Нужный человек
Виноградов Д.
Во вторник ЦИК избрал нового председателя: бывшего физика и депутата Госдумы Владимира Чурова, не имеющего юридического образования, зато бывшего коллегу и знакомого Владимира Путина. К выборам 2007-го и 2008 года Кремлю в ЦИК был нужен именно человек, не состоящий ни в одной группе влияния, кроме президентской.
Первое заседание нового состава ЦИК собрало аншлаг – одних журналистов было не меньше сотни. На заседание пришли также многочисленные чиновники, депутаты, сотрудники аппарата ЦИК. Пришел замглавы администрации президента Владислав Сурков.
По праву хозяина Сурков выступал первым. Он говорил упавшим голосом, а все свои лестные высказывания об Александре Вешнякове делал в прошедшем времени.
«Нам приходилось общаться с ним часто. Ему можно было позвонить в любое время, спросить что-то об избирательном законодательстве или фамилию заместителя председателя избиркома в далеком сибирском регионе. Меня это поражало, но он всегда был точен, информацию можно было не проверять», – с непередаваемой скорбью рассказал главный идеолог.
Влиятельному чиновнику нравилось в Вешнякове и то, за что, как многие считают, его не оставили на посту председателя ЦИК: «Александр Альбертович всегда говорил все прямо, если был с чем-то не согласен». «Орган, который находится в самом пекле политической борьбы, ни разу не поддался давлению политических партий и спекулятивных заявлений. Мы не припоминаем ни одного скандала. В этом заслуга его руководителя», – не скупился на комплименты Сурков и подтвердил свои слова вручением Вешнякову ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Уже в кулуарах Суркова спросили, почему администрация президента не внесла кандидатуру Вешнякова на новый срок, если он такой замечательный. «В демократической системе периодическая смена – это залог политического здоровья, – не растерялся Сурков. – Никаких претензий к нему нет, он будет востребован на новой государственной работе». Что это за работа, высокий визитер не сказал.
Новым членам ЦИК Сурков пожелал «всего самого хорошего в личной жизни и того, что мы будем часто повторять и слышать этот год: преемственности».
Выступление самого экс-председателя с торжественным настроем контрастировало. Поднявшись на трибуну, Вешняков выглядел расстроенным, но постепенно разошелся и начал вспоминать о «конфликтах с политиками, которые стремятся создать наилучшие условия для своего прохождения во власть и закрепления там».
Скоро стало понятно, на кого Вешняков намекает: он вспомнил, как избирком участвовал в разработке «разумного требования, чтобы в партии было не меньше 10 тысяч человек», и как затем эта норма «не совсем обоснованно была повышена до 50 тысяч». Затем напомнил, как ЦИК выступал за запрет технологии «рекламных кандидатов» (то бишь «паровозов». – «Газета.Ru») – «по нашему предложению президент внес этот законопроект в парламент, однако большинство в Госдуме его отклонило». Кроме того, Вешнякову не нравится разрабатываемый Госдумой законопроект, по которому мандаты в каждой партии будет распределять специальная партийная комиссия. «Этот закон очень опасен», – сказал отставник.
Таким образом, на прощанье Вешняков от души прошелся по «Единой России», которая как раз выступала инициатором всех перечисленных «опасных» законов.
Он тоже пожелал своим уже бывшим коллегам «преемственности». «Чтобы наш уход (уход членов ЦИК, не вошедших в новый состав. – «Газета.Ru») не воспринимался как разгон тех, кто защищал демократические принципы. Это не так, я заявляю со всей ответственности», – на всякий случай оговорился Вешняков. Его провожали бурными аплодисментами.
В зале тем временем началось выдвижение на пост главы ЦИК.
Претендент оказался один: депутат Госдумы и друг Владимира Путина Владимир Чуров, которого выдвинула член ЦИК из прежнего состава Елена Дубровина. Других кандидатур не возникло, а Евгений Колюшин, которого коммунисты собирались выдвинуть на этот пост, предпочел выступить в поддержку Чурова. Все выглядело как постановка.
За него выступило еще несколько избиркомовцев. Самыми загадочными были рекомендации бывшего коллеги Чурова по Госдуме Геннадия Райкова: «Я знаю Чурова еще по работе в аэрокосмическом КБ приборостроителя, где он прошел путь от специалиста до старшего специалиста. Как-то мы делали один прибор, вклад Чурова был очень большой. Так вот, в его объективности (на посту председателя ЦИК. – «Газета.Ru») сомневаться не надо!»
