Демократия.Ру




Тщетно надеяться, что может быть написана такая конституция, при которой любой избранник получит большинство голосов, а любой закон — единодушную поддержку. Томас Бабингтон Маколей, (1800-1859), британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:29

Обновлено: 29.03.2007  Версия для печати

Новый ЦИК России: какими будут выборы?

BBC

Владимир Чуров был избран во вторник председателем Центральной избирательной комиссии России. За него проголосовали 13 из 15 членов ЦИК.

Заместителем председателя ЦИК стал Станислав Вавилов, секретарем - Николай Конкин. О том, как новые назначения в ЦИК отразятся на выборных процессах в России, в программе "Радиус" рассуждали член ЦИК Елена Дубровина , эксперт по избирательному праву Леонид Кириченко и генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов .


Би-би-си: Елена, почему вы внесли кандидатуру Чурова?

Елена Дубровина: Из тех, кто находится в составе ЦИК на данный момент, это самая приоритетная новая фигура, не обремененная стереотипами, способная на новый подход, на новый взгляд на наши проблемы.

Би-би-си: Почему выборы были безальтернативными?

Е.Д.: Наверное, надо спросить моих коллег, почему у них не родилось другого мнения...

Леонид Кириченко: Это очень удачный выбор, потому что из 15 членов это единственный специалист по физике атмосферы, а в нашей стране атмосфера, особенно политическая, гораздо важнее права. А выборы были безальтернативными, потому что больше никто не хотел [стать председателем ЦИК].

Би-би-си: Недавно Дума изменила закон, разрешив работать в ЦИК не только юристам. Это было сделано нарочно, под Чурова?

Михаил Виноградов: Конечно, да. Назначение Чурова - назначение политическое: не секрет, что Чуров является креатурой Путина. Я думаю, в этом два политических смысла: во-первых, мы видим, что Владимир Путин занялся выстраиванием архитектуры власти после своего ухода. Первым шагом в этом направлении был трехлетний бюджет. Что бы нам ни говорили экономисты о важности этого документа, понятно, что Путин пытается заложить основы бюджетной политики страны на время после своего ухода.

Следующий шаг - поставить в Центризбирком человека, который будет оставаться лояльным Путину после его ухода. Второй резон связан с тем, чтобы сделать фигуру председателя ЦИК относительно независимой от всех остальных кланов, групп, кроме самого Путина. Чуров не человек Медведева, Иванова или "Единой России".

В этом плане он сможет реализовывать либо курс на независимость ЦИК, либо гарантировать Путину, что его политику на выборах не повлияет ничто. В этой логике, по мнению Путина, залог независимости Центризбиркома: когда политика не зависима ни от кого, кроме его самого.

Би-би-си: Говоря о том, что Чуров - человек Путина, вы имеете в виду их совместную работу в прошлом?

М.В.: Да, они знают друг друга и могут друг другу доверять.

Би-би-си: Чем не устраивал Путина Вешняков?

Л.К.: Новый председатель сказал: "В отличие от Вешнякова, я не буду комментировать законы, а буду их выполнять". Поскольку у нас законы предельно двусмысленные, то в "казнить нельзя помиловать" можно ставить запятую то там, то здесь - и все будет безукоризненным выполнением закона.

Би-би-си: Глава Госдумы Борис Грызлов сегодня сказал: "можно только приветствовать позицию нового председателя ЦИК не комментировать законы, а исполнять их". Елена, вы послушаетесь Грызлова и не будете комментировать законы или все-таки оставите за собой такое право?

Е.Д.: Что касается необходимости юридического образования для кандидатуры председателя: меня крайне удивляет тот факт, что никто из журналистов не удосужился посмотреть досье Вешнякова, который восемь лет руководил комиссией. У него нет юридического образования! Тем не менее, он, по многим оценкам, достаточно успешно справлялся с руководством, и это не мешало ему комментировать закон.

Я - заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, не всегда была согласна с его интерпретацией некоторых норм и предпринимаемыми в связи с этим действиями. Полагаю, что позицию ЦИК лучше было проверять на совещаниях, т.к. это коллегиальный орган, а не выходить с комментариями на большую аудиторию.

Би-би-си: Вы не будете комментировать законы, которые касаются выборного процесса, даже до того, как они будут приняты?

Е.Д.: Я восемь лет веду направление взаимодействия ЦИК с политическими партиями. Как только начинается избирательная компания, мне звонят представители различных политических партий с вопросами, как применять ту или иную норму. Безусловно, я их комментирую и несу ответственность за свой комментарий.

Би-би-си: У вас есть свое отношение к отмене графы "против всех", к ужесточению привил снятия с выборов кандидатов - всему тому, о чем говорил Вешняков?

Е.Д.: Конечно. И не всегда совпадающее с мнением председателя, которое выдавалось за мнение всего ЦИК. Я считаю, комментарий от имени всей избирательной комиссии излишен. Либо мы имеем право дать каждый свой комментарий, либо это должна быть позиция ЦИК, зафиксированная ее решением.

Би-би-си: Один из политологов сказал, что Вешняков придавал выборам респектабельность и легитимность. Исходя из этой логики, нынешнюю власть вообще не заботит имидж выборного процесса?

Л.К.: Пока нельзя говорить, что нелигитимность в глазах международной общественности упала. От того, что избрали физика атмосферы, ничего еще не случилось.


Владимир Чуров
Родился 17 марта 1953 году в Ленинграде
Окончил физический факультет Ленинградского Государственного университета
Окончил Народный университет технико-экономических знаний
С 1992 года работал в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга
Депутат Госдумы от ЛДПР
Работал в комитете Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками


М.В.: В чем была причина прошлогоднего бунта Вешнякова? Он сам создал сегодняшнюю специфическую избирательную систему. Оказалось, что система может работать четче и без него, а ему места не остается. Естественно, это вызвало бунт Вешнякова, завершившийся его уходом. Не нужно думать, что он поплатился за свою оппозиционную активность, он был не больший оппозиционер, чем Сергей Миронов. Политические причины отставки Вешнякова были субъективны и мало касались, насколько мне известно, его отношений с "Единой Россией" и критики существующего режима.

Тем не менее, сегодня мы столкнулись с необходимостью существенного обновления работы избиркомов. Чем интересен Чуров - похоже, он не оброс за время работы в Москве системой связей и обязательств, которые позволят на него всерьез давить во время выборов.

Понятно, что такое обновление желательно провести и дальше, на уровне территориальных избиркомов, потому что те две "горячие точки", которые мы увидели весной на выборах в России - это Дагестан и Тува, являются свидетельством кризиса системы избиркомов, ее зарегулированности административным ресурсом, когда решение локальных задач местной региональной элиты приводит к некоторой дестабилизации на общефедеральном уровне.

Л.К.: Когда заместитель главы администрации Сурков благодарил прошлый состав ЦИК за то, что он не поддался давлению ни одной из партий, (заметьте, не просто какому-либо давлению, а только из партий), мне казалось, что Центризбирком давил партии, а не наоборот, что показывают последние выборы и судьба "Яблока".

Когда на сегодняшнем заседании говорилось, что теперь уже не будет меняться избирательное законодательство, то я вспоминаю, как три года назад то же самое говорил Вешняков перед крутой ломкой избирательной системы. Избирательный закон можно еще ухудшить, есть резервы. Например, у Пол Пота в Кампучии право выбора жениха и невесты не принадлежало людям, за них это решала партия.

Би-би-си: В 2004 году на Украине во время президентских выборов разгорелся скандал, связанный с тем, что данные с избирательных участков шли по электронной системе не напрямую в ЦИК, а в администрацию президента, где они несколько корректировались, а потом только попадали по адресу. Насколько в России возможны манипуляции такого рода?

Л.К.: Думаю, надо быть настороже, чтобы нечаянно не нажать кнопку "2007-2008", чтобы не выскочили результаты выборов, заложенные туда заранее. Это шутка, но она печальна и близка к истине. Какая разница, где будут фальсифицировать: сначала в администрации украинского президента, а потом в ЦИК, или сразу в ЦИК будет делаться то же самое с теми же результатами?
Би-би-си: Насколько российская электронная система для голосования защищена от манипуляций?

Е.Д.: Я не связана напрямую с этой системой и не хотела бы комментировать ее работу, но я считаю самым главным и необходимым в избирательных кампаниях контроль со стороны общественности. Когда на избирательные участки придут грамотные наблюдатели, понимающие свою роль и суть выборного процесса, тогда будет гарантия, что все идет как следует. Я, работая с партиями, всегда настаиваю на этом.

Би-би-си: Почему, услышав "контроль общественности", вы рассмеялись, Леонид?

Л.К.: В последнем изменении законодательства от наблюдения за выборами были отстранены все, кроме наблюдателей от тех партий, которые находятся в избирательном бюллетене. Только они имеют право смотреть, как насчитывают. Одновременно были введены поправки в закон о выборах Думы и президента, что каждая избирательная комиссия под предлогом найденной ошибки имеет право переписать протокол заново, с новыми результатами, улучшенными и исправленными.

Комиссия имеет право никому не показывать, была ли ошибка или ее не было. Все нормы написаны так, что ни одно нарушение закона, даже перестрелка на дагестанском избирательном участке, не является основанием для отмены выборов на этом участке. Если все протоколы и бюллетени будут заменены на глазах членов комиссии, это не безусловное основание для отмены итогов голосования. Можно отменить, а можно и оставить.... очень уклончивый у нас закон.

Е.Д.: Я могу подтвердить, что из избирательного законодательства исчез общественный контроль и даже знаю, как это случилось. Всегда в нашем законодательстве было прописано, что за выборами имеют право наблюдать политические партии, политические объединения и общественные объединения. Но при подготовке проекта закона именно в ЦИК Вешняков выделил фразу "в том числе общественные объединения, не участвующие в выборах".

Видимо, в результате прохождения данного проекта в Думе чей-то глаз зацепился за эту формулировку, и ее выкинули. Я за то, чтобы общественные организации были допущены. Думаю, что в скором времени мы вернемся к этому вопросу, и он будет решен в пользу общественных организаций. Я была на многих избирательных участках и считаю, что если там есть грамотные наблюдатели, они "выстраивают" работу комиссии строго по регламенту. Сбоев, скрытых пересчетов или подложных протоколов в этом случае не бывает.

М.В.: Сожалея об исключении из закона положения о наблюдателях, я не очень верю в эффективность такого рычага. Общественные организации слабы, как и оппозиционные партии, для того, чтобы серьезно вести давление на власть. По всей стране достаточно сложно найти людей, которые будут работать в избиркомах на выборах. Искать наблюдателей - тем более. Каждому надо объяснить, что делать в случае прихода милиции: вести себя жестко, составлять протоколы. Понятно, что в России, где ценности гражданственности находятся на втором плане, найти людей, которые реально будут вести себя крайне жестко, в том числе с милицией, сложно.

Как ни странно, сегодняшняя власть в лице Путина оказалась заинтересована в сравнительно честном проведении выборов, хотя бы президентских. Мы услышали на пресс-конференции Путина первого февраля идею выдвижения нескольких кандидатов в президенты, которые будут конкурировать между собой. При этом раскладе Путину в известной мере все равно, кто из них победит, и в его интересах заставить их бороться именно за поддержку избирателей, а не за административный ресурс или поддержку территориальных избирательных комиссий. Назначение Чурова является шансом для того, чтобы был инструмент непартийного контроля за сравнительно честным проведением выборов. Посмотрим, воспользуется ли Чуров этим шансом.

Л.К.: Не хочу ругать слабую подготовку общественных наблюдателей, а отметить, насколько лучше подготовлены избирательные комиссии. В законе написано, что милиция не закон соблюдает, а выполняет указания председателя комиссии и удаляет наблюдателей по его свистку. Наш удивительный закон не запрещает честный подсчет голосов.

Но, единственный в мире, запрещает судам отменять фальсифицированные результаты выборов, если они сфальсифицированы правильно. В законе написано, что не могут послужить основанием для отмены выборов действия, направленные на помощь спойлерам [лицам, выдвигающим свои кандидатуры с целью помешать избранию других - ред.], которые все равно в Думу не пройдут, то есть украденные голоса останутся украденными.

Би-би-си: Пересчитывать голоса и отменять решение никто не будет?

Л.К.: Это норма закона, очень предусмотрительная.

М.В.: Если Владимир Чуров сейчас заявит, что ситуации в Дагестане, Туве, Подмосковье вызывают у него вопросы, это будет говорить в пользу версии о том ,что он будет неким чистильщиком, который будет сканировать избирательную систему. Если этого не произойдет, значит, в назначении Чурова угадываются иные мотивы.

Би-би-си: Было странно наблюдать, что один из трех кандидатов является сторонником третьего срока президентства Путина. Можно ли, глядя на состав ЦИК, сказать, что мы видим некий сценарий "Путин-3"?

М.В.: Мы вообще мало видим там противников третьего срока. Но я думаю, что Путин заинтересован в том, чтобы итоги выборов выглядели достаточно убедительными в глазах мировой и российской общественности.

Би-би-си: Почему Запад довольно вяло реагирует на изменения избирательного законодательства в России? Они согласились с концепцией суверенной демократии?

М.В.: Интерес к России упал, и интерес к хитросплетениям и нюансам подковерной борьбы также. Сегодня европейские страны не предъявляют тех демократических критериев, которые они предъявляют к странам, считающимся "своими". Они же не требуют от Саудовской Аравии соблюдения всех процедур.

Л.К.: До тех пор, пока нефть и газ идут по трубам бесперебойно, проблемы мелких хитростей законодателей, по которым в Страсбургском суде невозможно обжаловать, потому что все это в рамках закона. Оказывается, наш главный избирательный закон - закон о гарантиях - построен с таким запасом прочности, что Центризбирком никем не может быть распущен, ни за какие преступления и нарушения. Они просто пропустили в законе фразу о тех, кто имеет право подать в Верховный суд требования о роспуске. Десять лет уже пропущено, и никто не собирается восстанавливать.

Би-би-си: Как частное лицо вы можете подать это требование?

Л.К.: Конечно, нет! Разделили удивительную норму: нарушение избирательных прав и нарушение избирательного законодательства. Ни один гражданин, даже прокурор, не имеет права пожаловаться на фальсификацию выборов. На это имеют право жаловаться только избирательные комиссии, остальные - ненадлежащие заявители. Вы можете жаловаться на то, что вам не дали бюллетеня, вас не зарегистрировали, вам не принесли на дом урну - вот это ваши права. На этом они кончаются. А как считаются голоса - не вашего ума дело, это дело комиссии.

Би-би-си: Каким вы видите будущее парламентских и президентских выборов, как они пройдут?

Е.Д.: Я опровергаю все, что говорилось выше, потому что любого члена ЦИК можно решением суда отстранить от должности досрочно ввиду недобросовестного исполнения обязанностей, это предусмотрено законом. А что касается предстоящих выборов, это огромное чувство ответственности, и нами будет сделано все, чтобы провести кампанию на должном профессиональном уровне.


BBC
28.03.2007

Статья опубликована на сайте BBC.CO.UK
Постоянный URL статьи http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/russia/newsid_6502000/6502465.stm


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Осовцов А., Болонки на ковре

 Демократия.Ру: Виноградов Д., Нужный человек

 Демократия.Ру: Костенко Н., Под личный контроль президента

 Демократия.Ру: Члены Центризбиркома отныне не должны непременно иметь юридическое образование

 Демократия.Ру: Левченко А., Центрально избираемая комиссия

 Демократия.Ру: Кириченко Л., Идеальные выборы с безграничным доверием

 Демократия.Ру: Центризбирком: арбитр или игрок на выборах?

 Демократия.Ру: Вишневский Б., Хроника отмены выборов

 Демократия.Ру: Кремль здорово боится будущих выборов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта