Демократия.Ру




Привилегии чиновников — это выражение значимости тех людей, которые ничего не значат. В. Зубков


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:36

Обновлено: 06.02.2007  Версия для печати

Коми: от Спиридонова к Торлопову и обратно

Кынев А.

11 марта станет в Коми днем больших выборов – традиционно в регионе выборы регионального парламента (Государственного совета) совпадают с выборами органов местного самоуправления. Таким образом, жители региона будут одновременно выбирать не только депутатов Госсовета, но и мэров, и депутатов большинства городских и районных советов. Кстати, до начала 2000-х, выборов глав городов и районов в Коми фактически не было – по действовавшему в регионе порядку их с согласия местных советов фактически назначал глава региона (процедура, крайне напоминающая нынешнее наделение полномочиями губернаторов по представлению президента).

Вообще, политическая история Коми, начиная с начала 1990-х представляет причудливую спираль смены фаз довольно жесткой автократии и относительной либерализации правил политической жизни. В целом, можно определить тип электоральной культуры региона как либерально-конформистский. Аналогичное явление наблюдается в Карелии, Архангельской и Мурманской областях, а также в ХМАО – северных регионах с относительно высоким по российским меркам уровнем жизни и со слабым влиянием коммунистов. С одной стороны, партия власти не имеет подавляющего перевеса, с другой, – всегда больше среднероссийского уровня имеет некоммунистическая оппозиция. В 1993 и 1995 годах на думских выборах в регионе первое место заняла ЛДПР, в 1999 – "Единство", на президентских выборах 1996 года в обоих тура уверенно лидировал Ельцин, а в первом туре завышенные показатели получил А. Лебедь. На выборах Государственной Думы РФ в 2003 году "Единая Россия" получила 32,96 % (меньше среднероссийского уровня почти на 4 %), ЛДПР – 15,86 % (больше среднероссийского), КПРФ – 8,72 %, "Родина" – 8,63 %. По "версии Коми" в 2003 году, 5,63 % получило "Яблоко", 4,39 % – СПС, 3,8 % – блок Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости. Еще 5,81 % голосовали "против всех". Налицо правоориентированный конформизм со всплесками протестных голосований.

С начала 1990-х, до 2001 года, в регионе 12 лет у власти находился бывший первый секретарь обкома КПСС Юрий Спиридонов, который последовательно занимал посты председателя Верховного Совета Коми и главы республики. Политическая конфигурация региона в эти годы была довольно авторитарной – вся основная власть принадлежала главе РК, роль представительных органов власти была минимальной, а местное самоуправление фактически отсутствовало. Избирательные компании 1994-2001 годов в регионе были, как правило, крайне "организованными" и напоминали игры с заранее известным результатом. Основные вопросы решались не публичным демократическим, а закрытым, кланово-корпоративным путем. В республике был создан режим альянса различных кланов, опирающийся на экономические группы интересов. Номенклатурная "закалка" безусловно помогла Спиридонову создать эффективную, достаточно жесткую управленческую систему, в которую были встроены основные группировки. Спиридонова отличал довольно жесткий стиль руководства и в тоже время тактическая гибкость, умение обеспечить отсутствие видимого раскола в элите и завязать основные фигуры жесткими корпоративными узами. Силе региональной власти способствовало и то, что в республике, в отличие от областей, никогда не было назначенцев из Москвы (как известно, до 1996 года губернаторов областей назначал президент РФ), а руководитель региона получил легитимность через выборы. Кроме того, избрание руководителя региона произошло раньше выборов новой представительной власти, а формирование полноценных органов МСУ было задержано.

За эти годы республика пережила несколько периодов. В начале 1990-х в Коми сохранялась институциональная конструкция советского периода, где главным органом власти был Верховный Совет, избиравший председателя Верховного Совета и председателя Совета Министров. Таким образом, было два центра власти, конкуренция между которыми за влияние давала возможность развитию демократического процесса. Председателем Верховного Совета был Спиридонов, который представлял русское крыло местной номенклатуры, связанное с центрами топливной промышленности. Председателем Совета Министров был Вячеслав Худяев – коми по национальности. 17 февраля 1994 года Верховный Совет Коми принял новую конституцию, согласно которой, единоличным лидером республики становится глава РК, избираемый населением. Тем самым, были устранены институциональные причины властного дуализма. Соответственно, это привело к формированию намного более автократического режима власти и к снижению реальной роли демократического процесса. Концентрация власти в одних руках оправдывалась тем, что в условиях кризиса, переходного периода и неясности в политике федерального центра республике нужна сильная власть. На первых выборах главы РК 8 мая 1994 года соперником Спиридонова выступил Худяев, но неудачно. Таким образом, Спиридонов превратился в безальтернативного лидера региона.

