Стрельба по митинговым воробьям
Газета.Ру
Власть хочет плотнее контролировать демонстрантов. Но марши, как и выборы, граждан почти не интересуют.
Возможно, проще было бы в принципе взять и отменить всякие выборы, а кого надо, в том числе президентов, депутатов, мэров, назначать или утверждать келейно, по согласованию в узком кругу товарищей. Назначают ведь теперь губернаторов и сенаторов, равно как и членов Общественной палаты – и ничего, большая часть граждан считает Россию страной, твердо придерживающейся демократического курса. Возможно, проще было бы честно объяснить народу, что любые митинги и шествия проводятся только по свистку сверху. В конце концов, митинговали 70 лет исключительно по директиве свыше и под лозунгами, одобренными в компетентных органах. И, как показывает опыт массовых мероприятий, которые в последние годы полюбили устраивать власти, – будь то митинги против террора, будь то шествия против экстремизма – привычка маршировать куда и когда прикажет начальство, прилежно неся розданные плакаты и знамена, никуда не делась. Но, увы, этот простой путь нам пока не подходит: ведь все еще хочется числиться демократией, пусть и специфической, в глазах не только собственного непритязательного люда, но и привередливой западной общественности.
Отсюда – бесконечные изыски. Избирательное законодательство отшлифовано чуть ли не до дыр, и все для того, чтобы, не дай бог, кто по ошибке не проголосовал неправильно. Параллельно рихтуется смежное законодательство. Сейчас, к примеру, мы явно вступаем в информационно-насыщенный период дискуссий вокруг поправок в закон о шествиях и митингах. Группа думцев в очередной раз предложила ужесточить его нормы.
Общественная палата тут же начала критиковать эти предложения и наверняка будет героически бороться за смягчение ужесточений.
Депутаты считают, что надо запретить проведение любых митингов за две недели до и после выборов. Если ОП снизит ограничительный порог до одной, и это будет праздноваться как большая победа демократии.
На самом деле, и то и другое – пустые хлопоты.
Власти явно развлекаются стрельбой из пушек по воробьям, отчасти, чтобы создать видимость хоть какой-то политической жизни, отчасти, действуя по поговорке «у страха глаза велики».
Увеличивать избирательную бдительность (отменяя, например, порог явки), как усиливать контроль над митинговой стихией, нет никакой нужды. Ни выборы, ни митинги граждан, по большому счету, не интересуют. Не то что 70 лет большевистской диктатуры, но 7 лет путинской «диктатуры закона» вполне хватило, чтобы отбить охоту и к тому, и к другому. «Выбирать и не из кого и незачем» – это вполне универсальная формула отношения к выборам у тех, кто не попал под пропагандистское обаяние Путина, «Единой России» и не готов поддерживать никакие кремлевские проекты – ни партийные, ни персональные.
Количество желающих помитинговать тоже крайне невелико. Достаточно посмотреть на митинговую статистику последних лет. Самые серьезные выступления граждан были связаны с монетизацией льгот. Этот порыв (стихийный ли, организованный ли врагами России, беглыми олигархами, как уверяли власти, в данном случае неважно), кажется, исчерпал последние силы граждан: отыграв у государства часть отобранных преференций, россияне ни по какому поводу больше так дружно и ожесточенно не протестовали. Были отдельные волны возмущения, носившие, как правило, местный, региональный характер: выступления в защиту Олега Щербинского на Алтае, митинги в Кондопоге. В целом же манифестируют теперь в основном или профессионалы из числа сторонников власти, или из числа ее противников.
Статистика оппозиционных митингов скромна. Пикет после убийства Анны Политковской собрал 2 тысячи человек. Декабрьский «марш несогласных» Касьянова – 1, 5 тысячи. Все остальное – протесты против насилия и произвола в армии, против реформы ЖКХ, реформы образования и т.п. – и того меньше. Счет идет не на сотни и тысячи, а на десятки участников. Замеры социологов из месяца в месяц показывают одно и то же: жизнью недовольны многие, желающих бороться за свои права и интересы на площадях – сильно меньше (свыше 60% населения отвергают для себя этот способ борьбы) . Люди, не готовые выходить на улицы, даже когда у них вынимают деньги из карманов, точно не будут митинговать за политику.
«Оранжевых» манифестаций в России не может быть, потому что на них некому звать.
И на Украине, и в Грузии, и в Киргизии все было ясно: есть проворовавшаяся, завравшаяся и зарвавшаяся власть, и есть альтернатива ей, политическая сила, которая готова взять ответственность на себя, предложив другие правила игры. Неважно, что потом, когда альтернативщики брали власть, все получалось не совсем так, как виделось в пьянящем угаре митинговой стихии. Для того чтобы люди теоретически захотели выйти на майдан, они должны четко видеть, на какое светлое будущее им предлагают поменять мрачное настоящее. В России такого четко сформулированного предложения нет. Доблестные борцы с путинским режимом не могут объяснить свое преимущество перед теми, кто правит Россией сейчас.
И еще одно обстоятельство. Его условно можно было бы назвать митинговым разочарованием. Слишком часто за последние 15 лет последствия шествий и демонстраций оказывались противоположными тем, которых ожидали их простые участники.
В России, голосуй – не голосуй, митингуй – не митингуй, – результат один.
Поэтому властям уже нет нужды еще что-то запрещать. Скоро на митинги, как на выборы, будут ходить только из-под палки.
19.01.2007
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://gazeta.ru/comments/2007/01/19_e_1274401.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Пономарев Л., Политзаключенные и новый ГУЛАГ
Демократия.Ру: Родин И., Больше трех не собираться
Демократия.Ру: Становая Т., Явку выкинули в урну
Демократия.Ру: Кынев А., Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Вишневский Б., Хроника отмены выборов
Демократия.Ру: Козьма П., Основная тенденция 2005 года - складывание внесистемной оппозиции
Демократия.Ру: Клямкин И., Кутковец Т., Как нас учат любить Родину
Демократия.Ру: Кириченко Л., Очистка выборов от воли избирателей
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
|