Вопросы к единственному кандидату возникли только у одного участника заседания – члена ЦИК с совещательным голосом от КПРФ Вадима Соловьева. Он устроил Чурову форменный допрос, погоняв испытуемого по широкому спектру тем – начиная с отношения к технологии «паровозов» и заканчивая его мнением о резких заявлениях Владимира Жириновского, во фракцию которого входил Чуров.
От всех вопросов кандидат попросту ушел. По существу дела Чуров пообещал «не комментировать действующее законодательство, а следить за его выполнением».
Соловьева ответы Чурова не устроили: он поагитировал против его кандидатуры, заметив, что у того нет юридического образования: «А мы даже на должность мирового судьи назначаем, если есть образование и пять лет стажа». Кроме того, коммуниста настораживает близость Чурова ЛДПР: «Поварившись в этой среде, Чуров, конечно, набрался всего этого». Под конец своего выступления Соловьев «призвал администрацию президента, чтобы она прислушалась к его доводам и не торопилась с кандидатурой Чурова».
Однако взывать к Кремлю было уже поздно: кандидатуру Чурова вынесли на голосование, и он набрал 13 голосов.
Против проголосовали только двое.
Потом никто из участников тайного голосования не признался, что это он сопротивлялся воле Кремля.
По «пакетным» договоренностям среди членов ЦИК, которые ни для кого в зале не были секретом, пост заместителя главы должен был достаться единороссу-сенатору Станиславу Вавилову, а место секретаря комиссии – «эсеру» Николаю Конкину.
Тогда был бы соблюден и «многопартийный» принцип – все три руководителя представляли бы разные партии. И «фракционный», согласно которому каждый из них представлял бы разные группы ЦИКа: Чуров – «думскую», Вавилов – «президентскую», а Конкин – «сенаторскую».
Однако коммунист Соловьев и здесь стал баламутить: он выдвинул на пост зама Евгения Колюшина. В результате Колюшин набрал 4 голоса, а Вавилов – 11. Конкин стал секретарем на безальтернативной основе.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты и представители большинства партий считают, что Чуров будет выполнять техническую, но важную роль: будучи креатурой президента, он будет оставаться над предвыборной схваткой, не отдавая преимущество на выборах ни одной из партий, а на выборах президента – никому из «преемников».
«Это уже пятая легислатура ЦИК, орган работает уже 16 лет. В переходный период роль ЦИК была очень высока: на первых порах это был орган политический, сглаживающий противоречия между партиями, Кремлем и парламентом, – вспомнил в интервью «Газете.Ru» бывший глава ЦИК Александр Иванченко. – Теперь же ЦИК превращается из политического органа в технический. Избирательное законодательство разработано, правила игры предопределены, так что ЦИК будет технократичным, статистическим – цифры считать». Иванченко, известный своей критикой в адрес законодательных инициатив в предвыборной сфере, даже считает, что теперь главе ЦИК действительно необязательно иметь юридическое образование: «Глава ЦИК будет выполнять теперь техническую роль, а в юридических вопросах он может опираться на своих коллег и аппарат ЦИКа».
С той или иной долей оптимизма с Иванченко соглашаются и политики разного толка. «Руководитель ЦИК меньше будет комментировать различные вопросы, в том числе политические. Закон – это дело законодателей, а ЦИК должен обеспечивать беспристрастные и свободные выборы», – говорит депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов. «ЦИК превратится в более механическую инстанцию, и если будут инициативы, то только по заданию администрации, а не по собственной воле, – считает «яблочник» Сергей Митрохин. – Президент укрепил ЦИК как важный орган во время предстоящих выборов, поставил человека из своей клиентуры. Президенту нужна большая уверенность, что будут выполняться команды, чтобы его не предали в нужный момент, когда нужно будет выполнять крайне специфические задания в этой должности».
К тому же источники «Газеты.Ru» в Госдуме, опираясь на близкое знакомство с фактами биографии нового главы ЦИК, утверждают, что отец Чурова в свое время служил в органах госбезопасности вместе с отцом Путина, что делает их связь «глубоко личной».
Дмитрий Виноградов
27.03.2007
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/2007/03/27/oa_234997.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Костенко Н., Под личный контроль президента
Демократия.Ру: Бакли Н., Путин увольняет главу российского избиркома
Демократия.Ру: Центризбирком: арбитр или игрок на выборах?
Демократия.Ру: Александр Вешняков: "Я сторонник графы "против всех"
Демократия.Ру: Шевцова Л., Бессилие Путина
Демократия.Ру: Костенко Н., Вешняков проговорился. Возможно, ЦИК подумывает о досрочной предвыборной кампании
Демократия.Ру: Альбац Е., Отец родимый
Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов
Демократия.Ру: Левченко А., Кремлю нужен неуч
|