Хорошему ЦИКу партии мешают
Самигуллина А.
Центральной избирательной комиссии во время предстоящей думской и президентской кампании придется стать главным шоуменом. В среду ЦИК утвердил бюджет информационно-разъяснительной работы в размере 200 миллионов рублей – в полтора раза больше, чем в 2003–2004 годах. Но интерес избирателей к выборам не гарантирован.
Центризбирком надеется, что явка на предстоящих федеральных выборах депутатов Госдумы и президента будет не меньше, чем в 2003-м и 2004 году. Хотя теперь порог явки избирателей отменен и выборы состоятся при любой активности, избирком сделает все возможное, чтобы люди пришли на избирательные участки.
На информационно-просветительскую кампанию будет затрачено 200 млн рублей, но оправдают ли себя эти затраты – большой вопрос.
На заседании в среду ЦИК одобрил проект программы информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний в 2007–2008 годах. Из бюджета страны на агитацию избирателей выделено 200 млн рублей – это в полтора раза больше, чем в 2003–2004 годах. «Основная цель программы – обеспечить наиболее полное информирование избирателей об их правах, предоставить исчерпывающие сведения о партиях и кандидатах с тем, чтобы граждане сделали осознанный выбор», – пояснил глава Центризбиркома Александр Вешняков. Он считает, что удастся привлечь внимание граждан к выборам, и пообещал, что «по результатам работы активность участия избирателей будет не меньшей, чем на выборах 2003–2004 года».
Доверять просветительскую работу кому попало ЦИК не будет.
«На реализацию программы выделены солидные средства, многие работы, такие как проведение социологических исследований, выработка рекомендаций и их сопровождение, будут осуществляться на конкурсной основе», – пояснил Вешняков. Судя по его словам, тендеры еще не начались. Он добавил, что ряд работ потребует «проведения специальных конкурсов среди СМИ». Хотя в том, что избирательная кампания станет темой номер один на телевидении и в печатных изданиях, глава избиркома ни секунды не сомневается.
В этот предвыборный период избирательная комиссия собирается более полно использовать и возможности интернета. По словам Вешнякова, на сайте ведомства появятся информационные программы и познавательные игры, в первую очередь ориентированные на молодых избирателей.
В остальном же новшеств никаких не предвидится. Средства, как сообщается в программе, пойдут на «социологические исследования и аналитическое сопровождение избирательного процесса, использование медиаресурсов и новых технологий в процессе информационно-разъяснительной деятельности, обучение организаторов выборов и других участников избирательных кампаний, размещение наглядной, уличной агитации, подготовку специальных учебных фильмов, в том числе многосерийного исторического фильма о выборах в России».
Эксперты не уверены, что ЦИКу удастся сохранить уровень явки избирателей – 55,75% на думских выборах в 2003 году и 71,31% на президентских. И дело здесь не в программе избиркома, а в самих участниках и характере российской политической ситуации.
«Главная проблема – это игроки, – считает директор Независимого института выборов Александр Иванченко. – В хороший театр идут, если там есть хорошие актеры, а не просто в театр». Чтобы избиратели устроили аншлаг на избирательных участках, «нужна другая конструкция политических партий, чтобы они стали интересны избирателям», пояснил эксперт «Газете.Ru». «А партии сейчас все на одно лицо, ничем не отличаются, все серые, все унылые, все скучные. Поэтому на этих артистов избиратель не пойдет», – сомневается эксперт в эффективности программы ЦИК. В том, что россияне без особого энтузиазма относятся к предстоящим выборам, стоит винить в первую очередь именно сами политические силы, поскольку они «скрываются от публичных форм работы партий, и поэтому явка падает».
В итоге обязанность рассказывать избирателям, насколько интересно и важно принять участие в голосовании, легла на Центризбирком. «Партии не слушали ЦИК, когда он говорил, что не надо отменять явку, надо быть осторожными с графой «против всех». Но партии решали свои шкурные интересы, а отдуваться придется ЦИКу. Но там не так много и денег, и сил, чтобы решить эту общенациональную задачу», – полагает Иванченко.
Тем не менее выделенный бюджет все же не копеечный, и при грамотном подходе можно провести эффективную агитационную кампанию. «Это, конечно, не газпромовские бюджеты на PR в десятки миллионов долларов в год, но сумма вполне адекватная – сопоставима с рекламным бюджетом крупной транснациональной корпорации, продвигающей лидера продаж (какой-нибудь «ровномото»)», – оценил расходы ЦИКа управляющий партнер «Группы Коммуникатор» Виктор Майклсон в беседе с «Газетой.Ru».
По его оценкам, «при эффективном использовании – качественной образовательно-пиаровской программы, да без откатов, такой бюджет мог бы реально сдвинуть «потребительские предпочтения» и повысить явку на проценты, если не на десятки процентов». Другое дело, что действительно эффективно освоить выделенные средства вряд ли удастся. Эксперт отметил, что единственная технология, которая используется для продвижения выборов и основных политических сил – это «телезомбирование, такое НЛП для широких масс». «Этим методом можно убедить людей остаться дома и смотреть «крутое зеркало», но убедить куда-то пойти и что-то сделать – мало реально», – Майклсон не исключает совершенно противоположного эффекта от такой кампании.
Алия Самигуллина
17.01.2007
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://gazeta.ru/2007/01/17/oa_228981.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Сигал Л., Черным пиаром займется государство
Демократия.Ру: Процесс мощения дороги начался
Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов
Демократия.Ру: Серова Н., Работа над образом врага
Демократия.Ру: Российский диагноз – политический пофигизм?
Демократия.Ру: Левченко А., Н...П
Демократия.Ру: Иличев Г., Страна лжи
Демократия.Ру: Панюшкин В., Контролировать всё!
Демократия.Ру: От Чечни не оставили слова на слове. Кремль спустил телеканалам террористический словарь
Демократия.Ру: Родин И., СМИ все же будут прикрывать на время выборов. А чтобы журналистам не было обидно, предложено сажать чиновников за использование административного ресурса
|