Особенности политического процесса в Коми, несомненно, диктуются целым рядом экономических и географических особенностей региона, главной из которых является его сильная внутренняя диверсификация и до недавнего времени слабая интеграция входящих в состав республики территорий. Коми состоит как бы из трех поясов – угольного (север республики, Воркута и Инта), нефтегазового (географический центр, юго-восток и северо-запад региона – Ухта, Сосногорск, Усинск, Вуктыл) и лесопромышленного (юг республики – Сыктывкар и районы по течению Вычегды), при этом каждый из поясов по размерам с область центральной полосы. Причем, нормально транспортно связаны в основном только юг и центр. В советское время каждый из поясов был завязан на систему своего отраслевого министерства или ведомства и почти не взаимодействовал с соседними районами, в некотором смысле они были больше завязаны на Москву, чем на номинальную столицу Сыктывкар. При этом север и центр преимущественно русские по национальному составу, освоенные мигрантами и ссыльными в годы советской власти, а этнические коми в основном проживают на лесопромышленном и аграрном юге. Все это вместе дает наличие в республике нескольких довольно существенно отличающихся политических субкультур.

В результате, сформировались довольно самостоятельные местечковые элиты с отраслевым оттенком, а власти региона были скорее координаторами между этими отраслевыми группами. Так как внутренняя интеграция развивалась в основном внутри поясов, то известные в Сыктывкаре фигуры почти не известны в Воркуте, воркутинских политиков знают преимущественно только в Воркуте и Инте и т. д. Даже мэр Сыктывкара – скорее местечковая, чем общерегиональная фигура. Это касается и всей информационной системы – большинство республиканских СМИ являются реально сыктывкарскими, а в иных городах доминируют местные газеты, большинство политических событий и реакция на них не выходят обычно за пределы Сыктывкара. Ухтинцы слабо знают что творится в Сыктывкаре и совсем плохо, что происходит в Воркуте. В тоже время "сшивание" региона в последние годы усиливает переселение из северных угледобывающих районов на юг. В масштабах всего региона наибольшей известностью пользуется первое должностное лицо, у иных фигур, учитывая географическое положение региона, почти нет возможности добиться адекватной главе РК известности. Таким образом, заняв пост руководителя региона, любое лицо вскоре становится информационным доминантом. Это было одной из причин почти бесспорного доминирования Спиридонова в течение 12 лет, так как в регионе просто не было политиков, сопоставимых по известности с ним и у них не было ресурсов для того, чтобы этой известности добиться. В итоге лишь усталость от правления Спиридонова и предательство части его окружения привело к сенсационному избранию в 2001 году новым главой региона председателя Госсовета РК В. Торлопова (которого, похоже, тогда не ожидал и сам кандидат), который хотя и уступал Спиридонову по известности, но выделялся среди всех основных политиков региона. Таким образом, сами политико-географические особенности способствуют устойчивости центральной республиканской власти и в таких условиях сместить первое лицо региона до тех пор, пока оно само не сделает грубых политических или иных ошибок, практически невозможно.

В республике сложилась уникальная ситуация: представлен целый ряд крупных ФПГ, однако почти все они имеют разные интересы в непересекающихся отраслях. У "Северстали" интересы в угольной отрасли, у СУАЛа – в разработке бокситов, у "Газпрома" и "ЛУКОЙЛ" – в добыче нефти и газа, "Монди бизнес пейпа" контролирует Сыктывкарский ЛПК и т. д. Отношения республики с ФПГ как правило строятся союзнически – регион интересует уплата налогов и лояльность региональной власти. Общий интерес подкрепляет и взаимообмен менеджерами – бывшие республиканские чиновники переходят в ФПГ, а отдельные представители ФПГ переходят на работу в исполнительную власть.

