Демократия.Ру




Тирания - всегда признак слабости. Джеймс Лоуэлл


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:58

Обновлено: 29.03.2007  Версия для печати

Тайный союз 10-ти

Становая Т.

В Кремле заинтересованы в четком разделении системной и несистемной оппозиции. Для этого политическим партиями предлагают подписать Хартию о противодействии экстремизму. Хартия должна стать письменной гарантией отказа партии от участия в мероприятиях внесистемной оппозиции. По данным «Ведомостей», согласие подписать Хартию дали лидеры всех 10 партий, присутствовавших на встрече с президентом 6 декабря прошлого года.

Борьба с экстремизмом в прошлом году сменила борьбу с фашизмом и «оранжизмом». Все радикальные антивластные проявления сведены в понятие экстремизма. Была значительно ужесточена соответствующая законодательная база. Сегодня любое подозрение в экстремизме может иметь существенные последствия для СМИ, политиков, кандидатов и партий, вплоть до уголовного преследования. Одновременно понятие экстремизма максимально расширено - при желании под него можно подвести любую жесткую критику власти. Это означает, что ни один «экстремист» не будет допущен до выборов. Наконец, нынешняя инициатива выглядит уже непосредственной мерой против применения оппозицией «оранжевых технологий». Любая попытка поставить под угрозу легитимность итогов выборов оказывается вне закона. В декабре прошлого года российский президент провел встречу с лидерами основных политических партий России. Таковых оказалось 10: Борис Грызлов («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Сергей Миронов («Справедливая Россия»), Сергей Бабурин («Народная воля»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Григорий Явлинский («Яблоко»), Никита Белых (СПС), Владимир Плотников (Аграрная партия), Геннадий Гудков (Народная партия), Василий Шестаков (Социалистическая единая партия России). На этой встрече, обсуждая проблемы борьбы с экстремизмом, Путин очертил рамки дозволенного для основных участников выборов 2007 года, значимость которых в контексте предстоящей смены президента крайне высока. В разговоре с лидерами партий президент обозначил две запретные черты, от перехода которых и хотел предостеречь участников встречи: разыгрывание националистической «карты» и «оранжизм». То есть на самом деле речь идет о любом проявлении радикальной оппозиционности.

В последнее время с участниками той встречи происходят весьма интересные процессы. «Яблоко» фактически вытесняется на улицу - партия принимает активное участие в уличных акциях, находясь на грани превращения во внесистемную оппозицию. И что может помешать этому, пока не понятно. Партия электорально очень слаба, после провала на мартовских региональных выборах у нее, похоже, не остается альтернативы радикализации. Успешное участие «яблочников» в выборах сейчас кажется сомнительным.

КПРФ в прошлом году провела громкую несанкционированную акцию в честь годовщины Октябрьской революции. Милиция не решилась пресекать шествие коммунистов, ситуация на улице была очень напряженной. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов тогда выступил с беспрецедентно резкой критикой в адрес Кремля.

«Народная воля» Сергея Бабурина превратилась в «Народный союз», вобрав в себя радикальные националистические движения и организации, которые также часто блокировались и с левыми радикалами, выступая на протестных митингах. Кроме того, Кремль очень не хочет, чтобы националисты выступали вместе с праворадикалами, к которым относят ДПНИ и остатки «Родины» Рогозина-Савельева. С остальными участниками у Кремля вряд ли могут быть проблемы. ЛДПР, «Справедливая Россия» - пропрезидентские партии, СПС так или иначе встраивается в существующий порядок и уже вряд ли пойдет на митинг с радикалами. Геннадий Гудков вошел в СР, а Василий Шестаков вообще не проявил себя как партийный лидер.

Тем временем внесистемная оппозиция активизируется. Это видно по «маршам несогласным», которые проводят радикалы. Последний из них состоялся в Нижнем Новгороде. Тогда на улицы вывели 20 тыс. милиционеров для противостояния сотне оппозиционеров, что свидетельствует о сильном страхе властей перед неконтролируемой уличной активностью, вне зависимости от ее масштаба. Главный риск для власти состоит в респектабилизации «маршей несогласных»: в присоединении к ним узнаваемых и опытных политиков, находящихся в системной оппозиции, либо близких к ней (например, Сергея Глазьева, лидеров КПРФ, «яблочников»).

Как стало известно «Ведомостям», администрация президента склоняет политические партии к подписанию обязательства не сотрудничать с политиками-экстремистами. Переговоры ведутся в строжайшей тайне. Документ готовы подписать (или уже подписали) все 10 лидеров прошлогодней встречи с Путиным. Во вторник, по данным «Ведомостей», подпись под документом поставил первый зампредседателя «Яблока» Сергей Иваненко.

При этом АП пошла на некоторое смягчение текста документа, чтобы не отпугнуть партии. Так, в прежней версии хартии предлагалось во время агитации «не допускать экстремистских заявлений и действий, способных подорвать общественно-политическую стабильность, внести раскол в российское общество», отказаться сотрудничать с организациями, пропагандирующими «расизм, национальное превосходство, разжигающими религиозную и социальную рознь», выступать в СМИ, в которых «представляют слово лицам и организациям, допускающим экстремистские заявления», публично осуждать такие СМИ. Предлагалось также «не участвовать в демонстрациях митингах, шествиях <...> проводимых с использованием экстремистских лозунгов». Из нового текста исчезло упоминание о «социальной розни», а осуждать предлагается лишь те СМИ, которые «в качестве редакционной политики дают место экстремистским заявлениям». Партиям позволено принимать в свои ряды и поддерживать на выборах тех, кто публично отказался от экстремистской деятельности. Исчез и абзац об отказе от действий, могущих «привести к насилию, подорвать общественно-политическую стабильность, внести раскол в общество».

Есть большие сомнения в том, что документ будет эффективным. Ведь смысл пактов заключается именно в гласности - участники, ставя свои подписи, дают обществу определенные обязательства, нарушение которых означает репутационные потери. Тайное подписание хартии лишает ее смысла и значительно снижает возможность контроля над ее соблюдением. Тем не менее, Кремль был вынужден пойти на это, в противном случае оппозиция могла отказаться от участия в данном мероприятии. Главное же заключается в том, что никакая хартия не удержит оппозицию от протестных массовых акций в условиях, если произойдет ослабление режима. При его стабильности протестная деятельность оказывается слишком рискованной, и партии не станут рисковать своими шансами пройти в Госдуму.


Татьяна Становая
29.03.2007

Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://www.politcom.ru/article.php?id=4346


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Колесников А., Интересная политика

 Демократия.Ру: Лось Д., А ты голосовал за депутата-бабуина?

 Демократия.Ру: Чеботарев Ю., В мире животных

 Демократия.Ру: Кынев А.,Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан

 Демократия.Ру: Кынев А., Агония власти

 Демократия.Ру: Кынев А., Зачистка от демократии

 Демократия.Ру: Осовцов А., Болонки на ковре

 Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор

 Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта