Пенсионеры особого значения. Почему пенсия "слуги народа" в десятки раз больше, чем у самого народа
Нестерова О., Петров А.
На днях мне стукнуло 60, пора пополнить многомиллионную армию российских пенсионеров. Потопал с пачкой документов в отделение Пенсионного фонда по Ленинскому району Самары. Помпезное здание с фасадом из затемненного стекла. Внутри тоже солидно. На мониторе высвечивается номер очереди. Жду среди двух десятков пожилых мужчин и женщин, когда он появится на главном табло. За стеклянными перегородками с пенсионерами беседуют сотрудники. Бегущая строка с гордостью извещает, что Пенсионный фонд внедрил электронное управление очередью. Потом та же строка не меньше десятка раз поприветствовала меня от имени фонда. Культурно!
Наконец табло выдает мой номер, и охранник, в помощь электронике, пальцем указует мне нужную кабину. И вот сижу перед строгой дамой, которая вооружается лупой и начинает изучать мою трудовую книжку. Хочется поежиться, вот-вот тебя в чем-нибудь уличат. Так и есть: два года, которые я отработал инструктором по туризму в спортклубе "Ангара", в трудовой стаж не зачитываются. Печать должна быть спортклуба, а не профкома - вот в чем причина. Объясняю, что в советские времена многие турбазы и спортклубы своих печатей не имели, а их сотрудники входили в штаты профкомов. Но непреклонная дама обязывает меня сделать запрос в Ангарск, а потом прийти для оформления пенсии. Или мне сделают расчет без этих двух лет.
Пишу заявление, что согласен на начисление пенсии с исключением из стажа двух пресловутых лет. Я уже на все согласен, лишь бы не слышать этого менторского, отработанного на безропотных стариках, тона.
Через несколько дней - звонок. Мне не засчитывают еще около года - не нравится какая-то запись, сделанная четыре десятка лет назад. Чувствую себя куренком, которого ощипывают по перышку. Внутри бурлит Везувий, хотя понимаю, что сотрудники фонда всего лишь исполняют указания и инструкции.
Предварительные расчеты мне сделала на основании Федерального закона N 173 от 17 декабря 2001 года Ольга Грязнова - руководитель группы в отделе по начислению пенсий. Сидящие справа и слева сотрудницы пренебрежительно фыркали, когда я пытался разобраться в механизме, придуманном под руководством небезызвестного Михаила Зурабова.
Наворочено в этом механизме много: базовая часть пенсии, страховая, индексы... Оказалось, что моя зарплата в те годы, по которым делается расчет, была выше средней по России в 13 раз! Но пенсию я буду получать в пределах 4 тысяч рублей - в два раза меньше, чем сейчас средняя зарплата по стране. Это за 43 года непрерывной работы. Ну кто объяснит мне, где здесь здравый смысл? Чем руководствовались чиновники, которые готовили закон N 173, депутаты Госдумы, которые его принимали, и сенаторы, которые его утверждали?
Неужели и они гнут гордые выи и терпят подобное обхождение, когда приходят в фонд, чтобы разобраться со своим пенсионом? Оказывается, не гнут. Вместе с региональными чиновниками они составляют особую касту госслужащих, пенсии которым рассчитывают по отдельному закону. Кто сколько получает - это секрет от народа, который кормит легионы "белых воротничков".
- Чтобы не было политических инсинуаций, - очень грамотно мне объяснила причину засекречивания этих сведений начальник общего отдела областного фонда Светлана Царева.
"Инсинуации", однако, есть. Народная молва утверждает (и никто не опровергает), что, например, Галина Светкина, экс-министр социальной защиты областного правительства, получает пенсию почти в два раза больше, чем Герой Советского Союза Иван Ваничкин. Он форсировал Днепр со своей противотанковой пушкой. На захваченном пятачке земли восемнадцать дней отбивал атаки. Из расчета остался один. Взрывом снаряда Ваничкина контузило, засыпало землей. Когда откопали - думали, не жилец.... Но он выжил, получил Героя. Про него и его друзей написаны "Батальоны просят огня". Ваничкин получает обычную пенсию плюс 25 тысяч (компенсация за утраченные льготы) как Герой. А бывший чиновник областного значения Светкина - около 50. Ну как о такой пенсии можно сказать ветеранам войны и труженикам тыла, которые проливали кровь на полях сражений или сутками не отходили от станков? Если довести до народа такой расклад, действительно могут возникнуть инсинуации. Понятно, почему знакомые чиновники отводят глаза и помалкивают, когда разговор заходит об их пенсии. Не только государство, но и сами они оберегают итоговую тайну личной трудовой жизни. Я не за уравниловку, но, согласитесь, трудно объяснить, почему у депутатов самарской губернской Думы пенсия, с учетом депутатского и обычного трудового стажа, от 20 до 30 тысяч рубликов, а бывший токарь Иван Гончаров, который мальчонкой встал за станок в годы войны и отработал 53 года, 6 месяцев, 8 дней (все посчитал!), стал инвалидом второй группы - получает 5,5 тысячи рублей. Просил повысить, чтобы хоть на лекарства хватало. Бесполезно. Ему объясняют вежливо все - от министра финансов Кудрина до сотрудницы Пенсионного фонда, - что прибавка к его пенсии губительна для российской экономики, что раскрутится маховик инфляции и всем же будет хуже, что прибавка к пенсиям в среднем по стране составила аж 20 процентов...
- У чиновников нет ни капли совести,- говорит больной 80-летний старик на все эти лукавые доводы. Потому что он знает: для себя чиновники, министры и депутаты придумали совсем другие аргументы и совсем другую старость.
В советские времена тоже были разные пенсионеры. Если обычный квалифицированный рабочий на заслуженном отдыхе получал 120 рублей в месяц, то пенсионеры республиканского значения имели на 3 - 4 десятки больше. Плюс один раз в год - бесплатная путевка в санаторий. Были пенсионеры и союзного значения - как правило, крупные руководители, выдающиеся ученые и деятели культуры. Но и они не получали в 10 - 15 раз больше, чем обычный рабочий.
Сегодня обычный пенсионер официально признан обузой. А те, кто у кормушки, потихоньку сделали себя гражданами немыслимого значения - непонятно, за какие заслуги. Треть российских граждан живет в нищете. Среди острейших социальных проблем - преступность, наркомания, коррупция. А судьям и прокурорам регулярно повышают зарплату, а значит, и пенсию, которая уже в десятки раз больше, чем у тех, кого они призваны защищать. Общество разделено не только мизерными заработками одних и многомиллионными доходами других, чем обеспокоен президент. Еще унизительнее расслоение среди пенсионеров. Одни - в шоколаде, другие в нищете.
- Терпеть это унижение больше нельзя,- заявил мне председатель областной федерации профсоюзов Евгений Егоров.
Профсоюзы готовят акции протеста. Лично я тоже встану в их ряды, хоть и понимаю, что новые социальные потрясения стране не нужны. Понимают ли это чиновники-функционеры из "Единой России", которая называет себя правящей и ответственной за все, что происходит в стране? Именно она обещала во время недавней предвыборной кампании увеличить зарплату до 25, а пенсии - до 10 тысяч рублей. Если эти обещания не пустой звук, то нужно спешить, пока миллионы людей не вышли на улицы.
ПЕНСИИ ПРЕЗИДЕНТОВ
Пенсия первого президента СССР Михаила Горбачева составляет 40 МРОТ, то есть примерно 44 тысячи рублей. А вот первый президент РФ Борис Ельцин удачно "попал" под указ своего преемника Владимира Путина, и теперь его пенсия составляет 75 процентов от должностного оклада: сейчас это примерно 80-90 тысяч рублей. Нынешний глава государства после ухода в отставку тоже будет получать три четверти от своей последней зарплаты.
КОММЕНТАРИЙ "ТРУДА"
Себя любимых и ближний чиновничий круг законодатели не обидели. Позаботились, чтобы и на пенсии госслужащие не бедствовали. В федеральном законе N 166 от 2001 года есть 14 статья - о размерах пенсий для чиновников, где сказано: общая сумма не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального служащего. Допустим, получал депутат Госдумы 60 тысяч рублей - иди на заслуженный отдых с 45 тысячами. А для рядового ветерана действует другой закон - N 173 (о трудовых пенсиях), и тут пенсионный потолок - 3-5 тысяч рублей. Такой неправедный закон нельзя расценить иначе, как использование депутатами служебного положения в личных целях. Своего рода коррупция.
Региональные законодатели не отстают от федеральных, хотя в бюджетах большинства регионов нет лишних денег. Им даже проще, поскольку сами вправе устанавливать всевозможные надбавки к пенсиям. Спрашивается, за какие такие заслуги перед Отечеством? Что они такого сделали стране, если ценят свой чиновничий труд выше и дороже, чем, например, заслуженных летчиков-испытателей, штурманов? Их - заслуженных! - в стране осталось всего десятка два, и, куда ни обращаются герои: в правительство, в администрацию президента, нет им повышения пенсии. А что за подвиг совершают столоначальники, что уравняли себя в правах с инвалидами войны, с Героями Советского Союза, Соцтруда?
В аппарате уполномоченного по правам человека РФ рассказали историю про пенсионерку, которая несколько лет судилась из-за недоплаты и выиграла 1 руб. 20 коп. Говорит: "Вам это - копейки, а мне - пачка цитрамона". Почему так плохо живут наши пенсионеры? Нам объясняют: у Пенсионного фонда не хватает средств. Третий год - дыры в бюджете, только в 2007 году дефицит составляет 88 миллиардов рублей. Да еще с демографией нелады: скоро некому будет кормить стариков. Поэтому надо экономить. В Свердловской области, например, специалисты ПФ отказали в выплате пособий и пенсий полуторагодовалому ВИЧ-инфицированному ребенку. Сэкономили. Может, за эту "вредность" чиновникам и дают надбавки?
А КАК В ДРУГИХ РЕГИОНАХ?
ВЛАДИВОСТОК Рядовой депутат законодательного собрания Приморского края ежемесячно на руки получает 82 тысячи рублей. Пенсия народного избранника составляет 75 процентов от этой суммы, то есть 61 500 рублей. У председателя законодательного собрания жалованье составляет 135 000 рублей. Умножьте на те же 75 процентов и узнаете, какая пенсия его ждет. Официально оклад рядового депутата составляет 12 тысяч рублей. Но тут вступают в действие различные надбавки, которые депутаты сами себе начисляют: за ненормированный рабочий день 200-процентное увеличение оклада и т.д.
У начальника департамента (министра) администрации Приморского края пенсия будет примерно 37 500 рублей.
Дмитрий ЛАТЫПОВ, соб. корр. "Труда"
БРЯНСК В декабре 2005 года депутаты Брянской областной Думы приняли закон "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности", который выделил чиновничество в привилегированную касту. Максимальный размер пенсии у государственного мужа может достигать 65 процентов от среднемесячного заработка. При этом в состав среднемесячного заработка включается их ежемесячное денежное содержание, а оно намного выше обычного оклада. Еще два года назад содержание, например, председателя областной Думы составляло 66 тысяч рублей. Даже обычный председатель комитета облдумы сейчас может рассчитывать на пенсию в 20 или даже 30 тысяч рублей, у руководителя законодательного органа, отдавшего госслужбе не менее 15 лет, она перевалит за 42 тысячи. В той же весовой категории находятся губернатор и его заместители. А ведь новый закон сохранил за чиновниками доплаты к пенсиям, которые им установил еще закон 1997 года.
Председатель областного пенсионного фонда Олег Клюев сказал, что его ведомство назначает бывшим чиновникам только обычную пенсию - по старости, то есть немногим более 3 тысяч рублей. Весь остальной внушительный довесок "устанавливается руководителем соответствующего государственного органа Брянской области". Причем размер пенсии ежегодно в соответствии с правовым актом губернатора Брянской области умножается органом социальной защиты на индекс потребительских цен.
Александр Федосов, соб. корр. "Труда"
ВОЛГОГРАД Пенсионное обеспечение в России - кроссворд, разгадать который могут только посвященные. К примеру, один мой знакомый, вышедший на пенсию четыре года назад, получает двадцать с хвостиком. Нынешняя власть учла, что он всю свою сознательную жизнь проработал в партийных органах, а потом в новых российских властных структурах. Не крупным начальником, так, средней руки чиновником. Но льготный стаж набежал приличный. Вот и обеспечивает его государство по полной программе. А другой знакомой, зав. кафедрой в крупном вузе, доктору наук в прошлом году начислили... 2500 рубликов. Хорошо, что силы позволяют ей работать. Один из местных главных театральных режиссеров, народный артист и лауреат всяческих премий получил от родной страны аж 3 тысячи. Но он, слава Богу, тоже в силах и способен заработать себе сам и сегодня. Кстати, экс-чиновник как-то жаловался мне, что пенсион его маловат, вот если б чин у него был на ступеньку повыше, так он бы сегодня 30 тысяч имел. А если б депутатствовал, так и вообще все 40...
Михаил ВЕРЖБА, соб. корр. " Труда"
ПЕНСИЯ ДЛЯ ЗВЕЗДЫ
А вот как выглядит пенсия всенародно любимой актрисы Нонны Мордюковой, которая на протяжении полувека служила кино, народу, стране, создав на экране десятки выдающихся образов в фильмах, ставших классикой отечественного и мирового искусства. Нонна Викторовна, недавно выписавшаяся из больницы, где она провела несколько трудных месяцев, ни на что не жалуется. Человек редкой жизнестойкости, неиссякаемого юмора, она вполне довольна своей, как выразилась актриса, "нормальной, тихой пенсией". И все же по нашей просьбе Нонна Викторовна взяла пенсионную книжку и озвучила свои поступления за последний месяц.
- Основная пенсия -
4 421 руб. 61 коп.
- 1 000 рублей - надбавка от президента РФ особо выдающимся деятелям культуры. "Раньше была 500 рублей, - прокомментировала Нонна Викторовна, - теперь вот подросла вдвое".
- "Еще 856 рублей 11 копеек - это, - предположила Нонна Викторовна, - так называемая лужковская надбавка.
- Еще раз в квартал Мордюкова получает порядка 1500 рублей от Союза кинематографистов России. На этом все.
Читайте, сравнивайте, думайте...
Нестерова Ольга , Петров Александр
соб. корр. "Труда", Самара
23.03.2007
Статья опубликована в газете Труд, № 048 за 23.03.2007
Постоянный URL статьи http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200703230480101
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: В чем Дума отказала народу
Демократия.Ру: Рыжков В., Брежневская матрица путинского режима
Демократия.Ру: Серова Н., Народная демократия прямого действия
Демократия.Ру: Романовский А., Кому помешал бесплатный проезд
Демократия.Ру: Смолин О.Н., Проблема демократии в посткоммунистической России: некоторые вопросы теории
Демократия.Ру: Дмитриева О., Пенсионеры поднимаются в цене
Демократия.Ру: Биянова Н., Работать дольше придется уже "в обозримом будущем"
Демократия.Ру: Фирсов А., Власть, НКО и благотворительность
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
|