Единственным элементом межкорпоративной войны можно считать ситуацию вокруг небольших нефтяных компаний после того, как "КомиТЭК" и "Коминефть" в 1999 году попали под контроль "ЛУКОЙЛа". В ходе приватизации власти республики сделали ставку на активное привлечение иностранного капитала, из "Коминефти" в совместные предприятия выводились наиболее ликвидные активы – перспективные и подготовленные к эксплуатации месторождения. Это является одной из причин дробления в течение всех 90-х нефтяной отрасли РК между множеством компаний, кроме того, власти республики намеренно избегали слишком сильной зависимости от одной крупной компании. После того, как "Коминефть" попала под контроль ЛУКОЙЛа , основной дружественной властям региона нефтяной компанией стало ЗАО "Северная нефть", перешедшее под финансовый контроль А. Вавилова. ЛУКОЙЛ начал многочисленные судебные войны с "Северной нефтью", которые сопровождались войнами информационными. После проигрыша Спиридоновым выборов главы региона руководство "Северной нефти" в итоге продало свой пакет акций "Роснефти" и, таким образом, в республику пришла еще одна крупная ФПГ.

С проигрышем Спиридоновым выборов 2001 года региональная элита пережила состояние шока: старая система власти, выстроенная вокруг конкретного лица, рухнула, а новая так и не выстроилась. На некоторое время в регионе воцарился "демократический хаос". Как показали первые годы пребывания у власти Торлопова, новый глава региона не имел ни собственных ресурсов, ни собственной команды, ни внятной стратегии управления регионом. Конец 2002 – начало 2003 года ознаменовали развал системы управления, выстроенной в регионе Торлоповым за первый год правления. Вершина исполнительной власти в течение 2002 выглядела так: первый заместитель главы республики А. Гришин, "простые" заместители главы республики Е. Лескин, Ю. Колмаков и В. Скоробогатова. Все – бывшие выходцы из команды Спиридонова (Гришин был в прошлом руководителем администрации главы республики, Скоробогатова – первым секретарем Российского союза молодежи, Колмаков – министром, Лескин руководил нефтяной компанией "КомиАрктикОйл").

Недовольство политикой главы РК выразилось уже в августе 2002 года, когда ушел в отставку его советник по вопросам промышленности Владимир Шахтин. В своих публичных интервью Шахтин прямо заявил о нежелании Торлопова встречаться с помощниками и обсуждать с ними реальные вопросы, отметив, что на самом деле большинство вопросов в Коми решают не те, кому это положено по должности, а "серый кардинал" Торлопова А. Зарубин. 15 декабря из администрации главы ушел и сам главный советник главы РК Александр Зарубин – он был назначен генеральным директором ЗАО "Ренова", контролируемого В. Вексельбергом. В январе 2003 года ушел с поста заместителя главы Республики Евгений Лескин, который предпочел должность генерального директора газпромовского ОАО "Страховая компания "СОГАЗ". Затем было объявлено о том, что Торлопов отзывает из Совета Федерации Р. Азимова, назначает вместо него Гришина и увольняет из заместителей главы республики Колмакова. Таким образом, через год после прихода к власти его команду покинули все назначенные им заместители, кроме Скоробогатовой. Данные решения, как стало уже традицией, были подготовлены в тайне и явились настоящим шоком для региона.

В администрацию региона пришла группа молодых бизнесменов-"варягов" из компании "Еврохим", входящей в группу МДМ. Новым первым заместителем главы республики стал представитель группы МДМ Николай Левицкий, который в 1994-1997 годы работал в Коми в качестве президента АКБ "Комибанк" (который в итоге обанкротился). Вместе с Левицким на посты заместителей главы республики были утверждены двое его коллег по "Еврохиму" Алексей Кабин (бывший первый заместитель генерального директора "Еврохима") и Павел Орда (бывший "простой" заместитель генерального директора той же компании). Стиль и топорные методы "варягов" почти сразу же вызвали недовольство региональной элиты, социология фиксировала неуклонное падение рейтингов губернатора.

В тоже время новая команда постепенно стала "закручивать гайки" – из администрации региона уходили все новые люди. Левицкий и Кабин в регионе долго не задержались и первым замом Торлопова стал третий "еврохимовец" – Павел Орда (именно он курирует экономический блок в регионе). На роль же главного "по политике" в администрации Торлопова выдвинулся петербуржец Алексей Чернов. До появления в 2002 году в Коми он работал в ОАО "Ленэнергоремонт" и ОАО "Петровский народный банк". Именно Чернова оппозиционная пресса (точнее её остатки – медленно, но верно устанавливался контроль над информационным полем – так в мае 2006 года была вынуждена "уйти" в интернет оппозиционная газета "Зырянская жизнь") считает главным "архитектором", в частности, манипулирования депутатским корпусом и настоящей информационной (и не только) войны, развернутой в регионе против глав целого ряда муниципальных образований и оппозиционных политиков.

