль»! Священнослужители настаивают на цензуре всех публикаций о себе




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта