Соревнование первых
Портников В.
Кто сейчас помнит, как при назначении премьер-министром России Михаила Фрадкова новому главе кабинета ставилась задача сформировать компактное, не перегруженное заместителями премьера правительство? Кто вспоминает, как расставались с вице-премьерскими портфелями члены нового кабинета, а относительно единственного оставшегося вице-премьера журналистам было специально объяснено, что он никакой не первый. Первые вице-премьеры остались в прошлом.
И в будущем. Вначале на пост первого вице-премьера был назначен глава президентской администрации Дмитрий Медведев, теперь - оставивший ради приставки к должности пост министра обороны Сергей Иванов. И если назначение первым вице-премьером Дмитрия Медведева мотивировалось исключительно необходимостью сосредоточиться на пресловутых национальных проектах, то Сергей Иванов в новой должности будет заниматься практически тем же, чем он и занимался на посту "простого" вице-премьера - с опреленным расширением функций, разумеется. Но то, что приставка "первый" для Иванова означает прежде всего уравнивание в табели о рангах с Медведевым, практически очевидно.
И неудивительно. Потому что первый вице-премьер в России - больше чем первый вице-премьер. В прошлом он вовсе не был заместителем главы правительства. Его наличие в кабинете означало наличие еще одного центра власти. Вспомним Анатолия Чубайса. Олега Сосковца. Сергея Степашина (и ельцинское "не так сидим!"). Николая Аксененко. Но сегодня первые вице-премьеры - это вовсе не альтернативные премьер-министры. Это вице-президенты.
Поскольку сам премьер-министр не рассматривается в качестве возможного соискателя президентской должности и при всем своем аппаратном влиянии воспринимается как сугубо технологическая фигура, элите, привыкшей к тому, что в ельцинские времена именно премьер обозначал преемника, приходится искать "вице-президента" на другой должности. Сама последовательность кремлевских действий как бы подразумевает простой ответ на вопросы ищущих: сегодня "вице-президент" - это первый вице-премьер. "На ваши вопросы ответит министр обороны Иванов" - сказал президент интересующимся в Мюнхене. Вопросы есть? Вопросов нет.
Но в этой схеме есть определенная нестыковка. Почему же их двое? Теперь уже окончательно двое. Это явно сбивает номенклатуру с толка, заставляет выдвигать разнообразнейшие версии - кто кого победит, или не победит, а просто власть поделят. Но есть и еще одно предположение: что вся схема - обманка.
Ведь в привычной системе координат первый вице-премьер - все равно никакой не преемник. Преемник - премьер-министр. Это всё равно как в советское время - когда умирал очередной генсек, в его преемниках числился кто угодно - и первый секретарь Московского горкома, и первый секретарь Ленинградского обкома, и первый секретарь ЦК Компартии Украины. Но наследником всегда становился секретарь ЦК по идеологии. И получалось - кто не успел занять эту должность - тот опоздал. Или вот еще пример поближе по времени: когда умер Ниязов и главой государственной комиссии по организации похорон был назначен никому дотоле неизвестный министр здравоохранения, вначале предполагали, что на эту должность потому и назначили врача, что "тяжеловесы" борются за власть. Но оказалось, что в Ашхабаде руководствовались привычным подходом. Ниязов, казалось бы, все разрушил в системе управления, сделал так, что в стране не было и быть не могло второго лица. Но должность главы комиссии по организации собственных похорон даже он не мог отменить. А ведь известно: кто хоронит вождя, тот ему и наследует.
Но поскольку политических похорон Владимира Путина не предвидится, главе государства нет никакой нужды рушить сложившуюся систему власти. Двум преемникам не бывать. Рано или поздно кто-то из них - или кто-нибудь третий - станет премьер-министром страны. И только тогда мы и узнаем имя нового президента страны по версии Владимира Путина.
Виталий Портников - публицист
16.02.2007
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/article.php?id=4165
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Виноградов Д., Преемник, дублер и трое посторонних
Демократия.Ру: Пусть скажет царь. Главный вопрос российской политики - кто сменит Владимира Путина
Демократия.Ру: Шевцова Л., Тотальная логика гибридной системы
Демократия.Ру: Бовт Г., Президент Медведев
Демократия.Ру: Новопрудский С., Власть в себе
Демократия.Ру: Шевцова Л., Бессилие Путина
Демократия.Ру: Калинина Ю., Выбора нет
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
Демократия.Ру: Россияне не узнают преемника
Демократия.Ру: Перестановки в правительстве: комментарии экспертов
|