Главными жертвами травли стали мэры Сыктывкара и Инты Сергей Катунин и Владимир Шахтин. Сначала, в 2003-2004 годы, при фактической поддержке республиканского руководства власти входящего в состав Сыктывкара Эжвинского района (это городской микрорайон, где расположено бюджетообразующее предприятие города, Сыктывкарский ЛПК) попытались организовать выход Эжвы из состава Сыктывкара и превращение её в отдельный город, был даже проведен референдум и принято соответствующее решение Госсоветом РК. Однако сторонникам Катунина удалось оспорить законность процедуры дробления города в Верховном суде. Позиции Катунина сильно осложняло то, что по уставу города мэр избирается депутатами. Чтобы укрепить позиции мэра, авторы проекта нового устава предлагали будущего главу городского округа избирать тайным голосованием всем населением региональной столицы. В начале 2005 года Катунин покинул "Единую Россию" и вступил в партию "Родина", вскоре возглавив её региональное отделение. 21 июня в городе произошла т.н. "тополиная революция" (в это время летел тополиный пух), когда часть депутатов городского совета МО "г. Сыктывкар" собралась вечером в здании Торгово-промышленной палаты и сместила со своих постов главу города Катунина и председателя совета МО Валентину Жиделеву. Это решение было крайне уязвимо с юридической точки зрения. Вскоре решения "торгово-промышленной сессии" были обжалованы в городском суде Катуниным и двумя депутатами горсовета. В своих заявлениях они указали, что заседание 21 июня прошло в отсутствие кворума и, что о его проведении не была информирована часть депутатов. Градоначальник также усомнился в наличии у совета права досрочно освобождать его от должности по политическим мотивам. 4 июля сыктывкарский федеральный суд временно приостановил решение горсовета о досрочном прекращении полномочий мэра до окончания судебных разбирательств. "Путчисты" с самого начала стали затягивать судебный процесс, не являясь на судебные заседания. В итоге суд, так и не дождавшись ответчика (повестки для него высылались на несколько адресов, но ни одна из них так и не была получена), удовлетворила заявления Катунина и его сторонников. Проигравшая сторона обжаловала решение суда, в частности, из-за того, что её якобы не информировали о месте и времени судебного заседания. В итоге коллегия Верховного суда Республики Коми 15 декабря отменила решение судьи Смирновой из-за того, что в процессе не участвовал ответчик Королев. Одновременно на Катунина оказывалось давление через возбуждение против него уголовного дела о клевете, по случаю неосторожных высказываний мэра в эфире местного "Русского радио" (он обвинил Торлопова в том, что последний "продался" олигархам). Измотанный борьбой Катунин 29 декабря 2005 года подал в отставку с поста мэра Сыктывкара. Новым главой города депутаты выбрали лояльного главе республики депутата Госсовета Коми Романа Зенищева.

Аналогичный сценарий с помощью привлечения на свою сторону части депутатского корпуса пытались организовать в Инте против Владимира Шахтина. Чтобы сорвать этот сценарий близкие к мэру депутаты коллективно сложили с себя депутатские полномочия, тем самым, заблокировав дальнейшую работу совета. Одновременно против Шахтина, как и против Катунина, было возбуждено уголовное дело. Сначала прокуратуре не понравился размер зарплаты Шахтина, затем прокуратура посчитала, что Шахтин не исполнил решение Арбитражного суда РК о приеме в муниципальную собственность объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения Северной железной дороги.

Усилению контроля Торлопова над регионом способствовали и трагические обстоятельства – от сердечного приступа 28 ноября 2005 года умер популярный и авторитетный председатель Госсовета Иван Кулаков. На его места пришла близкая к "команде Орды и Чернова" Марина Истиховская.

Таким образом, к концу 2006 года команда Торлопова установила над регионом почти полный контроль. И на предстоящие 11 марта выборы Госсовета Коми были определены правила, в первую очередь, удобные региональным властям: 7-процентый заградительный барьер, высокие избирательные залоги. Было также заблокировано увеличение числа избирательных округов. Сейчас в Госсовете РК всего 30 депутатов, то есть, с учетом нормы об избрании половины депутатов по партийным спискам, образовано всего 15 одномандатных округов, в результате, многие муниципальные образования региона, особенно районы юга республики, где проживает большинство этнических коми, фактически лишаются шансов иметь в Госсовете своих представителей). Даже при "автократичном" Спиридонове в Госсовете было 50 депутатов, которые все избирались по округам.

Таким образом, по иронии судьбы, избранный главой Коми на волне усталости от многолетнего правления Спиридонова Торлопов постепенно установил в регионе гораздо более жесткий политический и экономический режим, чем был при его предшественнике. Скорее всего, если бы были сохранены прямые выборы губернаторов, второй срок был бы для Торлопова очень и очень проблематичен. Сейчас же, при фактическом назначении губернаторов, даже отсутствие личной популярности и множественные конфликты с региональной элитой позволяют губернатору не только оставаться у власти, но и в довольно агрессивном стиле разбираться с местной оппозицией.

Как меняются общественные настроения в регионе показывает судьба бывшего главы республики. Так, на выборах Госсовета Коми в марте 2003 года баллотировавшийся в Усинске Спиридонов проиграл главе местного филиала ЛУКОЙЛа (что в условиях "корпоративного голосования" не удивительно), но уже в декабре 2003 года был избран депутатом Государственной Думы от Коми при явном противодействии региональной власти. Несомненно, что отношение к Спиридонову, при всей его личной неоднозначности, оказывается своего рода индикатором отношения к Торлопову и нынешнему руководству региона.

Неудивительно поэтому, что на выборах Госсовета Коми именно на символическую фигуру Спиридонова решила сделать ставку "Справедливая Россия" и схватка между "эсерами" во главе со Спиридоновым и единороссами во главе с Торлоповым несомненно приобретает особое значение. Речь даже не о том, какой список займет первое место (первое место "Единой России" с учетом подавляющей разницы в ресурсах не вызывает сомнений), а о том, каким будет разрыв между партиями и какова будет динамика голосования за "Единую Россию" по сравнению с 2003 годом. И чем больше процентов получит "Справедливая Россия", тем более ясно будет выражено недоверие нынешнему руководству региона. Личность много переосмыслившего и сумевшего оценить истинные свойства многих бывших подобстрастных соратников Спиридонова в современных условиях превращает выборы, конечно, не в реванш части старой элиты над молодыми и агрессивными "варягами" (и сам Спиридонов, и окружение уже совсем иные), а в своеобразный референдум по отношению стилю и методам нынешних властей Коми.

Вслед за Торлоповым в списке "Единой России" идут председатель Госсовета РК М. Истиховская и известная лыжница Раиса Сметанина. На четвертом месте – член Совета Федерации от Госсовета Евгений Трофимов, далее – председатель совета директоров "Севергазнефтестроя" В. Габуев, генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" В. Муляк, генеральный директор ООО "Севергазпром" А. Захаров, председатель Воркутинской организации Независимого профсоюза горняков Е. Шумейко. В списке также советник Главы Коми С. Хахалкин, председатель Федерации профсоюзов Д. Лукашенко, глава администрации Сыктывкара Р. Зенищев, заместитель генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Ф. Гельман, директор по работе с регионами ООО "РН – Северная нефть" Ю. Лисин и другие.

В списке "Справедливой России" после Спиридонова идут бывший заместитель главы Коми Вера Скоробогатова, депутат Госсовета Лев Зайцев и бывший мэр Сыктывкара, лидер регионального отделения Сергей Катунин. На седьмом месте – глава администрации Инты Владимир Шахтин. То есть в списке партии сконцентрировались самые яркие фигуры нынешней региональной оппозиции. В ответ в региональных СМИ против лидеров списка уже началась мощная контркампания.

Явно не без подачи администрации региона "до последнего" сопротивлялись появлению списка "Справедливой России" в таком формате бывшие лидеры региональных организаций РПП и часть прежней организации РПЖ. В итоге экс-лидер местных "пенсионеров" Тамара Кузьминых демонстративно в кампании не участвует (все её участия в выборах в прошлом завершались безрезультатно), а бывший член РПЖ "афганец" А. Пасечник оказался вторым номером списка партии "Народная воля". Возглавил же список "Народной воли" президент Региональной общественной организации "Коми Пол" (Правозащитная Общественная Лига) Н. Збаражский. Что интересно, четвертым номером "Народной воли" оказался бизнесмен с не самой однозначной репутацией Сергей Шалыгин (многие сыктывкарцы помнят фонд "Жилье Север-Инвест").

Шансы "Народной воли" на успех крайне сомнительны, впрочем как и регионального "Яблока" во главе с почти десять лет выпускавшим на местном ТВ популярную программу "Телекурьер" Н. Моисеевым. Во многом из-за личных конфликтов с Моисеевым региональную организацию "Яблока" покинули многие изначально входившие в неё депутаты и бизнесмены (одно время была даже фракция "Яблока" в сыктывкарском горсовете). В итоге, кроме зампреда ухтинского горсовета Валерия Торлопова в списке партии практически нет сколько-нибудь заметных личностей.

Список СПС в Коми, впрочем, как и в иных регионах, возглавил лидер партии Никита Белых. За ним в списке идут председатель регионального отделения, руководитель управления Росприроднадзора А. Попов и директор "Центра досуга и кино "Октябрь", худрук театра "Фантастическая реальность" Л. Иванова. Как представляется, успех партии в регионе будет находиться в прямой зависимости от того, хватит ли на Коми финансовых средств партии и политтехнологов из работающей на СПС команды Антона Бакова.

А вот бывший кандидат СПС в Госдуму РФ на выборах 2003 года от Коми скандально известная журналистка Александра Бушуева теперь второй номер списка ЛДПР (первый номер – руководитель группы компаний ООО "Север-Медиа Пресс" Михаил Брагин). Координатор регионального отделения Валерий Бабков – только третий. Учитывая электоральную историю региона, в Госсовет ЛДПР пройти должна, но сказать сегодня с каким именно процентом, крайне затруднительно.

В случае консолидации левого избирателя шансы на попадание в Госсовет есть у КПРФ (хотя много голосов КПРФ конечно не соберет) – список компартии возглавили депутат горсовета Сыктывкара, президент ООО "Дороги Коми" Александр Рогов (в конце 1980-х он был заместителем председателя Верховного совета Коми), первый секретарь ухтинского горкома А. Остроглазов и лидер коммунистов Коми Л. Мусинов. Однако в организации КПРФ не все ладно. Накануне начала компании большинством голосов общего собрания Ухтинской местной партийной организации было принято решение выразить недоверие первому секретарю рескома КПРФ Мусинову "за беспринципность, нарушение партийной этики и Устава КПРФ". А в Печоре было сказано, что, по инициативе Мусинова, в партийный список кандидатов в депутаты Госсовета Коми был предложен коммерсант, готовый внести в избирательный фонд три миллиона рублей.

Кроме того, выдвигали списки, но не предоставили в установленный срок документы для регистрации АПР, Партия социальной справедливости и Социалистическая единая партия России (СЕПР). СЕПР во главе с главным редактором юмористисеского журнала "Чушканзi" ("Оса") Г. Хатанзейским официально заявил о том, что партия не будет участвовать в предстоящих выборах депутатов парламента. В первую тройку списка АПР входили лидер организации Николай Давыдов, директор ГУП Республики Коми "Птицефабрика Зеленецкая" Николай Черный и председатель территориальной организации профсоюза работников АПК Николай Шарыпов.

Помимо захватывающей кампании на выборах Госсовета не меньшие страсти кипят и на муниципальных выборах. Так, похоже, отменяются выборы мэра Инты, на которых победу скорей всего одержал бы оппозиционер Шахтин. Некий гражданин, позднее поддержанный прокуратурой обратился в суд Инты с заявлением о признании выборов незаконными. Интинский суд оперативно рассмотрел дело и своим решением признал назначение выборов незаконным.

Демонстративно заявил о своем уходе и старожил среди корпуса глав городов и районов, известный и за пределами региона мэр Воркуты Игорь Шпектор. Он объясняет свой шаг "равнодушным отношением к проблемам города со стороны ряда руководителей администрации главы Коми". По его словам, их политика в распределении республиканского бюджета стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. В регионе никто не сомневается в том, что "ряд руководителей" – это, в первую очередь, первый заместитель главы региона Павел Орда.

Возмущение местных элит и структур гражданского общества агрессивной политикой властей региона налицо. Ощущая мощный прессинг, сил на сопротивление хватает не всем. Так, отказалась от нового выдвижения в Госсовет Коми один из самых ярких оппозиционных депутатов Л. Завьялова. Хватит ли у остальных сил оказать сопротивление работавшей последние несколько лет без сбоев административной машине, покажет голосование 11 марта.


Александр Кынев
05.02.2007

Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/material15496.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Гусева Д., Партии наголо. Местные элиты используют региональные выборы для сведения счетов

 Демократия.Ру: Любарев А., Наши выборы еще не декорация. Пока

 Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы и состояние гражданского общества в регионах России

 Демократия.Ру: Кынев А., Кризис cистемы Титова

 Демократия.Ру: Кынев А., Новые избирательные инициативы: отчуждение общества от власти




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта